ТЕМА

Скандал с нулевой суммой

27 ноября 2008 | 16:21 , Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества

Зачем наш МИД поскандалил за морскую границу с Россией?


  «РОССИЯ пытается подвинуть морские границы Украины» — с таким заявлением выступил недавно украинский МИД. Москва тут же отреагировала пассажем главы своего внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова — пока, мол, нечего двигать, так как этих самых границ нет. Этот обмен «любезностями» спровоцировал новую волну взаимных обвинений и подозрений.

Переговоры о размежевании пространств Азовского моря и Керченского пролива начались еще в 1996 году. Украина хотела провести границу в Азовском море и Керченском проливе, а Россия настаивала на их общем использовании. Киев сразу предлагал разделить Азов на части ради эффективного контроля над ситуацией на море и эффективной борьбы с браконьерством и нелегальной миграцией. Но в Москве утверждали, что такой формат нанесет серьезный ущерб экологии региона и экономике Приазовья. В основе принципиальных позиций лежали и продолжают лежать экономические интересы. При разделе Украине отойдет 60% акватории моря, более глубокой и богатой рыбой, что, понятно, не удовлетворяет Россию.

Следует отметить, что согласованных в договорном порядке границ между Россией и Украиной в Азовском море и Керченском проливе действительно нет. Кроме того, представленную украинской стороной линию границы в Керченском проливе Москва не признает, а в проекте договора о госгранице в Азовском море не указаны координаты размежевания.

Несмотря на существование украинско-российского Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, Россия настаивает на присвоении им статуса внутренних вод двух государств. И считает, что линию границы проводить нужно, но водная поверхность и морские ресурсы, как и континентальный шельф, должны остаться в общем пользовании. Позиция РФ сводится к тому, что морское дно может быть разделено по примеру Каспийского моря.

Дело в том, что в пределах континентального шельфа Азовского моря есть залежи природного газа. Учитывая это, российская сторона и в дальнейшем будет тормозить вопрос решения статуса моря и пролива, чтобы не допустить Украину к разработке в одностороннем порядке месторождений на азовском шельфе. Так, в частности, еще при президентстве Владимира Путина был подписан закон, который вносит изменения в «Закон о континентальном шельфе России» и «Закон об исключительной экономической зоне России». Таким образом, поскольку статус Азовского моря не определен, Москва может использовать этот акт, чтобы воспрепятствовать самостоятельной разработке месторождений в Азовском море и в зоне Керченского пролива Украиной или ее иностранных партнеров. Таким образом создаются условия, при которых, если российская сторона не пойдет на размежевание Азовского моря и Керченского пролива по дну, экономическая деятельность украинских компаний будет заблокирована.

За десятилетие стороны накопили богатый опыт блокирования инициатив друг друга. Раунд за раундом переговоры заканчивались подписанием протокола об отсутствии консенсуса и расходились до новой встречи. Но в Киеве и Москве понимают, что вечно так продолжаться не может. Москва уже провела ряд мероприятий по усилению своих позиций в Азове и Керченском проливе. В 2003 году это было строительство дамбы напротив Тузлы, сейчас происходит укрепление береговых линий и работы в российских прибрежных водах.

Согласно Плану действий Украина — Россия, «до 2009 года Украина и РФ завершат подготовку согласованных текстов документов по размежеванию Азовского и Черного морей, а также продолжат переговоры о размежевании Керченского пролива». Кроме того, план предусматривает подготовку «проектов двусторонних соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе».

Казалось бы, цели определены, задачи поставлены, осталось только приложить усилия. Однако политическая нестабильность в Украине, отсутствие координации ветвей власти в вопросах выработки согласованной позиции в этом вопросе привели к тому, что украинские дипломаты не смогли договориться с российскими коллегами и решили пойти другим путем — через политическое давление склонить Москву к выработке компромиссного решения. Дело в том, что на этой неделе состоялся саммит глав правительств СНГ в Кишиневе, где нашим дипломатам предстоял тяжелый разговор с россиянами по поводу демаркации. Вполне вероятно, что, не имея новых встречных предложений, украинские мидовцы решили сорвать консультации по этому вопросу. В условиях затягивающегося политического кризиса некоторые чины на Михайловской решили замаскировать отсутствие креатива, а значит, и внешнеполитических успехов, мелкими провокациями. Тем более что оправдание безрезультативной работы недоговороспособностью партнера, обусловленной «двойными стандартами», выглядит вполне убедительно. Налицо ставка на информационную обработку, авось Москва клюнет и «покажет свое имперское нутро». Клюнула и показала. Глава российского МИДа заявил, что двигать Россия ничего не хочет, поскольку двигать-то нечего, а границ на Азове она и вовсе не признает.

Так что, в сущности, скандал ничего не изменил. Очевидно, что Москва не только не откажется от своей позиции, но и попытается воспользоваться слабостью нынешней политической власти в Киеве. Мы снова рискуем: пустив волну, оказаться ею же накрытыми.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

фото Reuters. 30.04.2009, Нидерланды | Четыре человека погибли, двадцать получили ранения в результате происшествия в голландском Апелдорне. Автомобиль врезался в толпу зрителей праздничного парада в честь Дня Королевы, сообщает Лента.ру. Это случилось через несколько минут после проезда королевского кортежа. Черная "Сузуки", участвовавшая в праздничном параде, протаранила ограждение, сбила зрителей и журналистов, а потом врезалась в постамент памятника. Водитель был госпитализирован в тяжелом состоянии. По некотором данным, он потерял сознание за рулем или не справился с управлением, однако по другой версии, наезд на людей был преднамеренным.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: