ТЕМА

Оружейница Юля и контролер Рая

01 октября 2008 | 11:33 , Кирил Лавров, для ТЕМЫ

Намеченный на четверг визит Тимошенко в Москву проходит под девизом «агент едет в центр». Секретариат Президента почти открыто заявляет, что премьер полетит за благословением Путина, прихватив гостинец - военные секреты Украины. «Разве у нас еще остались секреты?!», - воскликните вы. В океане наши секреты - «дрейфуют» на захваченной пиратами «Фаине». Но почему тогда Тимошенко упорно перетягивает на себя торговлю оружием и рождает постановления про информирование России о перемещении стратегического оружия? Это ли не свидетельство того, что в «бредовых шутках» Секретариата только доля «шутки», остальное правда.


Волей-неволей Балога и Ко втянули общественность в бесплодный спор на тему: продалась ли Кремлю Юлия Владимировна или осталась верна заветам ПалИваныча (в смысле «не политика, а Хозяина»)? В публичных действиях премьера особой «проросийщины» не наблюдается. Не видно и внешних проявлений поддержки ее персоны со стороны Кремля. Хотя нельзя исключить, что чего-то мы не знаем, не видим, оно скрыто в тени всякого рода встреч без галстуков, пиджаков, кофточек и прочей верхней одежды.
 
Но бродящий по кабинетам «хлопчиков» из окружения Балоги слух о том, будто у Юлии Владимировны роман с одним из столпов путинско-медведевской администрации не дает ответа на вопрос: почему Москва сделала ставку (если сделала) на Юлю? Ведь есть еще Янукович, «приправленный» Табачником, имеющие прямые контакты с российским руководством и в силу своих возможностей направляющие Партию Регионов (точнее, контролируемую ими часть партии) в нужное русло. И романтика тут не при чем: не скажешь ведь, что у мадам Кильчицкой есть шансы стать мэром Парижа только потому, что отец ее второго ребенка, по ее утверждению, француз.
 
Значит, искать нужно в другом месте. Например, в сфере безопасности. Россия не скрывает, что в современных условиях в Украине ее интересует одно: чтобы наша страна не стала очагом военной угрозы для необъятной соседки. С этим корреспондируется и вопрос НАТО, и наше отношение к трехдневной войне в Южной Осетии, и будущий политический расклад на Печерских холмах, и торговля оружием.
 
Надо признать: мы не интересуем Россию ни как перспективный рынок сбыта, ни как близкий торговый партнер, а сам факт географического соседства не дает нам никаких преимуществ перед другими странами. Да, в СМИ бытует легенда, что цена газа в $179,5 за тыс. куб. м., которую посредник платит на границе – это признак особого расположения «Газпрома». Однако этот миф проще простого развеять: Армения покупает газ по $110 за тыс. куб. м., а повышение до $200 ей обещают лишь после 2010 года. Так что, господа хорошие, не надо никого обманывать и самообманываться: нет эксклюзивного сотрудничества с Россией, нет стратегического партнерства, и по большому счету мы ничего друг другу не должны.
 
Единственное, что от нас еще хотят в Москве – это, повторюсь, чтобы мы не размещали на своей территории американские базы и не пускали на порог НАТО. Именно такие обещания гипотетически могла дать Тимошенко в обмен на поддержку Кремлем на выборах украинского президента. Посредником между нею и кремлевскими функционерами мог выступить кум Президента Путина Виктор Медведчук. О роли Медведчука в последние дни внезапно заговорил и Виктор Ющенко. Выступая в Америке, он открыл «страшную тайну»: Тимошенко предлагала ему назначить Виктора Владимировича послом в Россию.
 
Конечно, сам этот факт вовсе не говорит о возможностях Медведчука напрямую договариваться с Путиным. В его нынешнем положении «ты никто и зовут тебя никак» уехать послом в Москву, поселиться с красавицей Оксаной и детьми на Рублевке, наконец, просто оказаться «при деле» - очень даже неплохая перспектива. Но Президент и тут перекрыл премьеру кислород, а Медведчук, если верить прессе, ездит в Белокаменную хлопотать за Юлю так сказать на общественных началах. Правда, по мнению автора, роль Медведчука в российском промоушине Тимошенко сильно преувеличена пиарщиками последней. Они, вероятно, решили, что ее образу не повредит небольшая демонизация, и тайная миссия Медведчука добавит этого «перчику».
 
Такой вывод напрашивается, поскольку не только Тимошенко ездит в Москву и не ее одну там рассматривают. Почти одновременно с премьером туда должна наведаться секретарь СНБО Раиса Богатырева, чтобы, по ее собственным словам, подготовить комиссию Ющенко-Медведев.
 
Однако сама должность Раисы Васильевны обязывает ее говорить с российскими коллегами на темы безопасности. Эту тему стремится перехватить и Тимошенко. Накануне визита она сделала очередное поползновение в «огород Богатыревой»: правительство изменило Порядок осуществления государственного контроля за международной передачей товаров двойного назначения, а также утвердило проект соглашения с РФ относительно информирования о продаже переносных ракетных комплексов. Эти документы взаимосвязаны и фактически означают установление контроля Москвы над экспортом украинского оружия.

Глава Госслужбы экспортного контроля, генерал Юрий Петроченко поясняет, что изменение редакции Национального перечня товаров двойного назначения, прежде всего, касается создания ракетного вооружения. А новшества Порядка осуществления госконтроля за международной передачей товаров двойного назначения позволят нам выполнить взятые на себя обязательства по режиму контроля за ракетными технологиями.
 
Но самое важное, что эти изменения идут в комплексе с проектом Соглашения об обмене информацией с Россией. Там упор делается на экспорт, импорт или перемещение переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла» и «Стрела». В мире такие комплексы производят только США, Англия, Франция и Россия. Фактически Украина берет на себя обязательства информировать Россию о продаже или покупке нами этих зенитно-ракетных комплексов. Более того, даже если американцы просто на время поставят нам тут эти ракеты («перезимовать в украинских конюшнях») Киев будет обязан сообщить Москве.

Вообще, данные решения –продолжение борьбы за контроль над оружейной темой, которую второй год ведут Президент и премьер с переменным успехом. Мало кто знает, что первый указ Виктора Ющенко, которым приостанавливалось действие постановления Кабинета министров, был издан 16 октября 2006 года и касался претензий тогда еще правительства Виктора Януковича на торговлю оружием через "Укрспецэкспорт". Это позже указы на решения уже тимошенского Кабинета вместе с исками в Конституционный суд пошли десятками. Их даже перестали считать (да и выполнять тоже).
 
Но на тот момент такой шаг был «новеллой». Ющенко своим указом останавливал действие постановления КМУ №1336 от 20 сентября 2006 года, которым правительство внесло изменения в другое постановление – №944 от 14 августа 1996 года и №1247 от 9 октября 1996 года относительно деятельности государственной компании экспорта и импорта продукции и услуг военного и специального назначения "Укрспецэкспорт". Кабинет министров изменил устав компании и подчинил ее напрямую правительству. Президента и Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), имевших право осуществлять руководство компанией, лишили этой возможности. Кроме того, правительство предоставило премьер-министру право назначать генерального директора "Укрспецэкспорта", хотя ранее это всегда делал Президент после совместного представления премьер-министра и секретаря СНБО.
 
Также постановление №1336 обязывало генерального директора "Укрспецэкспорта" отчитываться о деятельности компании перед главой правительства и лишь передавать соответствующую информацию СНБО. В прежней редакции устава он должен был отчитываться как перед премьер-министром, так и перед президентом и секретарем Совбеза. Вопрос формирования филиалов и дочерних фирм "Укрспецэкспорта" генеральный директор компании, согласно нормативному акту от 20 сентября, должен был согласовывать с первым вице-премьером, хотя раньше для этого требовалось согласование с секретарем Совбеза.
 
Фактически правительственное постановление забирало у СНБО право принимать участие в процедурах ликвидации, реорганизации и назначении нового руководителя компании. А, забирая у СНБО функции контроля над оружейным бизнесом, Кабмин одновременно лишал Президента этой компетенции.  «Правительственное постановление снижает уровень контроля и означает намеренное стремление Кабинета министров снизить статус этого вопроса и перевести его в сферу чисто хозяйственной деятельности",– сказал тогда журналистам Виктор Бондарь, представлявший Секретариат.
 
С другой стороны есть нюанс, который позволяет нынешнему Кабмину пользоваться наследием предшественников и диктовать правила игры «Укрспецэкспорту»: вопрос до сих пор не решен в суде. Причем, у правительства неплохие юридические позиции. Дело в том, что устав «Укрспецэкспорта» был утвержден Кабинетом министров, поэтому формально нельзя запретить ему вносить изменения в документ, который этот орган сам же и утвердил.
 
Поэтому, полагают осведомленные источники, именно вопрос контроля над торговлей оружием может стать той последней каплей, которая взорвет шаткий мир между Банковой и Грушевского. Ожидается, что после визита в Москву, где, не исключено, будет подписано (или проанонсировано) упомянутое выше соглашение по контролю над перемещением зенитно-ракетных комплексов типа «Игла» и «Стрела», Виктор Ющенко напомнит, что, согласно Конституции, только ему принадлежит право реализации внешнеполитической деятельности, одной из составляющих которой является военно-техническое сотрудничество. Юля пошлет его подальше. После чего будет легализован указ о роспуске парламента и назначении временного премьера.
 
Более того, ныне блуждающий по Интернету проект указа, где и.о. премьера записан Юрий Ехануров, вовсе не является окончательным вариантом. Под сукном лежат и другие проекты, где у премьеров иные фамилии. В том числе – Богатырева.
Но секретарь СНБО может и не допустить конфронтации, если сумеет вовремя развести враждующие стороны. Именно в ее руках – железный аргумент: контроль за оружием на самом деле – это вопрос СНБО, он всегда им занимался в тесном сотрудничестве с «Укрспецэкспортом». Тут у Богатыревой есть не только аргументы, но и поддержка «Укрспецэкспорта».
Дело в том, что нынешний руководитель этой структуры Сергей Бондарчук – протеже Сергея Левочкина. В свою очередь Левочкин давненько перешел из «группы Януковича» в «группу Ахметова» и больше других ратовал за избрание Раисы Васильевны лидером партии. В связи с этим Бондарчук не признает диктата Кабмина и готов «сдаться» только СНБО.
Кстати, на официальном сайте компании написано, что руководство государственной политикой в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) осуществляет Президент Украины. А Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере ВТС; осуществляет текущий контроль деятельности органов исполнительной власти в сфере ВТС, подает Президенту Украины соответствующие выводы и предложения; инициирует разработку нормативных актов и документов по вопросам ВТС, обобщает практику их применения и результаты проверок их выполнения. Что же касается Кабинета Министров Украины, то он лишь «обеспечивает реализацию государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества».
Таким образом, у Богатыревой есть все основания в критический момент перебрать на себя управление ВТС и тем самым лишить Тимошенко возможности демонстрировать Кремлю военные уступки в «подарочной упаковке». Это в свою очередь лишит радикалов из Секретариата почвы для «антишпионской» риторики. В общем, накал страстей можно ощутимо снизить. Что, кстати, сохранит немного «бабла» в дырявом бюджете. Которых, кстати, не достает армии. На последнем СНБО 26 сентября большинство членов Совета проголосовали за необходимость увеличения бюджета Вооруженных Сил Украины с 17,5 млрд. грн. (как записано в проекте госбюджета-2009) до 32,4 млрд. грн. Тимошенко, как известно, от голосования воздержалась…


комментарии [1]

05.10.2008 01:55     Сергей Гончаров "упор делается на экспорт, импорт или перемещение переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла» и «Стрела». В мире такие комплексы производят только США, Англия, Франция и Россия."
Автор слегонца погорячился (или поскромничал)- свое производство ПЗРК есть еще как минимум у пяти стран: Ирана, Китая, Пакистана, Польши и Швеции.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сиднейский музей полиции и юстиции

1920-е годы. Фото клиентов полицейского участка.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: