Скандал с нулевой суммой27 ноября 2008 | 16:21 , Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества Зачем наш МИД поскандалил за морскую границу с Россией? Переговоры о размежевании пространств Азовского моря и Керченского пролива начались еще в 1996 году. Украина хотела провести границу в Азовском море и Керченском проливе, а Россия настаивала на их общем использовании. Киев сразу предлагал разделить Азов на части ради эффективного контроля над ситуацией на море и эффективной борьбы с браконьерством и нелегальной миграцией. Но в Москве утверждали, что такой формат нанесет серьезный ущерб экологии региона и экономике Приазовья. В основе принципиальных позиций лежали и продолжают лежать экономические интересы. При разделе Украине отойдет 60% акватории моря, более глубокой и богатой рыбой, что, понятно, не удовлетворяет Россию. Следует отметить, что согласованных в договорном порядке границ между Россией и Украиной в Азовском море и Керченском проливе действительно нет. Кроме того, представленную украинской стороной линию границы в Керченском проливе Москва не признает, а в проекте договора о госгранице в Азовском море не указаны координаты размежевания. Несмотря на существование украинско-российского Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, Россия настаивает на присвоении им статуса внутренних вод двух государств. И считает, что линию границы проводить нужно, но водная поверхность и морские ресурсы, как и континентальный шельф, должны остаться в общем пользовании. Позиция РФ сводится к тому, что морское дно может быть разделено по примеру Каспийского моря. Дело в том, что в пределах континентального шельфа Азовского моря есть залежи природного газа. Учитывая это, российская сторона и в дальнейшем будет тормозить вопрос решения статуса моря и пролива, чтобы не допустить Украину к разработке в одностороннем порядке месторождений на азовском шельфе. Так, в частности, еще при президентстве Владимира Путина был подписан закон, который вносит изменения в «Закон о континентальном шельфе России» и «Закон об исключительной экономической зоне России». Таким образом, поскольку статус Азовского моря не определен, Москва может использовать этот акт, чтобы воспрепятствовать самостоятельной разработке месторождений в Азовском море и в зоне Керченского пролива Украиной или ее иностранных партнеров. Таким образом создаются условия, при которых, если российская сторона не пойдет на размежевание Азовского моря и Керченского пролива по дну, экономическая деятельность украинских компаний будет заблокирована. За десятилетие стороны накопили богатый опыт блокирования инициатив друг друга. Раунд за раундом переговоры заканчивались подписанием протокола об отсутствии консенсуса и расходились до новой встречи. Но в Киеве и Москве понимают, что вечно так продолжаться не может. Москва уже провела ряд мероприятий по усилению своих позиций в Азове и Керченском проливе. В 2003 году это было строительство дамбы напротив Тузлы, сейчас происходит укрепление береговых линий и работы в российских прибрежных водах. Согласно Плану действий Украина — Россия, «до 2009 года Украина и РФ завершат подготовку согласованных текстов документов по размежеванию Азовского и Черного морей, а также продолжат переговоры о размежевании Керченского пролива». Кроме того, план предусматривает подготовку «проектов двусторонних соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе». Казалось бы, цели определены, задачи поставлены, осталось только приложить усилия. Однако политическая нестабильность в Украине, отсутствие координации ветвей власти в вопросах выработки согласованной позиции в этом вопросе привели к тому, что украинские дипломаты не смогли договориться с российскими коллегами и решили пойти другим путем — через политическое давление склонить Москву к выработке компромиссного решения. Дело в том, что на этой неделе состоялся саммит глав правительств СНГ в Кишиневе, где нашим дипломатам предстоял тяжелый разговор с россиянами по поводу демаркации. Вполне вероятно, что, не имея новых встречных предложений, украинские мидовцы решили сорвать консультации по этому вопросу. В условиях затягивающегося политического кризиса некоторые чины на Михайловской решили замаскировать отсутствие креатива, а значит, и внешнеполитических успехов, мелкими провокациями. Тем более что оправдание безрезультативной работы недоговороспособностью партнера, обусловленной «двойными стандартами», выглядит вполне убедительно. Налицо ставка на информационную обработку, авось Москва клюнет и «покажет свое имперское нутро». Клюнула и показала. Глава российского МИДа заявил, что двигать Россия ничего не хочет, поскольку двигать-то нечего, а границ на Азове она и вовсе не признает. Так что, в сущности, скандал ничего не изменил. Очевидно, что Москва не только не откажется от своей позиции, но и попытается воспользоваться слабостью нынешней политической власти в Киеве. Мы снова рискуем: пустив волну, оказаться ею же накрытыми. также читайте[22.10.2024] [17.10.2024] [14.10.2024] [08.10.2024] [07.10.2024] [04.10.2024] |
по темеВновь на шашлыки?21. 11. 2024 | 21:10 , Олег Ельцов. ТЕМА Украина партизанская15. 11. 2024 | 11:45 , Бенджамин Кук Про Подоляка с Банковой и бабку с 16 этажа30. 10. 2024 | 18:50 , Олег Ельцов. ТЕМА ГШ ЗСУ участвует в краш-тесте25. 10. 2024 | 13:39 , Том Купер
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |