ТЕМА

Оставшийся шахид штучное оружие

01 апреля 2010 | 08:59 , Ольга Боброва

Год назад, весной 2009-го, Докку Умаров, амир самопровозглашенного Имарата Кавказ*, заявил о воссоздании батальона смертников «Рийядус Салихийн».


«Рийядус Салихийн», впервые созданный на заре 2000-х, был агрессивнейшей группировкой боевиков. На совести этого подразделения море крови: и «Норд-Ост», и Беслан, и упавшие самолеты, и много еще чего. Формально батальон прекратил свое существование вместе с объявлением о ликвидации Шамиля Басаева — его бессменного лидера. В этой связи заявление Докку Умарова о возрождении группировки «Рийядус Салихийн» смотрелось причудливо, поскольку батальон смертников — скажем так, именная организация. «Рийядус Салихийн» без Басаева — это, к примеру, как Третий рейх без Гитлера: одно название. Умаров, однако, не стал говорить о создании нового батальона — он заявил именно о возрождении того, прежнего. Может, он хотел застращать врагов. А может, напомнить о методах.
Вместе с заявлением о возрождении «Рийядус Салихийн» Докку Умаров сообщил и о том, что батальон подготовил и выпустил на равнину 20 террористов-смертников. Использование шахидов — и в особенности шахидок — почерк именно этой организации.
Может быть, Докку, как это бывает, приврал насчет своих возможностей и достижений. Однако факт остается фактом: как минимум 19 смертников с того момента уже себя проявили. В Чечне, Ингушетии, Дагестане и Москве.
Не исключено, однако, что на тех 20 подготовка шахидов не закончилась.
Здесь возникает резонный вопрос: может ли так быть, что смертников готовят различные террористические подразделения? Ответ, скорее всего, — да. Судя по всему, технически подготовка смертников может осуществляться сразу в нескольких «мастерских», действующих к тому же независимо друг от друга. В письмах Саида Бурятского, опубликованных уже после его уничтожения, автор говорит о том, что не имел отношения к подготовке смертника, осуществившего покушение на Кадырова, и даже не знал его. Но прежде организацию этого преступления приписывали именно Бурятскому. С учетом обстоятельств жизни Саида надо понимать, что оправдываться в личных письмах ему резона не было: мирная жизнь его бы все равно уже не приняла. Однако из этой детали следует, что не один Бурятский готовил смертников, были и другие «специалисты».
И все же деяния каждого из смертников становятся известны миру именно под брендом «Рийядус Салихийн». Это такое виртуальное клеймо. Батальон и прежде, еще при Басаеве, имел привычку брать на себя любое мало-мальски заметное ЧП в России, а также охотно записывал на свой счет теракты, совершенные другими группировками боевиков. Но со времен самопровозглашения Имарата Кавказ существование автономных групп, имеющих к тому же достаточную мощь, чтобы подготовить смертника, стало маловероятным.
Второй любопытный вопрос, возникающий в этой связи: возможно ли такое, что шахиды, прошедшие подготовку, — растворятся, не станут смертниками? Ответ, вероятно, — нет.
Подготовка шахида — чрезвычайно затратное дело. Требует времени, сил и особой осторожности. Каких-то денег, наконец. Шахид не может появиться «сам по себе» и действовать автономно. За каждым из них стоит крупная группа поддержки. Такие усилия не могут попросту уйти в песок.
Главная составляющая подготовки шахида — психологическая. Человека необходимо научить тому, как решиться уничтожить себя. Потенциальному смертнику это решение дается ничуть не легче, чем далось бы любому другому человеку.
— В менталитете вайнахов* нет ничего такого, на чем можно было раскрутить шахидизм, — уверен Тимур Акиев, руководитель ингушской группы правозащитного центра «Мемориал». — Да, были мстители, готовые умереть, но умереть в бою, чтобы об этом знали, чтобы его уважали: он отомстил, не смирился с обидой. А тут другое. Шахиды, как правило, никому не известны, и не факт, что смертник сможет выполнить задание «успешно». Достаточно случаев, когда шахиды гибли просто так.
Бытующее мнение о том, что феномен существования террористов-смертников имеет под собой религиозные основания, тоже верен лишь отчасти. На деле тем, кто готовит смертников, приходится скорее идти поперек традиционных религиозных убеждений подопечных.
— Изначально в исламе физической сохранности тела погибшего уделялось особое внимание. Человек может воскреснуть в Судный день только при условии, что есть тело, в которое душа может воплотиться, — рассказывает Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. — Отсюда идея о шахидах, мучениках, которые прямиком попадают в рай, и им не нужно воскресать в Судный день. Ведь в бою воину могли и голову отрубить. Однако запрет на самоубийство по-прежнему остается непоколебимым исламским принципом. К тому же шахидки в метро сталкиваются и с еще одной серьезной дилеммой: среди людей, убитых ими, могут оказаться единоверцы.
Подготовка терактов в Москве — это уже не только психология. Это еще и недешевая логистика. Смертниц необходимо доставить в Москву, обеспечить им возможность «осмотреться на местности». Подготовить оружие. Все это время их необходимо где-то укрывать, учитывая при этом, что спецслужбам, вероятно, известно о прибытии террористок в город. На все подготовительные мероприятия уходит немало времени, и этот факт ставит под большое сомнение заявления правоохранителей о том, что случившиеся подрывы — месть за ликвидацию Саида Бурятского или Анзора Астемирова.
По некоторой информации, смертницы в Москве появились задолго до уничтожения Астемирова. Не исключено, что этих женщин готовил именно Саид Бурятский, однако самоподрыв смертниц как акт отмщения Бурятского — натянутая, «светская» версия. Шахидки, уж коли они встали на этот путь, все равно рано или поздно бы себя проявили — если бы их выступление не было бы предупреждено органами. Но оно не было предупреждено.
Если последний шахид из группы, о которой говорил Умаров, жив, надежда на то, что он откажется от идеи, — слаба. Однако и использовать в ближайшее время его вряд ли станут. Понедельничные подрывы произвели страшнейший эффект на Россию. Его и усугубить невозможно — куда уж страшнее.
А шахид — ценный ресурс, штучное оружие. Его не станут тратить попусту.
* Группа народов, куда входят, в частности, ингуши и чеченцы.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: