ТЕМА

Деньги из воздуха или убийцы вертолетов-2

25 марта 2005 | 12:10 , Сидор Андреев

Ми-8

В первой части статьи мы рассказали о том, как одно из государственных авиапредприятий КГАП «Универсал-авиа», умудряется много лет подряд наносить государству ущерб в размере около 20 миллионов долларов США в год. Эта сумма составляет порядка 15-20% убытков, наносимых ежегодно государству авиапредприятиями и департаментом авиационного транспорта (ныне Державіаслужба) министерства транспорта Украины.


Стоимость эксплуатации летательного аппарата состоит, в частности, из стоимости потребленного топлива (напомним, для Ми-8 это около 800 литров в час, или примерно 400 долларов США по украинским ценам), зарплаты летного и технического состава, стоимости текущего обслуживания и ремонта, а также амортизационных отчислений. Не нужно быть семи пядей во лбу, для того, чтобы понять, что при отсутствии текущего обслуживания и ремонта вертолет рано или поздно подчинится закону всемирного тяготения. Причем, в отличие от автомобиля, в этом случае не получится неспеша съехать и остановиться на обочине.

Но, если тратиться на ремонт, можно украсть лишь вполне незначительную сумму денег. И тут на помощь руководству авиакомпании приходит летная смекалка.

Каждая деталь вертолета стоит денег. Некоторые детали очень больших денег. Например, одна из важнейших деталей редуктор, стоит от полутора сот до трехсот тысяч. Не гривен, а долларов США, разумеется. Поэтому эксплуатанты боятся ремонта как черт ладана и идут на любые ухищрения, чтобы не нести таких расходов.

Однако, согласно правилам, можно продлить срок службы дорогостоящих узлов и агрегатов вертолета. Для этого нужно пригласить представителя завода-производителя, который проведет осмотр соответствующих узлов и агрегатов и, в случае их удовлетворительного технического состояния, продлит срок их эксплуатации на 100, а то и 200 летных часов. Большинство украинских вертолетов, таким образом, переходило плановый срок эксплуатации на 20 70% и находятся в ужасающем техническом состоянии.

Весьма иллюстративным итогом эксплуатации подобного вертолета стала авария украинского вертолета в Афганистане: «В северной провинции Афганистана Бадахшан потерпел аварию вертолет Ми-8. В результате аварии никто не пострадал. Вертолет управлялся украинским экипажем из компании «Вертикаль» и был задействован в обеспечении президентских выборов в Афганистане. Кроме трех членов экипажа на борту находилось пять пассажиров. По предварительным причинам, вертолет потерпел аварию из-за проблем с двигателем. Экипаж и пассажиры, вероятно, проведут ночь на высоте 4 тысячи 200 метров в ожидании спасательной экспедиции, прибытие которой ожидается в среду. К месту аварии вылетел второй вертолет, который доставит членам экипажа и пассажирам пищу и одежду» - РИА «Новости».

К сожалению, не всегда отказы техники заканчиваются столь «успешно».

Когда вертолетам КГАК «Универсал-авиа» пришла пора уходить на заслуженный отдых на выручку пришли военные. Пока в украинской армии существуют прапорщики с нищенской зарплатой электронный блок, а то и лопасти рулевого винта, можно было приобрести за полсотни-сотню долларов. А выправить документы на эти запчасти уж и вовсе не составляет труда.

Вертолеты «Универсал-авиа» бороздили воздушные просторы Азии и Африки благодаря посредничеству двух небезынтересных фирм: Международной акционерной авиакомпании «Урга» (президент Шмаевич Л.И.), сразу после сертификации Департаментом воздушного транспорта Украины начавшей деятельность на международном рынке, и ООО "Международная авиационная компания Чайка" (директор - Директор Дядичкин В. В.).

Кстати, обе эти кировоградские авиакомпании начинали свою деятельность с весьма успешной приватизации самолетного парка Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации, в результате чего это уникальное учебное заведение (на весь бывший СССР было всего два подобных учебных заведения в Кировограде и Актюбинске).

В результате столь удачной приватизации в училище из нескольких десятков самолетов не осталось ни одного. Кто знает, может быть именно прогрессивный опыт приватизации самолетов Владимиром Васильевичем и Леонидом Израилевичем, подсказал директору «Универсал-авиа» А.А. Ковтуну как помочь подняться в небеса своему сыну.

Сын Сан Саныча занимается опылением сельскохозяйственных угодий с помощью самолетов Ан-2, полученных в пользование, как вы уже, наверное, догадались, на папином предприятии на самых выгодных условиях. Попутно помогая папе с выгодой для семейного бюджета пристраивать государственное имущество. Для людей, привыкших красть не с прибыли, а с убытков, самолеты не самое выгодное дело. Однако и оно, при известном старании, может приносить приличный доход.

Говоря о безусловных убытках, наносимых украинскому бюджету, было бы несправедливо не упомянуть Вооруженные силы. Когда вертолетный парк государственных авиакомпаний стал исчерпывать свой ресурс, частным авиакомпаниям пришлось внимательно взглянуть в сторону военных. То, что открылось пристальному взгляду, не могло не порадовать глаз рачительного коммерсанта.

По официальной версии, в бюджете МО Украины просто не находится денег для ремонта летного парка. Поэтому, министерство разрешило сдавать транспортные самолеты и вертолеты в краткосрочную аренду, с целью зарабатывания средств на поддержание техники в боевой готовности.

Реалии такой краткосрочной аренды не могли не обрадовать рачительных коммерсантов возможностью занижать реальный налет и не слишком строгим отношением военных к техническому состоянию сданного в краткосрочную аренду имущества. Правда, не бескорыстно: сумма «отката» златопогонному генералитету, решающему вопросы выделения летательных аппаратов составляет от 200 до 300 долларов за час налета. По сравнению со стоимостью летного часа того же вертолета Ми-8 ($3000 3500/час) сумма вполне разумная, особенно, если учесть, что за месяц налет вертолета доходит до 200 часов. Неплохой приварок к генеральской зарплате.

Под такую аренду многие вертолеты незаметно переоборудовались, теряя свои военные признаки. Разрешения на переоборудования подписывались в массовом порядке. Самое активное участие в подобном бизнесе принимал и бывший глава «Укрспецэкспорта» В. Малев.

На сегодняшний день в Украине осталось не более 15% летательных аппаратов из тех, которые бороздили украинские воздушные просторы в 1991 году. Львиная доля из 85% теперь тихо доживает свой век на аэродромах, постепенно растаскиваемая собирателями металлолома. Одним из памятников подобного головотяпства является войсковая часть, что расположена вдоль трассы перед Херсоном.

Во всем мире наблюдается спрос на вертолеты, которые применяются для транспортировки людей и грузов, спасательных операций на море и в горах, монтажа строительных конструкций и ветряных электростанций. В это время украинские пилоты работают в Грузии и Абхазии. Ираке и Афганистане, Колумбии и Сомали, Португалии, Турции, Эквадоре и еще множестве других стран.

От нынешнего руководства страны зависит то, станет ли авиация источником стабильных больших поступлений в бюджет, или еще одной кормушкой для чиновников. Во втором случае мне будет очень жаль тех, кто рискуя жизнью тушил пожар в Чернобыле и спасал моряков с тонущих судов. А еще больше мне будет жаль эту страну.

комментарии [4]

27.02.2013 12:24     ОК То ли мысли у человека путаются, то ли признаки шизофрении... статья - бред!
01.08.2010 19:52     В.Дядичкин Уважаемый pilot,
не пытайтесь дискутировать с автором этого пасквиля. Несколько лет назад я общался с ним через данный сайт по поводу этой статьи очень активно и долго, и настойчиво предлагал встретиться в любом удобном для него месте. Мне было что ему сказать, но неуважемый мною господин предпочел остаться анонимным.
24.07.2010 09:50     pilot И наконец четвертое о фотографии про вертолеты под херсоном по фотографии видно это вертолет Ми-6
так вот вертолет Ми-6 снят с производства 20 лет назад краиний вылет произведен в 2003 году ( в 2003 снят с эксплуатации ) полеты на этой технике запрещены. А вы в вашей статье указываете на то что эта техника простаивает. Ваша статья ни что иное как сказка, бред куча утверждении ни одно из которых не закреплено фактами. Прежде писать что либо о ком либо в следующий раз постарайтесь подготовиться тщательнее.
24.07.2010 09:37     pilot Уважаемый Сидор Андреев.
Ваша статья ни что иное как попытка испортить репутацию авиакомпании Универсал- Авиа. Ниже постараюсь обьяснить вам почему

Первое - Я так понимаю вы не являетесь руководящим составом авиакомпании "Универсал Авиа" и даже не являетесь ее работником я бы вас знал и поэтому позвольте поинтересоваться вопросом откуда у вас сведения про состояние техники или вы специалист с завода и приезжали с проверкой не думаю.
второе - доходы предприятния, не менее интересный вопрос,скажите вам кто либо приносит расчетные справки о доходах авиапредприятия? откуда вам знать о убытках предприятия ?
Третье в статье было сказано про воровство семьи Ковтунов. Где факты ? Было расследование ? Не стоит разбрасываться словами налево и направо.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Просто вид из окна

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: