ТЕМА

«Серый» кардинал по имени «Орифлейм»

25 декабря 2005 | 12:40

Средняя российская женщина тратит на косметику и парфюмерию 12-15% дохода - почти втрое больше, чем американка. На туалетном столике россиянки - шесть помад, у американки - не более двух. Большую часть продукции для российских красавиц поставляют зарубежные производители. Это касается как дорогой (селективной) косметики, так и более доступной по цене - для массового потребления. Но всегда ли на российский (и украинский) рынок поступает товар, соответствующий мировым стандартам? Журналисты знают: как только речь заходит о так называемом «сером» рынке, у многих торговцев косметикой пропадает желание разговаривать. Их можно понять Однако, «серый» рынок существует. Если говорить о дорогой косметике, то специалисты хорошо знают так называемый «сирийский» (более высокого качества) и «дубайский» (низкого качества) «серый» парфюм. Однако, бог с ними, с толстосумами. Мы хотим обратить внимание на фирму, которая как выясняется, также является законодателем «серой» моды, но в массовом секторе. Эту компанию благодаря сетевому маркетингу знают даже очень далекие от парфюмерии люди, кого «ноты аромата кедра и мускуса» не смогли окутать своим «неповторимым, будоражащим шлейфом». В распоряжении автора оказалась аналитическая справка, которая по форме изложения скорее напоминает доклад руководству одного из силовых ведомств. Автор решил, что менять стилистику справки нецелесообразно. В конце концов, суть не в стиле, а в содержании. Знакомтесь: «Орифлейм»


Шведская косметическая компания «Oriflame», была основана в 1967г. братьями Робертом и Йонасом аф Йокник (Роберт аф Йокник - Председатель Совета Директоров). Объем продаж компании составляет около 500 млн. евро в год. Продажа продукции осуществляется через сеть независимых консультантов-распространителей (более 1,4 млн. человек).

На сегодняшний день «Oriflame» имеет три завода - в Польше, Индии и Швеции, которые производят продукции на 546 млн. евро. На Россию и страны СНГ приходится 210 млн. евро. из этой суммы.

Вперед, на восток
 В 1991г. продукция компании появилась в России, а в 1992г. была зарегистрирована АОЗТ «Орифлэйм косметикс» со 100% иностранным капиталом (учредителем стала компания «Орифлэйм Истерн Юроп Б.В.», Голландия, Мааскадс 5, 5347 КД Осс). В последующем произошел ряд преобразований (АОЗТ «Орифлэйм косметикс» - ЗАО ТАФ «Орифлэйм косметикс лимитед» - ЗАО «Орифлэйм косметикс»). При этом с 1999г. учредителями ЗАО «Орифлэйм косметикс» значатся «Орифлэйм Истерн Юроп Б.В.» (Голландия) и ООО «Орифлэйм Фертрибс ГмбХ» (Германия). В период с 1992 по 1996г.г. реализация продукции проводилась через сеть оптовых продаж и розничную торговлю, а с 1996г. вся реализация была переведена на метод прямых продаж. По состоянию на 31 декабря 2004 года количество «независимых консультантов» «Орифлэйм» в странах СНГ и Балтии составило почти 800 тысяч человек.

31 марта 2004 г. внеочередное общее собрание акционеров ЗАО «Орифлэйм Косметикс», приняло решение о прекращении деятельности ЗАО и регистрации ООО «Орифлэйм Косметикс» (зарегистрировано в мае 2004г.).

На сегодняшний день в России зарегистрированы ООО «Орифлэйм косметикс» и ООО «Орифлэйм продактс», 13 филиалов компании в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др., четыре Сервисных Центра (Саратов, Челябинск, Пермь, Ростов-на-Дону), более 2500 сервисных пунктов, КАМ-офис в Красноярске (КАМ Менеджер по работе с ключевыми партнерами). Кроме того, в 2000 году компания «Орифлэйм» открыла два филиала в странах СНГ Казахстане и Грузии, в 2001 2002 гг. были открыты КАМ-офисы в Минске, Астане, Бишкеке, Ташкенте, Ереване и Монголии.

