ТЕМА

"Грязная бомба", которой не было

30 апреля 2009 | 10:30 , Сергей ГОНЧАРОВ, для ТЕМЫ

СБУ и контейнер с плутонием: громкий успех секретной службы или провокация?


 

 

Депутат Тернопольского областного совета пытался продать контейнер с радиоактивным веществом за  $10 млн., сообщил на пресс-конференции 14 апреля года председатель Службы безопасности Украины г-н Наливайченко. «Главначпупс» украинских чекистов поведал, что 9 апреля сотрудники СБУ в результате спецоперации в Тернопольской области задержала трех граждан Украины (этого самого депутата и двоих предпринимателей), у которых изъяла контейнер с радиоактивным веществом.

 

Указанное вещество, как утверждали в СБУ, можно использовать в террористических целях для создания так называемой «грязной бомбы» (официально это называется радиологический боеприпас – снаряженное обычной взрывчаткой и радиоактивным материалом взрывное устройство, не производящее ядерного взрыва, но заражающего этим радиоактивным материалом окрестную территорию – самой большой в истории человечества «грязной бомбой», хотя и неумышленно подорванной, стал реактор 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС). В отношении всех трех участников преступной группировки прокуратура Тернопольской области возбудила уголовное дело по «профильной» Ст. 265 ч.3 Уголовного кодекса Украины.

Злоумышленники планировали продать этот контейнер за столь значительную сумму, поскольку были уверены, что в нем 3672 г ядерного материала - плутония-239 (это ядерная взрывчатка и ядерное топливо; стоит, впрочем, заметить, что шеф СБУ упомянул плутоний-139, которого не существует в природе). В настоящее время контейнер с радиоактивным веществом передан на госпредприятие «Радон» Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций (МЧС) для проведения экспертизы. Предварительно установлено, что контейнер был изготовлен еще во времена СССР (то ли в 1968-м, то ли в 1969-м году - первая цифра озвучена Наливайченко, вторая - фигурирует в новостных лентах) на предприятии ядерно-промышленного комплекса в российском городе Томске и был «перемещен на Украину с территории одного из соседних государств».

Теперь самое интересное, конкретика от СБУ. По заявлению спецслужбы радиоактивное излучение контейнера превышало естественный фон в 250 раз – цифра может показаться очень большой, но следует помнить, что естественный радиационный фон – до 25 микрорентген (1 микрорентген - 0,000001 рентгена) в час - очень низок. Так, если контейнер излучал 6250 микрорентген в час, то при флюорографии – процедуре абсолютно безопасной – люди в среднем получают дозу 370000 микрорентген. Поэтому заявления о том, что  СБУшники изъяли контейнер «с риском для жизни», мягко говоря не соответствуют действительности: даже чтобы получить дозу «флюорографического уровня», следовало провести 60 часов в обнимку с контейнером.

Это не первый случай, когда граждане Украины оказываются замешанными в подобный скандал. В ноябре 2007 г. на словацко-венгерской границе словацкой полицией были арестованы трое - один гражданин Украины и двое граждан Венгрии. У них был обнаружен 481 г обогащенного урана (в зависимости от уровня обогащения используется как ядерное топливо или как ядерная взрывчатка), который троица намеревалась продать за миллион долларов.

В начале апреля 2004 г. в городе Армянск (Крым) сотрудники СБУ задержала группу лиц, пытавшуюся сбыть два контейнера с цезием-137 (промышленное радиоактивное вещество), и об этом через СМИ было сообщено широкой общественности.

Вроде бы «все тип-топ», но есть вопросы (собственно, эти самые вопросы и заставили автора вернуться к теме по прошествии столь значительного времени после обнародования факта «радиоактивной эпопеи»). И не только в связи с тем, что Служба несколько приукрасила героизм своих офицеров – это, по большому счету, смешная, но извинительная мелочь. А вот дальше - интереснее. Служба безопасности проинформировала об этом факте Государственный комитет ядерного регулирования Украины и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – и это очень хорошо. Но одновременно СБУ заявила, что все материалы… переданы в МВД для проведения доследственной проверки (почему сами чекисты отказались от расследования столь, на первый взгляд, резонансного дела, хотя имели для этого все полномочия – не сообщается).

Еще интересней с составом преступной группы – Наливайченко упомянул, что она состояла из четырех граждан Украины. Однако арестовано всего трое, причем об объявлении в розыск четвертого ничего не сообщалось. Естественен вопрос – так кто этот загадочный гражданин? Вопрос тем более заслуживает внимания, что и в последующем официальном пресс-релизе СБУ и в большинстве украинских СМИ (в отличие от СМИ международных) четвертый член преступной группы вообще «испарился»…

Правда, все становиться на свои места, если предположить, что речь идет о сотруднике СБУ, легендированном под «преступный элемент». Но тогда возникает другой вопрос: если сотрудники СБУ, действовавшие под прикрытием были и «покупателями» (это официально признано и в этом нет ничего противозаконного – такова обычная практика секретных служб во всем мире) и среди продавцов контейнера якобы с плутонием¸ то речь может идти уже не об удачной спецоперации, а о провокации – когда преступная группа создается с целью ее поймать (а вот это - противозаконно).

Еще один интересный (и куда более важный) вопрос: а был ли мальчик, то есть плутоний-239? Рискну заявить, что есть большие сомнения на этот счет. Во-первых, контейнер с 3672 г плутония-239 не будет «фонить» на уровне 6250 микрорентген в час – его радиоактивность будет значительно (почти в 11 тысяч (!) раз) выше: примерно 68 рентген (68000000 микрорентген). Я уж не говорю о том, что минимальное значение критической массы (количество ядерного материала, необходимое для ядерного взрыва) плутония-239 составляет всего 3710 г (в контейнере должно было находиться – конечно, если там действительно был плутоний - всего на 48 г меньше)! Тогда впору было уже говорить не о сырье для изготовления «грязной бомбы», а о почти полном заряде для изготовления полноценного ядерного боеприпаса (уровня мощности сброшенного в 1945-м на Нагасаки – это порядка 20 килотонн). Что, согласитесь, две большие разницы. Но СБУ с олимпийским спокойствием передает дело в МВД и о «тернопольской ядерной ОПГ» - ни СБУ, ни МВД, ни Тернопольская ни Генеральная прокуратуры ни эксперты МЧС более ни звука.

Зато отозвалась матушка-Россия. «На объектах атомной отрасли России нет случаев пропажи или хищения ядерных материалов». Положим, это в России сказали бы в любом случае. Но дальше последовало крайне любопытное уточнение: «Что касается пустых упаковочных контейнеров (Курсив мой – С.Г.), то они сами по себе предметом особого учета и контроля не являются».

Вопрос лишь в том, знали ли сотрудники СБУ, что контейнер пуст? С учетом вышеизложенных обстоятельств - вероятность такого предположения представляется довольно большой. Правда, становится непонятно: за что будут судить троицу во главе с областным депутатом? Конечно, есть ст. 268 УК («Незаконне ввезення на територію України відходів і вторинної сировини»), но для этого нужно еще доказать, что депутат, коммерсанты и загадочный «№4» действительно ввезли в Украину пустой контейнер, а не приобрели его в родной стране. В общем - дело ясное, что дело темное…

 



комментарии [2]

03.05.2009 08:12     braka Если там было количество около критической массы, то уровень радиации был бы огромен, и пару секунд было бы достаточно, чтобы склеить ласты.
01.05.2009 14:50     Одессит Я продолжаю утверждать, что мусора, как их не назови, мусорами и остаются!
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Мегаорало

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: