Эпоха позднего Ющенко, похожая на период застоя, вполне может закончиться очередной революцией. Обществу становится так же тоскливо, как и при позднем Кучме. И кажется, что народ домкратом не поднимешь на баррикады. А потом вдруг наступает катарсис, эйфория, и всем мерещится «оранжевое небо, оранжевое солнце, оранжевый верблюд». История, происходящая сейчас, весьма поучительна...
В августе 2008 года Грузия вдруг решила восстановить свою территориальную целостность и начала равнять свою исконную Южную Осетию с землей. В ответ Россия принудила Грузию к миру, едва не дойдя до Тбилиси. При этом обнаружилось, что грузинские джигиты вооружены оружием производства дружественной обеим странам Украины. Москву этот факт почему-то возмутил. Так же странно отреагировали украинские парламентарии, почему-то учредившие следственную комиссию по проверке законности поставок украинского оружия в Грузию. Возглавил ее бывший военный, депутат-регионал Валерий Коновалюк.
Коновалюк накопал немало материала, который позволил ему заявить, что продажа вооружений, находящаяся в ведении Президента, проходила с многочисленными нарушениями и странными махинациями, деньги поступали неизвестно куда, а ради заметания следов о масштабах всех этих операция на военных складах очень кстати происходили самовозгорания.
Отдельные результаты расследования освещали многие издания, в том числе и From-UA (Личный оружейный бизнес Президента). В одном из интервью Коновалюк рассказал о продаже в Грузию ракетного зенитного дивизиона «Бук М-1». Интервью было опубликовано на Интернет-ресурсе „Громадська прокуратура України” (ГПУ) и к нему приложен документ – доклад гендиректора „Укрспецэкспорта” президенту Украины о возможности поставок „Бука” в Грузию.
Этот материал перепечатывает DailyUA. Дело происходит в конце сентября 2008 года. А не проходит и двух месяцев (!), как именно на DailyUA обрушивается карающая десница Службы безопасности Украины за… разглашение государственной тайны.
18 ноября у DailyUA изымают сервера – чекисты просто приходят к провайдеру, берут сервера под мышку и уносят, хотя есть законная процедура с обязательным присутствием хозяина, понятыми и т.п. Потом сервера возвращают на место, правда, уже без означенного «секретного материала».
А 28 ноября, как на смех, в годовщину начала дела Гонгадзе, журналиста DailyUA Назара Цапка на вокзале заталкивают в машину, увозят в СБУ, мурыжат полдня, а потом, после того, как глава парламентского комитета по свободе слова Анна Герман поднимает на уши весь бомонд, отпускают, потребовав перед телекамерой признать, что он пришел «добровольно и с песней».
Меж тем на сайте ГПУ секретные документы висят и поныне, в чем охотники до секретов Полишенеля могут убедиться самолично.
В этой истории многое перемешалось в кучу – бизнес президента и его «любых друзив», политический интерес оппозиционной Партии регионов, падкость журналистов до сенсации, топорные методы работы украинских потомков Феликса Эдмундовича Дзержинского, интерес подгадить России в пользу третьих стран, желание Коновалюка заработать политический капитал, воровство денег от продажи оружия и многое другое.
Меня лично в этой ситуации особенно тревожат два момента.
1. Продажа оружия Грузии: «Бизнес по-украински»
Законно, незаконно – дело десятое. Даже если формально все в порядке, то недурно бы подумать о стратегических интересах страны. Хотя бы гипотетически, из праздного интереса.
От цены на российский газ зависит экономика Украины, и, следовательно, благосостояние населения страны. А цена на этот самый газ зависит не только от мировой конъюнктуры, но и от климата взаимоотношений Москвы и Киева. Пока украинский МИД мирно отбрехивается от МИДа российского, это еще полбеды. Сотрясание воздуха. А вот снабжение оружием военного противника – это уже посерьезней. Тем более, что, как выяснилось, грузины получали военные средства для наступления в Южной Осетии по бросовым ценам, а часто даже снятые на Украине с боевого дежурства. Это уже не похоже даже на мирную торговлю, которую, с грехом пополам, еще можно было бы простить.
Конечно, торгануть оружием – бизнес неплохой. С очки зрения барыги, который набил мошну и дал деру. А вот нагадить под дверь соседу, с которым еще жить и жить, а потом всю жизнь жить в страхе неминуемой мести – какой-то национальный вид мазохизма.
Получается как в анекдоте: «Мужик возит контрабандой плутоний через границу в карманах брюк. Ему говорят: "Ты что, дурной ? Детей же не будет!!!". Он отвечает: "Пофиг! Зато внуков обеспечу!".
Оружием поторговали? Разбогатели? Теперь подите, договоритесь с Путиным про цену на газ…
2. Действия СБУ в отношении СМИ: «С восторгом предаюсь родной милиции, надеюсь на нее и уповаю»
То, что современная СБУ – слабое подобие левой руки далеко не идеального советского КГБ, известно давно.
Однако это силовая структура, огнестрельное оружие, которое попало в руки человеку, скажем так, не совсем адекватному. Будучи полностью подконтрольной Президенту, спецслужба превратилась в такую себе рабочую группу по претворению бредовых идей гаранта в жизнь, оснащенная почему-то дорогостоящими спецсредствами.
СБУ занимается архивными исследованиями по истории УПА, отслеживает, кто выражает неуместную точку зрения о Голодоморе, комментирует содержание зарубежного документального фильма о войне в Южной Осетии и мешает показать его широкой публике, запрещает въезд в страну наиболее активным комментаторам, критикующим Президента. Такое впечатление, что реальные проблемы нацбезопасности в нашей стране решены раз и навсегда.
Украинское КГБ, в простонародии именуемое СБУ, изымает сервера одного из интернет-изданий. Вроде бы потому, что этот сайт опубликовал документы, содержащие гостайну. На другом сайте, который вроде как первоисточник, эти документы висят и поныне.
Наверное, в период «Украины без Кучмы» никому даже не приходило в голову конфисковать сервера «Украинской правды». А если и приходило, то сразу уходило, потому что сервера эти наверняка физически находились вне пределов досягаемости. Хотя на пленках Мельниченко наверняка было записано, кроме матюгов Леонида Даниловича, немало государственных секретов. Однако режиссурой «Гонгадзегейта» занимались серьезные люди, у которых все было продумано.
Сегодня СБУ «приглашает» на допрос журналиста путем выкручивания ему рук и заталкивания в машину, а потом выражает благодарность за добровольную помощь следствию и заставляет улыбаться в камеру под угрозами больших неприятностей. При Кучме любой журналист, попавший в такую передрягу, был бы героем всей страны. Но таких случаев я не припомню.
Во всем этом более всего тревожат две вещи:
- бесцеремонность чекистов в отношении СМИ
- тупое молчание подавляющего большинства Интернет-изданий и журналистского сообщества вообще.
В обоих случаях идет речь о каком-то психологическом переломе. Власть перестала бояться трогать масс-медиа. Не стоит в данном случае апеллировать к тому, что СБУ, наезжая на издания, ратует за «соблюдения законности». Я б с удовольствием выслушал эту благоглупость, если бы законность у нас соблюдалась хотя бы в 50% остальных случаев.
А масс-медиа, особенно органически свободолюбивые Интернет-ресурсы, утратили всякую волю к сопротивлению. Какие интересные комментарии пришлось выслушать в ответ на предложение в знак солидарности (т.е. бесплатно) осветить тему «СБУ против Интернет-СМИ» от редакторов сайтов! От «нас в последнее время как раз не щимят - и это радует ) лучше не буду нарушать ход карт» до «работа с чёрным пиаром имеет всегда побочные эффекты».
Интересная метаморфоза произошла с бывшими гонимыми и притесняемыми после освобождения. Одни превратились просто в толпу наемников, рубящих капусту. Другим откровенно по барабану. Третьи боятся рассердить хозяина, позиция которого – «ставьте голых девок, рубите хосты и молчите в тряпочку, пока я вам не скажу «фас»».
Хотя на месте давимых сейчас может оказаться любой. И не надо думать, что большой дядя-хозяин может все. Да и просто – хотелось бы, чтобы тебя уважали, в том числе и хозяин. И выражать (хоть иногда, хоть между строк, хоть в той сфере, которая далека от бизнес-интересов Большого Босса) свою журналистскую позицию.
Неужели мы ждем новой жертвы, чтобы понять, что с проблемы одного из нас начинается проблема для всех?
Николай Ефименко, From-ua.com
От редакции "ГПУ": Не прошло и двух месяцев, как нас "нашли". Впереди - "рабочии беседы". Надеемся, что "беседы по душам" со стороны "конторы" будут в рамках закона.
Источник:
"ГПУ"