Комментарий эксперта:
Компания «Орифлэйм» вышла на российский рынок в начале 1992 г., в «смутное» для России время. Тогда все силы пришедших к власти «демократов» были направлены на травлю своих политических врагов и захват госсобственности с целью распределения в своих интересах. Именно в этот момент под флагом инвестирования в новую российскую экономику появляется АОЗТ «Орифлэйм косметикс Лимитед». Естественно, о каком-либо производстве речь не шла, зато была развязана настоящая информационная и аппаратная война с целью удушения оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации отечественного парфюмерного производства. Одновременно потребителю под маркой известной фирмы с использованием новейших достижений коммуникационной науки могла всячески навязываться второсортная продукция польского и китайского изготовления по мировым ценам. Процесс этот, по-видимому, продолжается и сейчас, только в неизмеримо больших масштабах с использованием технологий прямых сетевых продаж, что позволяет максимально манипулировать финансами, уходя от налогов и плодя местных коммерсантов героев «серого» бизнеса, готовых за подачки от фирмы обманывать потребителя и государство.

В 2004г. компания «Орифлэйм» добилась разрешения на строительство торгово-производственного комплекса в д. Поздняково Красногорского района Московской области (26 км. автомагистрали «Балтия»). Разрешение утверждено и подписано и.о. главы Красногорского района В.В. Кругликовым и главным архитектором района М.В. Фальковой. Говорят, решение о строительстве комплекса было также поддержано Губернатором Московской области Б. Громовым. Инвестиции в строительство якобы составят около 30 млн. долларов.

Однако, по мнению экспертов, создание в Красногорском районе МО якобы производственной фирмы ООО «Орифлэйм продакс», скорее всего, будет сведено не к самостоятельному производству, а к расфасовке уже готовой и привезенной из-за рубежа продукции.

Капитаны «серого» бизнеса:
Брэннстром Магнус Свен бывший региональный директор «Орифлэйм» стран СНГ и Балтии, за период работы поднял продажи с 88 млн. евро до 330 млн. евро. По результатам работы назначен управляющим директором и генеральным исполнительным директором (CEO) Oriflame (высшая менеджерская позиция).

Бреннстром Магнус - 06.06.1966г.р., уроженец Швеции, проходил службу в армии, в 1992г. окончил Университет Уппсалы (Швеция), получил диплом МВА. В 1992г. стал консультантом на рынке недвижимости и строительства. В 1996г. назначен специалистом по экспорту шведской пивоваренной компании Spendrups. В 1997г. стал генеральным директором «Орифлэйм-Россия», в 1998-1999г.г. был региональным директором «Орифлэйм» стран СНГ и Балтии, с 2001г. региональный директор стран СНГ, Балтии и Азии и член исполнительного комитета «Орифлэйм».

Розенберг Йохан в марте 2005г. назначен региональным директором «Орифлэйм» стран СНГ и Балтии (сменил Магнуса Брэннстрома). До этого назначения значился генеральным директором «Орифлэйм-Россия».

Йохан Розенберг родился 3 февраля в 1970 году в Танзании. В 1994г. окончил Стокгольмскую школу экономики, получил диплом МВА. С 1994 по 1996 год работал в Unilever, в 1996г. перешел в «Орифлэйм» менеджером по операциям в Латвии, генеральным директором «Орифлэйм» в Латвии, региональным менеджером «Орифлэйм» стран Балтии. В 1997 году Йохан стал бизнес-контролером «Орифлэйм-Россия», в 2000-м - генеральным директором «Орифлэйм-Россия».

Любопытная деталь. Розенберг начал осваивать русский язык в разведывательной школе, изучая врага - Советскую Россию. В настоящее время с Россией его связывает работа, у него - русская жена, две дочери.

Палмквист Матс - генеральный директор стран Кавказа и Средней Азии, 15.11. 1972г.р., гражданство Швеция, значится по адресу: ул. Остоженка, д.7, имеет паспорт 65 07 179322, по номерам явно российский, в 2002г. проживал на ул.Доватора.

Кэрол Энн Торнхил - региональный финансовый ревизор, 19. 01. 1965 г.р., 1992 - 1996 г.г. - управляющий бухгалтер в Компании «Ньюс Интернешнл Пресс» (Великобритания), 1996-1998г.г. финансовый менеджер ЗАО ТАФ «Орифлэйм Косметикс Лимитед», с 1998г. региональный финансовый ревизор.

Канашин Сергей Борисович с 01.06.1992г. заместитель генерального директора Орифлэйм-Россия, 28.03.1967г.р., ур. МО г.Балашиха, прописан в Москве.

Где деньги, Йохан?
1. Анализ финансово-экономической деятельности аффелированных структур «Орифлэйм Косметикс» (ЗАО ООО)

Анализ проведен за период их деятельности в 2004 г. и частично с января по май 2005 г. Использовались следующие документы: бухгалтерские балансы, данные внешне-экономической деятельности и анализ экономической деятельности.

ЗАО «Орифлэйм Косметикс» (ИНН.7728050472, прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ООО «Орифлэйм Косметикс» 21.05. 2004 г.)

Экспертная оценка расходов - $ 70 030 986. Включает в себя перевод денежных средств внутри самого ЗАО ($ 20 772 652; 29,7%, количество сделок - 274), а также перевод в ООО «Орифлэйм Косметикс» ($ 1 686 584; 2,4%, количество сделок - 33). На платежи юридическим лицам (ПБОЮЛ, ИП, ООО, ОАО), связанным с ЗАО партнерскими отношениями, приходится около 26 % всех расходов. Платежи физическим лицам составили всего $ 1.150. Таможенные платежи ЗАО составили $20 444 828 (ЗТ ЦТУ ГТК).

Экспертная оценка доходов - $ 26 653 095. Платежи юридических лиц (157 платежей) составляют $ 25.823.943 или 96,9 %. Обращает на себя внимание, что основной объем платежей 81,2% ($ 20 772 652 и $ 883.379) приходится на само ЗАО и ООО «Орифлэйм Косметикс», которое образовалось из ЗАО. Платежи ПБОЮЛ, ИП, других юридических лиц составляют всего 15,7 % от общей суммы доходов, а платежи физических лиц (всего 95) составили 3,1%, что эквивалентно $829.152.

ООО «Орифлэйм Косметикс» (ИНН.7704270172, начало деловой деятельности с 21.05.04 г.)

Экспертная оценка расходов в 2004 г. - $149 536 902. Платежи аффелированным структурам: ЗАО «Орифлэйм Косметикс» (к этому времени прекратила существование) и ООО «Орифлэйм Продэкс» составили около 10%.

Экспертная оценка доходов - $115 270 392, причем из ЗАО «Орифлэйм Косметикс» поступило $ 1686584, а из самой ООО «Орифлэйм Косметикс» - $ 82 455 736 (790 проплат), что составило 73 % всех доходов компании. Поступления от ПБОЮЛ, ИП и иных юрлиц, занимавшихся продажей косметической продукции составили не более 20 %.

2. Внешнеэкономическая деятельность ЗАО «Орифлэйм Косметикс» и ООО «Орифлэйм Космэтикс»

В 2003 г. объем ВЭД ЗАО составил $147 958 886, с января по июль 2004 года - $ 70 087 645. В основном, это оценочная стоимость готовой косметической продукции, поставляемой из-за рубежа фирмой «Орифлэйм Косметикс С.А. (Люксембург) или по ее поручению со складов в Нидерландах, Финляндии и Польше, а также из Китая.

Начиная с середины 2004 г. вся ВЭД была переведена на ООО «Орифлэйм Косметикс»: с 07 12.2004 г. составила $ 93 829 395,а с 01 по 05.2005 г. - $ 64 897 293. Используются: Зеленоградская и Шереметьевская таможни. В качестве адресов получателей фигурируют: ул. Усачева д.37 стр. 1 и г. Красногорск, Коммунальная зона Красногорск-Митино-5.

3. Бухгалтерский баланс ООО Орифлэйм Косметикс» за 2004 г.

Актив

Начало отчетного года На конец отчетного периода
Баланс 2.492.821.000 руб.
$83.094.033 2.751.775.000 руб.
$91.758.333

В том числе:

Готовая продукция и товары для перепродажи 1.544.956.000 руб.
$ 51.498.533 1.707.579.000 руб.
$ 56.919.900

Товары отгруженные 104.649.000 руб.
$ 3.488.300 -

Денежные средства 176.756.000 руб.
$ 5.891.866 210.543.000 руб.
$ 7.018.100

Товары Прочие оборотные активы $ 6.710.533 $ 4.070.961

Пассив

Уставной капитал 5.000.000
$ 166.666 1.450.431.000 руб.
$ 48.347.700
Нераспреде- ленная прибыль (непокрытый убыток) - 477.441.000
-$15.914.700 - 586.505.000
-$ 19.550.166
Займы и кредиты - 260.563.000
$ 8.685.433

Прибыли и Убытки

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
Чистая выручка от продажи товаров 8.252.253.000 руб.
$275.075.100 7.035.084.000
$ 234.502.800
Валовая прибыль 3.685.226.000
$ 122.840.866 2.989.174.000
$ 99.639.133
Прибыль(убыток) от продаж - 58.959.000
-$ 1.956.300 -74.309.000
-$ 2.476.966
Себестоимость проданных товаров 4.567.027.000
$ 152.234.233 4.045.910.000
$ 134.863.666
Чистая прибыль(убыток) отчетного периода -108.960.000
-$ 3.632.000 -158.940.000
-$ 5.298.000
Прибыль (убыток) до налогообложения -108.960.000 - 158.940.000

Движение денежных средств за отчетный период

Денежные средства, направленные на приобретение товаров и иных оборотных активов $ 294.135.966

Итого по элементам затрат За отчетный год За предыдущий год
2.795.640.000 руб.
$ 93.188.000 2.292.307.000 руб.
$ 76.410.233

Комментарий эксперта:
Анализ деловой активности компании за весь период ее существования в различных видах и формах свидетельствует, что деятельность в России носит убыточный характер (расходы на 30-50% превышают денежные поступления). Кроме того, установлено, что в среднем до 80% денежных средств вращается внутри компании. Заявления же зарубежного руководства «Орифлэйм» говорят об обратном ежегодные поступления из России и стран СНГ возрастают.

Вывод:
Вышеуказанная информация может свидетельствовать о том, что бизнес компании «Орифлейм», являющейся собственностью иностранных юридических лиц, в России организован таким образом, что большинство средств уводится из государства. По всей видимости, при этом используются «серые» схемы, связанные с ввозом из-за рубежа продукции для реализации, когда ввозится значительно больше по объему и ассортименту, чем декларируется.

Елена Зайцева

От «ТЕМЫ»: очевидно, что опубликованная информация подлежит проверке отнюдь не средствами массовой информации, а некими иными структурами. И, очевидно, не только в России. Ибо наш сайт свыше полугода назад опубликовал нелицеприятную историю, в которой также всплыли некие «схемы обналички». Речь шла об украинском подразделении «Орифлейм» Доблестные "органы" по сей день не отреагировали.



комментарии [5]

20.12.2007 19:37     Игорь Как выяснилось перед начислением аванса финансовый директор ДП "Орифлейм Косметикс Украина" Светлана Зимина, с негласного одобрения Матса Палмквиста Генерального Директора ДП "Орифлейм Косметикс Украина", приказала обосновать начисление зарплат, таким образом запретив любые доплаты. Мотивировав свои действия перерасходом бюджета на зарплату. На неоднократные просьбы выдавать после каждой зарплаты распечатку с обоснаванием суммы, руководство ни как не реагирует.
20.12.2007 19:36     Игорь непонятной системой оплаты труда, при которой зная свой табель за месяц невозможно предположить сумму получаемую на руки в конверте. Особенно тяжелая ситуация сложилась в компании в ноябре. Компания взяла в аренду новый склад и из-за этого имела место большая задержка по срокам комплектования и отправки заказов и складских сотрудников выводили на постоянные переработки. В итоге при табелировании месяца у многих было по 5-6 смен переработок и при получении зарплаты в конце месяца многие не досчитались по 400-900 грн. Руководство пообещело в очередной раз все доплатить в аванс, но многие не то что доплаты, а и аванса не получили.
20.12.2007 19:35     Игорь В последние 6 месяцев появлявились системные бухгалтерские "ошибки" при начислении зароботной платы складским сотрудникам. На все вопросы менеджмент позволяет себе высказывания типа "Кому не нравится - пусть увольняются". В данный момент в компании проводится агрессивная кадровая политика направленная на увольнение всех недовольных данными действиями сотрудников. После Новогодних праздников менеджмент планирует массовое увольнение, через отправку сотрудников в "отпуск за свой счет" или просто заставят написать самостоятельно заявление на увольнение, под угрозой создать "не хорошие" условия для работы. Трудовое законодательство нарушается по многим статьям, начиная с того что трудовые договора заполняются в одном экземпляре без заполнении полей в которых ставятся даты, заканчивая н
20.12.2007 17:22     вова Если вы игорь Чорный, то вам не нужно объяснять, что такое не доплачивать сотрудникам зарплату, за два года покупать новую квартиру в Киеве при зарплате. которая не позволяет этого сделать и очень, очень много других ньюансов о которых я раскажу чуть попозже...
23.11.2007 01:21     Игорь Кто заказад Эту статью? И кому сколько Заплатили?

А Вам это интересно?
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Reuters

10 октября в Пхеньяне прошел грандиозный военный парад в честь 65-летия правящей в КНДР Трудовой партии Кореи. Парад стал самым массовым за всю историю Северной Кореи. Все оружие северокорейцев - российского производства.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: