ТЕМА

Картины маслом: кражи не было, зато дело есть!

20 ноября 2009 | 02:38 , Андрей Сидоренко, для ТЕМЫ

В пылу гриппозно- педофилических скандалов без внимания прессы осталось незначительное на первый взгляд дело с исчезновением в Киеве и позже счастливым обнаружением двух полотен: 19 и начала 20 века. На первый взгляд чепуховина, между тем, при должном исполнении служебных обязанностей людьми в погонах, не грех бы как минимум уволить одного ментовского следака, да возбудить дельце: по контрабанде художественных ценностей, либо по подделке документов экспертиз Эрмитажа! Одним словом, как не крути международно-искусствоведческий скандал получается.


Началась эта история достаточно тривиально: 12 февраля, около 6 утра, художник Антон Кудряшов вернулся из командировки и стал переносить из автомобиля домой картины, которые он приобрел и взял на реставрацию. Один из кульков, в котором якобы находились картины известных мастеров живописи А. Боголюбова и М.Алисова, а также исследования к этим картинам, остался на лестничной площадке у лифта.

Через несколько часов, когда хозяева хватились пропажи, они стали расспрашивать соседей, а затем развесили в подъезде объявление, в котором пообещали за возврат картин «вознаграждение в крупном размере». Вечером того же дня супруга художника обратилась в милицию с заявлением о пропаже картин. Почему милиция заявление приняла – вопрос интересный, поскольку картины были оставлены на лестничной площадке, значит их статус – находка.

Одним из соседей, к которому по горячим следам обращались Кудряшовы, оказался домовой активист Игорь Егорович Друзь, постоянно занимающийся вопросами жилтоварищества. В силу своей общественной деятельности - хорошо знакомый с дворниками, почтальонами, работниками ЖЭКа и жильцами дома. Друзь пообещал оказать содействие в поиске пропажи.

Именно этот человек через две недели - 26 февраля - передал картины художнику, получив от него за возвращение картин и документов, в общей сложности, 1500 долларов США.

И в тот же день - 26 февраля, Игорь Друзь был задержан сотрудниками ТВМ-4 Шевченковского райуправления милиции по обвинению в тайном хищении чужого имущества, повлекшем значительный ущерб потерпевшему (ч.3 ст. 185 УК Украины). Как водится в украинской милиции, на протяжении нескольких дней семья ничего не знала о его судьбе, обзванивая больницы. В звонке адвокату и семье потерпевшему отказали.

Чтобы добиться признания, борцы с преступностью применяли испытанные методы: избиение, психологическое давление, угрозы, наручники, пытки с применением противогаза и т.п. Но подследственный в краже не признался, хотя бы потому, что ее попросту не было. В конце-концов, его отпустили на подписку. Помимо телесных повреждений Друзь получил психологическую травму и месяц провел в психоневрологическом отделении Киевской клинической больницы №8.

Тем временем следователь назначает экспертизу картин, которая из-за большой загруженности эксперты КНИИСЭ выполнили лишь 26 июня.

Одна из картин, оказалась работой Михаила Алисова, и была оценена в 30500 гривен.

Вторая, которая считалась произведением Боголюбова, и на которую имелись заключения отдела научно-технической экспертизы Эрмитажа(!), оказалась подделкой. Эксперты КНИИСЭ Ирина Ходченко и Юрий Попов (экспертный стаж - свыше 30 лет) четко сделали свое дело. Их вывод: картина принадлежит кисти неизвестного художника второй половины 19 века, а подпись Боголюбова была нанесена позже. Эксперты оценили картину в 12000 гривен.

Лично у меня этот момент вызвал массу вопросов. Дело в том, что легально перевезти картину через таможенную границу Украины нельзя, а специалисты Эрмитажа не выполняют экспертиз с выездом в другие страны. Кроме того, ошибки в изображении парусного вооружения судна свидетельствуют о том, что картину не мог написать Алексей Боголюбов, окончивший в 1841 году морской кадетский корпус. И кому, как не специалистам Эрмитажа об этом знать?! Таким образом можно ограничиться двумя версиями: мы имеем дело либо с контрабандой предметов искусства, либо с подделкой документов (экспертиз Эрмитажа). Впрочем, нельзя отбросить версию продажности либо низкой компетентности сотрудников Эрмитажа, что вполне потянет на мировую сенсацию…

И то и другое – уголовно наказуемые деяния. Почему следователь закрыл на это глаза – еще на некоторое время останется загадкой. Может быть, именно поэтому он не захотел ответить на вопросы «ТЕМЫ» и встретиться с журналистом? Следователь адресовал автора к пресс-службе ГУ МВД.

Но когда тот же следователь фактически скрыл весомое уголовное преступление, расследованием которого впору заняться СБУ, он вряд ли советовался с пресс-службой. И когда подвел под уголовную статью Друзя, тоже принимал решение самостоятельно. То, что Друзь оказался под следствием по чистому ментовскому беспределу не требует особых усилий в доказывании.

По версии Антона Кудряшова, в период с 12 по 26 февраля картины находились в доме у Друзя, куда он сам их и принес. По версии Друзя, картины он нашел перед дверью своей квартиры – якобы кто-то позвонил и убежал. Открыв дверь, Друзь обнаружил пакет с картинами, о чем незамедлительно сообщил Кудряшову. И ту и другую версии никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Таким образом, доказательная база вины Друзя – нулевая. Но дело-то возбудили… И мы не уверены, что без злого умысла.

Так, следователь упорно не хотел опросить свидетелей, которые подтверждают, что утром 12 февраля, когда кто-то забирал с лестничной площадки пакет с забытыми картинами, обвиняемый находился совершено в другом месте. Не говоря о том, что никто из «правоохранителей» не затребовал записи камер видеонаблюдения с места, где находился в то утро Друзь.

В частности, свидетель Бойченко С.В., проживающий в ЖК «Веденский», что на улице Панаса Мирного (в этом жилом комплексе у Игоря Друзя есть еще одна квартира, которую он сдает квартирантам, заметим – официально, с уплатой налогов), рассказал «ТЕМЕ», что с 11 по 13 февраля видел Друзя по нескольку раз в день, поскольку они совместно организовывали собрание жильцов.

Бойченко, кстати – пенсионер правоохранительных органов, твердо заявляет, что в ночь с 11 на 12 февраля Друзь ночевал в своей квартире на ул. Панаса Мирного, поскольку они встречались после 22 часов 11 февраля, а позже из квартиры Друзя доносился шум – в то время он занимался косметическим ремонтом и уборкой перед сдачей квартиры новым арендаторам.

12 февраля Друзь позвонил Бойченко. Чтобы не беспокоить домашних ранним визитом, они встретились в 8.30 утра во дворе дома, где Друзь передал документы для ксерокопирования. По словам Бойченко, разговор занял минут 15. Эту встречу наблюдал консьерж дома Лемешко – он назвал следователю примерное время - 8.10 утра. Друзь уверяет, что при необходимости приведет еще с десяток тех, кто видел его «в момент кражи» на Михайловском переулке по другому адресу - на улице Панаса Мирного.

В обвинительном заключении по делу присутствие Друзя в квартире по Михайловскому переулку подтверждается анонимными свидетельствами, будто кто-то безымянный видел вечером перед исчезновением картин, свет в его квартире. А лично Друзя он видел? А свет был в его окне или может соседнем? Более в пользу версии «Друзя-жулика» – никакой конкретики. Сплошь эпитеты. Будто тот взялся помогать в поиске картин исключительно из-за своей хитрости и алчности, что он выведывал у собственников стоимость пропажи, якобы чтобы продать похищенное. Такое вот обвинительное заключение на основе бесценных данных, добытых в ходе следствия по принципу ОБС (одна баба сказала). Такой вот профессиональный уровень следствия. Зато в случае, когда надо отвечать за свои действия (хотя бы только прессе), тут же можно отправить настырных журналистов к пресс-службе.

К слову, потерпевший Антон Кудряшов, тоже тщетно добивался от следователя добавления в материалы дела некоторых аудиозаписей, которые, по его мнению, указывают на виновность Друзя.

Итак, результат: без каких-либо оснований солидный человек обвинен в воровстве (сегодня его дело уже слушается в суде). Пресса ославила Друзя, назвав его вором по «наводке» милицейской пресс-службы. В день задержания его показали по телевизору в наручниках, обвинив в краже еще до начала следствия. Со следователя – как с гуся вода. За фактическое похищение и пытки Друзя – никто не отвечает.

Президент (заявление ему Друзь передал лично в руки) и руководители пониже, к которым обращался Друзь и которые обязаны блюсти законность в державе, молчат либо отделываются отписками, абсолютно никак не отвечая за свое бездействие.

В этом деле прослеживается четкая аналогия с «артековским» скандалом. Там убитая горем мать тоже писала повсюду, обращалась и к президенту и к генпрокурору, пока не решилась придать дело огласке. И ведь там тоже никто никак не реагировал и не наказан за бездеятельность.

Чего еще ожидать от страны, где не только правоохранительные, но и все государственные органы работают по принципу феодальной вольницы и кормятся с подведомственных территорий?! Когда в поле их зрения возникает человек, у которого две квартиры в центре города, почему бы не состричь с него денег? Иначе чем еще объяснить решимость следствия не рассматривать иных версий, а разрабатывать версию виновности «богатенького Буратино», в которой бездоказательно уверен единственно потерпевший?!

Если описывать все нестыковки и огрехи уголовного дела, то статья получится размером с само дело. Но интересно не столько подтасовывание материалов дела сотрудниками милиции, сколько вообще его наличие. И мы уверены: будь Друзь бедным человеком, с которого нечего содрать, тогда заявитель Кудряшев однозначно получил бы ответ на свое заявление: следственной перспективы – никакой, все его претензии к Друзю - в плоскости гражданско-правовых отношений. Кражи не было по определению, ибо сам заявитель подтверждает: картины были оставлены на лестничной площадке, а значит, тот кто их нашел и забрал (но не украл, как не может считаться украденным кошелек, найденный на тротуаре), вправе требовать вознаграждение за находку. Собственно, вывешивая объявление о пропаже с обещанияем вознаграждения, супруги Кудряшевы тем самым подтвердили факт пропажи.

Игорь Друзь считает переданные ему деньги в сумме 1500 долларов (находящиеся на ответственном хранении у Антона Кудряшова) тем самым публично обещанным вознаграждением за возврат картин. Но милиция изъяла эти деньги, несмотря на то, что право на публично обещанное вознаграждение за найденные вещи и обязательство выплатить это вознаграждение лицу, выполнившему задание первым, регламентируются Главой 78 Гражданского кодекса Украины, а именно статьями 339, 1144, 1145, 1148, 1149. Пункт 2 статьи 339 устанавливает, что лицо, нашедшее утерянную вещь, имеет право требовать от ее владельца вознаграждение за находку в размере до 20 процентов от ее стоимости.

Сумма в 1500 долларов США соответствует более чем скромному вознаграждению за возврат утерянных предметов искусства, если соотнести ее с первичной оценкой картин, данной следствию самими потерпевшими: 20000 долларов США за Боголюбова и 15000 за Алисова. Оставив в стороне морально-этический аспект соседских  отношений, заметим, что Друзь, не нарушая закона, мог смело требовать за возврат картин 7000 долларов.

В милиции не могли этого не понимать, но с радостью ухватились за «хлебное» заявление Кудряшова. Ведь тот указывал на человека обеспеченного, с которого есть что взять. Мы не станем здесь указывать, кто за что и сколько желал «сдоить» с Друзя. Но ведь мы в одной с вами стране живем. Думаю, сами догадаетесь.

Собственно, к чему мы все ведем? Да к тому что следует немедленно подключаться прокуратуре, причем не в качестве гособвинителя в суде. Нужно браться за дело службе внутренней безопасности МВД и карать виновных в самом возбуждении дела. Следует полюбопытствовать СБУ и таможне – откуда взялась в Украине экспертиза якобы Эрмитажа, легализующая подделку? Может Интерполу есть чем заняться? Одним словом – работы всем хватит. Вот только мы не уверены, что все накинутся на это дело, рьяно исполняя свои должностные обязанности. Потому что за это им вряд ли кто-то «подмажет», да к тому же придется привлекать к ответственности коллег, замаравшихся в беспределе. А ворон-ворону глаз не выклюет. Такая вот картина маслом…

 



комментарии [7]

24.11.2010 00:17     Aлина Советую журналисту внимательней читать Гражданский кодекс Украины.Статья 339 п4 Право на получение вознаграждения не возникает,если лицо,нашедшее утерянную вещь,не заявило о находке или совершило попытку спрятать ее.Ст.1144 п.3 В сообщении публичногообещания вознаграждения должны быть определены задания,срок и место его выполнения,форма и размер вознаграждения.Судя по датам картины находились 2 недели у нашедшего(похитителя).На что он надеялся?Конечно люди обратились в милицию.И правильно сделали.
23.11.2010 22:40     Я Виктор Ф. Правоохранители тут судя по всему сработали нормально,если бы всех воров так ловили порядка больше было бы..а вот статья некомпетентная, видно или журналист купленый вором или пропиарить решил
25.08.2010 12:31     вот так зная - верю в историю с подставой.
компашка играется с фальшаками, просто еще не нарвались по-крупному.
26.01.2010 20:43     aleks Да уж журналист недоумок. Знал бы дело,и то что Друзь реально утащил картины,даже пытался их продать,и то что взяли его с поличным,не писал бы такого..
26.01.2010 20:22     Николай Отстреливать надо таких некомпетеннтных журналистов правокаторов. Статья, полный бред.
26.11.2009 18:19     Jeppesen Следак (е говоря о судье и прокуроре!) сам то дело читал?!
20.11.2009 11:35     Conan Пока не начнем отстреливать вот таких правоохранителей, толку не будет.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Екс-президенти України Леонід Кучма, праворуч, та Леонід Кравчук під час відкриття «Будинку футболу» в Києві в середу, 29 листопада 2006 р. Проект здійснювався завдяки фінансовому сприянню ФІФА та УЄФА. У пятиповерховій сучасній будівлі розміщується штаб-квартира Федерації футболу України, офіси і служби Федерації, а також 4 конференц-зали з компютерним устаткуванням і плазмовими екранами. Фото Сергія Светлицького

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: