ТЕМА

На пороге гуманитарной катастрофы. Культурная политика и государственная независимость

09 декабря 2005 | 12:37

На этой неделе в Украинском доме состоялись президентские слушания «Вызовы, рожденные свободой». Их участники культурная элита, первые лица страны и «культурные» чиновники. Слушания транслировались в эфире Первого Национального телеканала, поэтому была возможность убедиться как в их конструктивности, так и в эффективности для решения проблем культуры непосредственно. Без преувеличения, с самым резонансным спичем, вызвавшим оживление зала и даже президента, а также активно обсуждавшимся в течение всей недели в культурных кругах, выступила Оксана Забужко со своими «ноябрьскими тезисами»


Я признательна организаторам слушаний за приглашение выступить и за возможность озвучить с этой трибуны то, о чем безрезультатно пишу и говорю при каждом удобном случае уже не первый год, да вот только для «дореволюционного режима» все мои предостережения были чем-то типа сигналов с Марса. Проще говоря: новая власть унаследовала страну, находящуюся на пороге гуманитарной катастрофы. И, к сожалению, до сих пор этого еще не осознала.

О гуманитарной катастрофе это отнюдь не писательские эмоции. Могу подтвердить и «суровым языком цифр». Качество жизни в каждой стране оценивается не только по экономическим показателям для этого существует разработанный ООН так называемый «индекс гуманитарного развития». Он включает в себя наряду с уровнем доходов населения продолжительность жизни, здравоохранение, образованность населения, его доступ к знаниям и информации, к культурным ценностям, к общественной жизни и т.д. целый комплекс показателей, из которого видно, как государство распоряжается своим главным национальным богатством людьми, их способностями и потенциалом. Итак, по этому индексу Украина занимает 80-е место в мире. В Европе, куда мы будто бы планируем интегрироваться, позади нас только Молдова и Турция.

За все годы независимости Украина так и не выработала (и не собиралась вырабатывать!) самостоятельную политику в гуманитарной сфере ни информационную, ни культурную, никакую. Нашей постсоветской политической элите «никто не сказал», что эта сфера в независимой стране относится к таким первоочередным государственным приоритетам, как политика экономическая, фискальная или внешняя. Известен курьез, когда одного из кучмовских гуманитарных министров пригласили выступить на восточноевропейском форуме по вопросам культурной политики, и наше должностное лицо не моргнув глазом поведало международному сообществу о том, что политики должны быть «культурными», даже не догадываясь при этом, что словосочетание «культурная политика» может иметь какое-то иное значение, кроме того, что депутатам не следует публично бить друг друга по морде! Соответственно, все, что делалось в гуманитарной сфере Украинским государством, это развал старой, еще советской инфраструктуры и ничем не ограниченный банкет на ее руинах в виде дележки бюджетных средств по собственному вкусу и по собственным карманам. Все, что делалось в этой сфере украинским народом, делалось не благодаря, а вопреки государству в режиме разрозненных и распыленных самодеятельных «партизанских» инициатив. В результате такого «партизанского развития» Украина за годы независимости элементарно выпала из числа культурных наций.

Беря в свои руки управление страной, «оранжевая команда» даже приблизительно не представляла себе размеров катастрофы и не имела наготове ни одной четко сформулированной программы гуманитарных реформ. В первой же программе нового правительства «гуманитарка» была наивно отождествлена с «социалкой», то есть с увеличением зарплат, пенсий, социальной помощи и т.д. Это, конечно, чрезвычайно важно, но это логика не XXI, а XIX века эпохи первоначального накопления капитала, «доинформационной», когда считалось, будто бы ликвидация материальной нищеты сама по себе приведет к ликвидации и нищеты духовной (как говорили большевики, «будет хлеб, будет и песня»). Только в ХХ столетии цивилизация дошла до понимания того, что это, мягко говоря, совсем не так что между этими сферами существует намного более сложная, взаимная зависимость, да и в Украине мы уже достаточно насмотрелись духовных бедняков с миллионами на офшорных счетах, чтобы знать, какое «добро» они способны «натворить».

Масштаб той духовной нищеты, в которую скатилась страна, до сих пор никем не измерен. С уверенностью можно утверждать только то, что украинская чиновничья невеждократия умудрилась в исторически короткие сроки выполнить колоссальную разрушительную работу. Информационное пространство нации то, без чего невозможны ее политическое единство и формирование самой национальной идентичности, было раздроблено, распаевано и в большинстве своем отдано на откуп бывшей метрополии, чтобы она на наших просторах оказывала свое идеологическое влияние, как сама захочет, чем она чрезвычайно успешно и пользуется, в частности и через наши национальные телеканалы. (При этом информационная изоляция Украины от остального цивилизованного мира осталась на уровне 1991 года во всем, что происходит «на запад от Чопа», мы продолжаем питаться информационными отбросами с севернососедского отнюдь не первосортного! стола). Почти полностью был сдан соседнему государству национальный книжный и кинорынок Украина выпала из числа как кинематографических, так и книжных наций Европы, а об аудио- и видеорынке лучше вообще не вспоминать. Такое состояние дел имеет в мировой политологии давно устоявшееся определение, и я решительно не понимаю, почему оно до сих пор ни разу не звучало с наших правительственных трибун, это называется культурным колониализмом. Миллионы украинских граждан посажены, в лучшем (именно так!) случае, на убогий, «второй свежести» духовный паек «с соседского стола», в худшем же вообще физически лишены доступа ко всем и всяким духовным ценностям. И это отнюдь не преувеличение: как свидетельствуют наши «африканские» книгоиздательские показатели, миллионы украинцев десятки лет в глаза не видели украинскую книгу (кроме разве что школьного учебника, хотя то, что в этом учебнике написано, отдельная драматическая тема); каталог большинства библиотек не обновлялся со времен СССР; в малых городах и городишках уже выросло целое поколение, никогда в жизни не видевшее театра, и такой «реестр нищеты» можно продолжать до бесконечности, чего я не стану делать за неимением времени. В общем, нация опущена до уровня туземного племени, щедро обеспечиваемого разве что рекламой «огненной воды» (извините, пива), да еще ритуальными песнями и танцами а-ля КиркоровБасков и «фольклором» в виде русских криминальных сериалов. Это не «европейская нация», как вы любите говорить, Виктор Андреевич, это всего лишь рынок самой дешевой в Европе рабочей силы.

Среди этой рабочей силы наши «европейские заробитчане»: кстати, не только механики и чистильщики туалетов, но и безжалостно растраченный интеллектуальный потенциал нации, ее мозги десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, которые вследствие продолжающегося с 90-х годов «брейндрейна» растеклись «по чужим украинам» и которых с радостью берут на работу западные университеты, фирмы и корпорации. Для возвращения их на родину государство до сих пор даже пальцем не пошевелило когда-то, еще в кучмовские времена, невеждократия попыталась компенсировать утечку мозгов из страны на уровне своего понимания: ускоренными темпами, как когда-то большевики свою «красную профессуру», лихо штампуя дипломы «доцентов с кандидатами», «проффесоров» с двумя «ф» и академиков с тремя «к», ничего не стоящих кроме суммы, заплаченной за них. Украинская наука стала стремительно деградировать, выродившись в бизнес торговли дипломами. И это на фоне обвального и далее прогрессирующего падения качества образования на всех уровнях, от сельской школы до университета: сегодня ни по одному из международных рейтингов ни один украинский университет не входит ни в первую мировую тысячу, ни даже в первую европейскую полутысячу (!) лучших. Когда мы говорим об успехе экономических реформ в Польше, Словакии и странах Балтии, следует все же помнить: одна из причин успеха заключается в том, что их университеты среди лучших в Европе все же числятся и книг на душу населения там издается в несколько десятков раз больше, чем в Украине.

Следовательно, духовно интеллектуально, информационно, культурно Украина сама себя сегодня не обеспечивает. Все наши гуманитарные показатели на уровне не европейских стран, а бывших колоний третьего мира. Скрыть это невозможно и притворяться европейской нацией, не будучи таковой на самом деле, можно разве что непродолжительное время так сказать, «на волне Майдана». Майдан все же сделал чрезвычайно много для изменения международного имиджа Украины, как и для того, чтобы уверения президента на международных саммитах о «европейской нации» звучали убедительно. Но стойкий положительный имидж каждой страны создается прежде всего при помощи средств системной государственной пропаганды ее культурных достижений, и у каждого независимого государства существуют для этого специальные программы, на которые оно не жалеет ни сил, ни средств, Украина же еще даже не осознала того, что это необходимо! В результате один такой позорный конфуз, возникший в октябре на главном событии писательского мира Франкфуртской книжной ярмарке, где Украина выглядела колониальной УССР пещерно-щербицкого образца с вышитыми рушниками, книгой «Советский солдат» (!) московского издательства «Русский писатель» (!) и дико безграмотными англоязычными табличками, наносит по всему нашему «положительному имиджу» такой сильный удар, который бы даже сообща не смогли придумать кремлевские политтехнологи: мировая общественность с удивлением обнаруживает, что под нашими элегантными оранжевыми одеждами в действительности грязное белье, не менявшееся с 1973 года.

Но наибольшая угроза нашего культурного колониализма не внешняя, а внутренняя: в таких условиях невозможны ни национальная консолидация, ни окончательное формирование политической нации. Лишенный доступа к знанию в самом широком смысле, украинский гражданин даже не знает, чем ему в своей стране гордиться, чувство, без которого не бывает полноценного гражданства. Не имеющий доступа к собственному культурному наследию (ни одного академического собрания сочинений классики за 14 лет, ни единого музея, соответствующего требованиям не только XXI, а даже XX века, и т.п.), крайне плохо знающий свою историю (национальная история у нас до сих пор остается зоной политических спекуляций, в то время, как во всех независимых государствах она одна из главных основ идентичности), никогда не слышавший имен тех, кто является славой национального пантеона, лишенный общенациональных информационных институтов гражданского сообщества (без печатного органа, аналогичного Figaro у французов, Spiegel у немцев или New Yorker у американцев, невозможна и консолидация просвещенного слоя в масштабе всей страны одновременно) в общем, выдернутый из культурной идентичности, не осознающий собственного места ни в мире, ни в пространстве, ни во времени, украинский «туземец» рано или поздно неминуемо оставит своих «племенных вождей» разукрашивать себя скальпами политических противников и выигрывать очередные выборы не в диалоге с собственным народом, а в шахматных партиях с политтехнологами иностранных государств.

Это не «вызов, рожденный свободой», не обманывайте себя, духовно голодный народ никогда не будет свободным. Это угроза, рожденная многолетним рабством. Угроза будущему нации, имеющей, пожалуй, наиболее трагичную историю в Европе, во всех страшных испытаниях сумевшей не просто выжить, но и сохранить, как показал Майдан, поистине достойные удивления моральную силу и душевное здоровье. Не стоит испытывать, насколько может хватить этих сил и здоровья в условиях той духовной нищеты, в которые она поставлена. Лучше постараться как можно скорее исправить приоритеты: с колониальных на государственнические. Немедленная выработка квалифицированной, долговременной программы стратегических реформ на всех участках гуманитарного развития это сегодня, без преувеличения, дело национального спасения.

«Зеркало недели», 3-9 декабря 2005 года



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Гутиев

19 января 2009 года. Мэр Киева Леонид Черновецкий, прорубь и счастливые киевляне.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: