В который раз правительство заявило о том, что решительно настроено снизить налоговый пресс на граждан, начиная уже с 2006 года. По словам министра финансов Виктора Пинзеника, Кабинет министров предлагает, начиная с 2007-го по 2009 год, снизить ставку налога на прибыль с 25% до 20% и ставку налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Министр напомнил о намерении правительства в 2006 году снизить нагрузку на фонд зарплаты на 2%, отменить таможенный сбор и уменьшить сбор с валютных операций. Причем он обещает, что снижение налогов не должно вести к росту дефицита госбюджета.
Последнее утверждение может быть спорным. Причем оспорить его могут цифры, обнародованные главой налоговой службы Александром Киреевым, который днями отчитывался перед журналистами об итогах работы службы за 11 месяцев. По его словам, есть предпосылки говорить об удачном завершении бюджетного года. Налоговая, по утверждению Киреева, даже без привлечения средств от «Криворожстали» обошлась без дефицита. Ключевые регионы, такие как Киев, Днепропетровск, Львов, Черкассы и Харьков, уже выполнили свой годовой план. И, если непредвиденных обстоятельств не будет, налоговая не только соберет все запланированные средства, но и заработает для бюджета дополнительные. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за 11 месяцев этого собрали в 1,6 раза (на 15,7 млрд. грн.) больше, а по сравнению с бюджетным планом - на 0,9 млрд. гривен. Сам Киреев говорит, что такие хорошие цифры - результат сознательности наших граждан, которые, вняв уговорам, начали активно платить налоги. Однако очень сомнительно, что налогоплательщики обеспечили такие поступления по собственной воле. Практически сразу напрашиваются воспоминания о не по своей воле почивших свободных экономических зонах. Скорее всего, дополнительные поступления были обеспечены именно за счет тех инвесторов, которые после ликвидации льготного режима стали платить налоги. То есть, если налоговая база уменьшится, это как раз и приведет к возникновению налогового дефицита.
Однако радует то, что кроме ликвидации СЕЗ и внезапно проснувшейся общественной сознательности, Киреев назвал еще несколько причин, как ГНАУ удалось собрать такой богатый «урожай». В результате проверки 57 тыс. субъектов хозяйствования на предмет неучтенных и скрытых доходов физических лиц (зарплата в «конвертах») было выявлено, что 79,3% из них нарушили законодательство. В результате, было доначислено 106,5 млн. грн. налогов и штрафных санкций, а к административной ответственности привлечены 26,8 тыс. руководителей предприятий и предпринимателей, которые заплатили штрафов на 1,4 млн. грн. Рассказывая об этом, Киреев отмечал, что предприниматели идут на это не от хорошей жизни, но, проявив такую сочувственность, он заявил, что не может терпеть, «когда один бизнес работает открыто, другой - в тени, и создаются неконкурентные условия». Бесспорно, иначе как заботой о бизнесе назвать возбужденные 97 уголовных дел нельзя.
Равно иначе как заботой о государственном покое нельзя назвать и стремление налоговой ежеквартально публиковать в своем ведомственном издании уровень налоговой нагрузки всех украинских банков. Причина такого решения - все то же пресловутое минимизаторство, несмотря на то, что в третьем квартале 2005 года средний показатель налоговой нагрузки банков возрос почти вдвое по сравнению с соответствующим периодом минувшего года - с 1,86% до 3,24%. По информации Киреева, налоговая нагрузка на уровне более 10% зафиксирована у немногих банков, среди которых «Ситибанк (Украина)», «Аркада», «Калион Банк», «Столица», «ИНГ Банк Украина», Европейский банк рационального финансирования, «Столичный» и Индустриалбанк. Стоит отметить, что мало кто из этих банков по разным показателям попадает в десятку крупнейших банков страны, по крайней мере, из верхушки топ-рейтинга нет никого. А значит, что они могут попасть либо в число 107 банков, выплачивающих налоги ниже среднего уровня по банковской системе, либо в число 50 банков, платящих менее 1%. Вопрос только в том, уместно ли публикование подобных списков, и не приведет ли подобная инициатива налоговой к проблемам и так не слишком сильного финансового сектора. Остается надеяться только на то, что Киреев, в прошлом работавший в финансовой системе, не захочет наносить вред банкам преднамеренно. Хотя, возможно, в своем стремлении дать государству нужные цифры Киреев не пожалеет старых коллег.
Относительно же НДС, бывшего одним из камней преткновения между предпринимателями и властью, Киреев также высказывался вполне оптимистично. По его словам, компенсация НДС идет прекрасными темпами: только за ноябрь вернули на 127,1 млн. гривен, чем в прошлом году и на 728 млн. больше, чем было запланировано бюджетом. Остается только порадоваться стахановскому рвению налоговиков и посочувствовать тем проблемам, которые им создает парламент, не принимающий решение про компенсацию госдолга за счет НДС, из-за чего 500 млн. налога задерживаются с движением. Кстати, говоря о НДС, Киреев поступил под стать нашему президенту, постоянно говорящему о плохом наследии эпохи Кучмы-Януковича. По словам главы налоговой, многие проблемы с НДС сейчас обеспечены еще в бытность главой ГНАУ Ярошенко, в конце прошлого года заявившего о нулевой задолженности.
Остается только поверить в то, что служба решит свои проблемы и прийдет в новый год без долгов и дефицита, как было обещано Пинзеником, заявлявшим, что Минфин выполнит поставленную президентом задачу и до конца года полностью погасит задолженность по возмещению НДС, за исключением сумм налога, возмещение по которым оспаривается в судах. А по итогам 2005 года ожидает увеличения поступлений от этого налога более чем в два раза по сравнению с 2004 годом (16 млрд. грн.). Однако пока что цифры, данные Киреевым, хоть и радужные, но до пинзениковского оптимизма не дотягивают.
Впрочем, налоговая занимается не только сбором податей, но и собственной, изрядно поднадоевшей, модернизацией. По словам Киреева, они в который раз реструктуризировали проект модернизации службы. При этом не учитывалось неудовлетворительное обеспечение ГНАУ компьютерной техникой. Проект службы объединили с аналогичным проектом Всемирного банка, который реализуется с 2003 года. Как сказал Киреев, новая модель, в частности, будет включать такие направления, как усовершенствование налогового законодательства и методологии администрирования налогов, усовершенствование системы предоставления и обработки налоговой отчетности, создание интегрированной информационной системы государственной налоговой службы, усовершенствование системы обслуживания плательщиков налогов и повышение прозрачности деятельности органов налоговой службы, реформирование учета и отчетности. То есть, если все будет воплощено в жизнь, - налоговая заработает как лучшие швейцарские часы. Для этого ГНАУ намерена создать информационно-справочный центр на основе современных информационных и коммуникационных технологий, автоматизированные системы которых позволят обрабатывать значительное количество обращений, которые будут поступать по телефону, факсу, почте, Интернету. То есть для того, чтобы пожаловаться на действия того или иного налогового инспектора достаточно будет написать по электронной почте письмо.
Облегчая себе жизнь, налоговики решили упростить жизнь и предпринимателям, выступая за максимальное упрощение порядка использования кассовых аппаратов. В частности, подготовленным ГНАУ законопроектом предлагается упразднить Государственную комиссию по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением, а также отказаться от ведения Государственного реестра регистраторов расчетных операций, отменить требования к пломбированию кассовых аппаратов. Как отметил А.Киреев, госреестр регистраторов расчетных операций «сдерживает технический прогресс в сфере торговли». А главного налоговика не устраивает то, что выпускать и обслуживать кассовые аппараты могут только определенные фирмы, по сути, контролирующие весь рынок. В принципе, свой резон в этом есть. Если у предпринимателей будет возможность покупать нужные именно им кассы, вполне возможно, что махинаций с ними также будет меньше.
Впрочем, это только законопроект. Но реально поработать Дедом Морозом накануне Нового Года Киреев таки смог, передав в села 690 списанных налоговой машин. Что ж, можно порадоваться за села, которые, получив транспорт, полюбят налоговую еще сильнее, а значит, будут платить налоги еще лучше, а значит, несмотря на уменьшение налоговой базы, шанс наполнить казну полностью в следующем году опять появится. Главное, чтобы другие нововведения не внушили противоположных чувств.
Ирина Ходорова, "Проновости"