ТЕМА

Сергей Мищенко: «Всем нужен карманный генпрокурор, как рычаг влияния на оппонента»

09 марта 2010 | 17:38

Генпрокурор может быть независим, если его выбирает и власть и оппозиция, но для этого необходимо разработать механизм, который позволит назначать и увольнять главу Генеральной прокуратуры конституционному большинству в парламенте. Так считает глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики Сергей Мищенко.



- Сергей Григорьевич, сегодня высказываются предположения о том, что после аудита деятельности правительства Тимошенко будут возбуждены уголовные дела. Вы допускаете подобное развитие событий?

 

 

- Допускаю. Но все-таки надеюсь, что не повторится то, что делал в свое время Ющенко, придя к власти. Я ушел из его команды, когда начались политические репрессии против конкурентов. Ни одно из громких уголовных дел не было доведено до конца. Сегодня эти же люди пришли к власти и могут применить такие же методы. Если они глупы и не думают о своем политическом будущем, то так же могут заниматься политически репрессиями. Я не исключаю, что таким образом будут уничтожать Юлию Владимировну и ее окружение. Но они впоследствии получат соответственный отпор. Потому что не смогут жить без воровства, без каких-то «теневых» схем, без коррупции.

Вторая причина, по которой я ушел от Ющенко – это массовые сокращения государственных служащих. Тогда все очень гордились, что сократили 18 тысяч чиновников среднего и младшего звена. Хотя эти люди могли работать при новой власти так же профессионально, как и при старой. И им было все равно, что Ющенко, что Тимошенко, что Янукович. Они просто исполнители,  в политических играх не участвуют. Сейчас ситуация повторяется. Это как цунами, одна волна прошла, временное затишье, а потом идет следующая.

Поэтому я не исключаю, что репрессии будут. Но есть вопрос политического преследования, а есть - уголовных преступлений. Если какой-то чиновник в любом окружении, к примеру, той же Юлии Владимировны, заворовался, причастен к коррупции, и его вычислят и посадят, значит, так тому и быть. Значит, сами не вычислили такого. Но если эти уголовные дела будут высосаны из пальца, понятно, что они фабрикуются для того, чтобы убрать политических конкурентов.

 

 

- Какую в этом роль сыграет Генеральная прокуратура? Насколько она независима от политики и политиков?

 

 

- Для меня это очень больной вопрос. Я много лет проработал в прокуратуре и считаю ее родным домом. Будучи парламентарием, я всячески пытаюсь помогать, в хорошем смысле слова, органам прокуратуры. Конечно, я не имею в виду конкретно Генеральную прокуратуру. Будут ли в политических репрессиях участвовать прокуроры, зависит от того, кто возглавит те или иные области, конкретные направления. Если они начнут сегодня выполнять политические заказы, то впоследствии не смогут спокойно работать. Потому что рано или поздно будут сами привлечены к уголовной ответственности за злоупотребление служебными полномочиями.

Я уверен, что большинство людей, работающих в Генеральной прокуратуре, люди честные и порядочные. Безусловно, как и в любой другой структуре, там есть свои «паршивые овцы». Но их мало. И если сейчас они встанут на путь выполнения указаний от политиков, то потом вместе с ними разделят ответственность. Они это понимают, и на нарушения закона не пойдут. Хотя могут найтись особенно рьяные. Они всегда есть в любом органе - в милиции, КРУ, СБУ, таможне, судах. А есть профессионалы, которые четко исполняют закон, поскольку знают, что власть меняется. Есть такое хорошее выражение: «Не знаешь, как поступать? Поступай по закону».

 

 

- Я не помню ни одного случая, когда прокурор, исполнявший политический заказ, привлекался к ответственности. Можете назвать какой-нибудь пример?

 

 

- Правильно, и не вспомните. Потому что до этого времени прокуроры политических заказов не исполняли. Держались. Я сам был прокурором района, потом области, работал начальником управления Генеральной прокуратуры. Вы знаете, сколько мне заказов поступало?

 

 

- И что, ото всех отказывались?

 

 

- Да, отказывался, потому что хотел спокойно спать по ночам и спокойно смотреть людям в глаза. Главное, чтобы прокуратура не пошла сегодня по пути провокаций и не поддалась на указания свыше. Есть уголовное дело - расследуйте, проворовались - сажайте. Но не подставляйте людей, не подбрасывайте наркотики, оружие. И не подставляйтесь сами.

 

 

- Однажды, если я не ошибаюсь, Вы отказались от взятки в размере трех миллионов и поплатись генеральским званием...

 

 

- Но я отказался и пошел до конца. Представьте, 2000 год, времена кучмизма, я - молодой прокурор, которій воспротивился давлению со стороны мощного клана…

 

 

- Могло ведь все закончиться совсем печально.

 

 

- Конечно, было сложно. Но у меня был выбор: либо взять взятку и войти в банду, либо лишиться должности.

 

 

- Но в звании вас все же восстановили.

 

 

- Тогда на мою защиту стал парламент, потому что речь шла о разворовывании бюджетных средств. Зато теперь я сплю по ночам спокойно, потому что не пошел против совести. Знаете, сейчас среди депутатов постоянно обсуждается тема: продаваться или не продаваться, уходить из фракции или не уходить. Предатель будет предателем при любой власти, а продажные люди будут такими, независимо от  званий и статусов, будь то народный депутат или прокурор. Таких людей нужно наказывать. Или их Бог накажет, или правоохранительные органы, неважно. Однажды это все равно случится. Такие люди честно жить не могут. Они рано или поздно куда-то вляпаются.

 

 

- Генеральная прокуратура Украины активизировалась в расследовании уголовного дела об убийстве Георгия Гонгадзе. Леонид Кучма высказал новую версию о том, что убийство журналиста могло быть спланировано, чтобы подставить Юрия Кравченко, который рассматривался как потенциальный премьер-министр. Насколько вероятна подобная версия, с Вашей точки зрения?

 

 

- У меня есть две собственные версии. Первая из них - исполнители перестарались, выполняя поручение. Они хотели запугать журналиста, а когда он оказал сопротивление, так вошли в раж, что не смогли вовремя остановиться и задушили его. Но есть и вторая версия. Нельзя исключать того, что было получено конкретное указание устранить Георгия. Его устранили спецслужбы, так называемая «семерка». А «семерка» – это управление, которое ведет наблюдение, слушает. Это «уши», «глаза», это «ноги», которые повсюду следуют за вами. «Семерка» - это элита в МВД. Понятно, что просто так они бы на себя инициативы не взяли, а выполняли указание. Но как генерал Пукач воспринял слова своих «заказчиков» «поговорить с ним, закрыть ему рот», вот в чем вопрос. Для меня, как бывшего следователя, главное – это мотив и правильность постановки задачи.

Не мог руководитель «семерки» сам принимать такие решения, он выполнял указания заказчиков. Когда мне говорят, что они сами следили за журналистом, чтобы выслужиться, я в это не верю. Это просто смешно.

 

 

- Если я правильно вас поняла, Вы не рассматриваете это как «заказ» по отношению к Кравченко?

 

 

- Нет, это бред. Имеет ли отношение к произошедшему Кравченко, я не знаю, и не буду об этом говорить. Но то, что заказчики убийства есть, это неоспоримо. Задача следствия их найти.  

 

 

- Как Вы думаете, дойдет это дело до суда?

 

 

- Пукач будет осужден, а вот имена настоящих заказчиков, как мне кажется, мы так никогда и не узнаем. Потому что они все у власти.

 

 

- Сергей Григорьевич, сейчас активно обсуждаются вопросы реформирования судов и адвокатуры. О прокуратуре как-то скромно молчат. Нужно ли проводить комплексное реформирование всех правовых институтов и насколько это реально сделать? 

 

 

- Это очень сложный вопрос. Есть такое понятие, как уголовная юстиция. Она существует во всех цивилизованных странах. Уголовная юстиция - это все: суд, прокуратура, милиция, СБУ, пенитециарная система. Нельзя проводить реформу одного органа, забывая о реформе другого. Реформирование уголовной юстиции должно проводиться, начиная с профилактики дознания преступлений до того момента, когда человек сел в тюрьму и там проводит свои годы. После освобождения он проходит процесс реабилитации, о котором тоже нужно побеспокоиться, проводя комплексное реформирование. Одно цепляется за другое. Невозможно оторвать прокуратуру от дознания, от оперативных служб, которые непосредственно ловят преступников. Нельзя оторвать милицию и прокуратуру от суда, а их всех вместе от пенитециарной системы и исправительных учреждений. Если мы латаем одну дырку, десять появляется в другом месте.

Что касается реформы прокуратуры, то говорить о ней можно очень долго. Скажу главное. Я приверженец того, что пока у нас нет нормальных контролирующих органов, общий надзор должен остаться у прокуратуры. Когда плохо нашим гражданам, куда они обращаются? В прокуратуру. Куда посылают запросы и пишут обращения народные депутаты? В прокуратуру. А почему мы не обращаемся в санэпидемстанцию? Почему мы не пишем жалобы в налоговую, на саму же налоговую? Почему мы все обращаемся за защитой прав в прокуратуру? Потому что прокуратура осуществляет общий надзор. Поэтому и депутатских запросов отсылается туда в сотни раз больше, чем в другие правоохранительные органы.

 

 

- В одном из интервью Вы заявляли, что обязательно добьетесь, чтобы были внесены изменения в Конституцию, а генерального прокурора назначало и увольняло конституционное большинство в парламенте. Вы отказались от этой идеи?

 

 

- Я общался по этому поводу с представителями разных политических сил и на словах все были «за». Но на деле никому не нужен независимый генеральный прокурор. Сегодня достаточно 226 голосов, то есть решения коалиции, чтобы уволить генерального прокурора, отказавшегося выполнять определенные заказы власти. Если генеральный прокурор избирается и властью, и оппозицией, то снять его за «неповиновение» с должности легко уже не получится. Власть не должна давать прокурору никаких заказов. Поэтому необходим механизм, который позволит сделать его независимым.

 

 

- Можно ли найти кандидатуру генпрокурора, который бы устроил и власть, и оппозицию? Это должен быть какой-то идеальный мужчина.

 

 

- Не обязательно мужчина. Это может быть и женщина. Если дать профессионалу такие полномочия, поверьте мне, он не будет «беспредельничать». Я считаю, что генеральный прокурор должен выступать в Верховной Раде с годовым отчетом. Должна быть прописана процедура его отставки. Чтобы было четко понятно, за что его лишают должности. Не так, как у нас сейчас пишут – «по другим причинам». А под «другие причины» можна что угодно придумать. По моему мнению, такой причиной может быть только административное, уголовное или коррупционное правонарушение. Конечно, причиной может быть собственное желание, если человек по состоянию здоровья не может выполнять эти обязанности.

Чтобы инициировать изменения в Конституцию необходимо собрать 150 подписей народных депутатов. К сожалению, мне удалось собрать только 50. Всем нужен карманный генеральный прокурор, как рычаг влияния на оппонента.

 

Беседовала Татьяна Бодня, МАИР



комментарии [4]

30.03.2010 09:52     Микола Гладкий Особисто звертався з заявою як до нродного дипутата Міщенка Сергія Григоровича як до Голови комітету по правовій політиці. Оримав очерідну відписку.На даний час закон про звернення громадян України не працює. Дякую за увагу. З повагою пан М.Гладкий. 30.03.2010 р. [email protected]
12.03.2010 19:59     qrewq очень глупый
11.03.2010 16:05     катани во сколько лет он стал генералом???? по оглашенному тексту видно что совсем недалекий. \" в прокуратуре мало паршивых овец... прокуроры до этого времени политические заказы не исполняли\" - ха-ха три раза, дальше слушать не интересно
10.03.2010 16:24     григорий кудасов мищенко такий же продажний прокурор був яким є парламентарієм. Знав його ще по прокуратиурі Дарницького району. Махновець ще той
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: