Обойдемся без Моцарта23 января 2006 | 09:17 В тяжбу за Николаевский костел ввязалось первое лицо государства. Украинская культура ожидает наступления разрушительных последствий. После многолетней тяжбы Национального дома органной и камерной музыки с недавно возрожденной римско-католической общиной храма св. Николая (Николаевский костел на ул. Б. Васильковской в Киеве) произошло событие, могущее поставить точку в затяжном споре. Президент издал Поручение о передаче здания храма религиозной общине «З метою забезпечення духовних потреб віруючих та умов дальшого функціонування Національного будинку органної та камерної музики України», адресованное вице-премьеру, киевскому градоначальнику и министру культуры. Согласно документу, упомянутые должностные лица должны «забезпечити в установленому порядку передачу пам'ятки архітектури Миколаївського костьолу (м. Київ) в користування парафії св. Миколая Римсько-католицької церкви, вирішивши при цьому питання надання приміщення в м. Києві Національному будинку органної та камерної музики України та врахувавши можливість проведення концертів органної та камерної музики в будівлі Миколаївського костьолу». Строительство костела было начато в 1899 году по ходатайству польской общины, умножившейся настолько, что ее уже не мог устроить старый Александровский костел. Киевский магистрат удовлетворил ходатайство. К 1909 году Николаевский костел по проекту Воловского был сооружен под руководством архитектора Городецкого и освящен в том же году. Судьба польской общины была решена после кратковременной польской оккупации Киева в годы гражданской войны. После отступления частей Войска польского, именовавшихся у нас «белополяками» и водворения у власти большевиков, использование храма по прямому назначению стало невозможным. В советское время здание переходило из рук в руки. Перед обустройством Органного дома в здании костела находились глушилки передач западных радиостанций. Идея устроения органного зала в здании костела принадлежала В. В. Щербицкому, совершенно очарованному органными концертами во время визита в ЧССР. В короткий срок помещение храма было реконструировано, в нем установили крупнейший и самый богатый по звучанию киевский орган чешской фирмы Ригер-Клосс, и в 1981 году памятник архитектуры начал функционировать в новом качестве. За годы существования Органного дома в его стенах сформировался замечательный художественный коллектив. Выросло поколение киевлян, не мыслящих своей жизни без камерных и органных концертов, без этого концертного зала одного из трех в современном Киеве, где еще звучит академическая музыка. С развалом Советского Союза малочисленная, но бойкая католическая община стала претендовать на исключительное право использования памятника архитектуры. Автор неоднократно встречал активистов общины в самых разных местах концентрации католиков в храме на Аскольдовой могиле, в Никольской церкви на Подоле, в доминиканском монастыре на Боричевом (есть у нас и такой), в Александровском костеле, а иногда у стен Николаевского костела. И все же община была зарегистрирована именно как община храма св. Николая. В блиц-интервью настоятель общины признался, что средств для реставрации, консервации и содержания храма у них нет. И заявил, что ожидает помощи от государства. При этом заверил, что все храмы, содержимые религиозными общинами, пребывают едва ли не в образцовом порядке. Интересная позиция: легко быть щедрым за чужой счет, в данном случае за счет налогоплательщиков в Украине с очевидным преобладанием православной конфессии. Что сулит и о чем умалчивает президентский документ? В чью пользу, и, соответственно, в ущерб чьим интересам он составлен? Чего в нем больше плюсов или минусов и кому конкретно они адресованы? Какой видится судьба этого документа в нынешних обстоятельствах острого противостояния ветвей власти, складывающейся явно не в пользу гаранта? Можно ли предположить, что его ожидает место под сукном или в долгом ящике чиновничьих кабинетов, или же все упомянутые стороны бросятся выполнять президентский указ, завоевывая расположение заметно умножившейся католической вообще и польской в частности общины Киева? Оказывается, можно передать в собственность религиозной общины здание, арендатором которого долгие годы являлся Национальный дом органной и камерной музыки. И делать это для обеспечения условий дальнейшего функционирования последнего. Какова логика! Выгнать на улицу для создания условий функционирования. Гегель с Аристотелем отдыхают Упоминания о «решении вопроса о предоставлении помещения в г. Киеве» и «учета возможности проведения концертов в здании Николаевского костела» не выдерживают критики. По сути, без реального обеспечения выделения огромных средств на проектирование, акустическое оформление, демонтаж органа с последующим его установлением и настройкой на новом месте все эти фразы демагогия чистой воды, на которую столь щедр наш президент. Банальный популизм без малейшей ответственности за последствия. В свое время земля под постройку храма была выделена магистратом по просьбе умножившейся польской общины Киева, которую не мог уже удовлетворить старый Александровский костел. Так ли велика и столь уж религиозна польская община Киева сегодня? Задавался ли кто всерьез этим вопросом? Едва ли. Не случайно документ появился на свет в канун истечения полудиктаторских полномочий президента Ющенко, подкрепляемых архидемократическим телефонным правом. Главное успеть озадачить вице-премьера, мэра и профильного министра, чьи руки сегодня связаны ввиду ожесточенного противостояния президента и депутатского большинства. Исход политических баталий в стране предсказать столь же трудно, как и исход тяжбы за право владения храмом-памятником. Необходимо заметить, что документ, текста которого вы не найдете на официальном президентском сайте, не вносит ясности в судьбу храма. Непонятно, на чьем балансе будет пребывать Николаевский костел, какое отношение к его деятельности будут иметь Министерство культуры и другие государственные учреждения с одной стороны, и религиозная община с другой. Статус общины может быть изменен: из субарендатора и просителя маленькая и по собственному признанию не слишком богатая группа верующих готова (?) эффективно использовать исключительное право аренды храма. В мировой практике многие культовые сооружения находятся на государственном или муниципальном бюджете, порой вовсе превращаются в музеи. Богослужения в них совершаются лишь изредка. Никакой религиозной общине не под силу сохранять всемирно известные собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор, барселонский собор Святого семейства. Но киевская община борется именно за полноправное владение храмом! Цивилизованные формы церковно-государственных отношений зачастую пробуксовывают в вопросах прав собственности на здания храмов. Украина же в этом вопросе впереди планеты всей. Была ли подтверждена правопреемственность нынешней римско-католической общины, ее имущественные права, восходящие к создателям храма? Ведь без учета этого требования любая религиозная (или антирелигиозная!) конфессия при надлежащем подходе также может претендовать на здание Николаевского костела. Может показаться нелепым, но при таком подходе вовсе не исключен вариант появления буддийской или суфийской общины во имя святителя Николая с претензиями на храм. Если понимать текст президентского Поручения буквально, то выходит, что Органному дому для повседневной концертной деятельности должны построить или подыскать приемлемое здание или помещение. Принимая во внимание, что для нормального звучания органа объем помещения должен быть не менее 16000 м3, а само помещение должно быть спроектировано с учетом нахождения в нем звучащего органа. Подобных зданий у нас не возводили по меньшей мере со времен послереволюционных, посему ожидать скорого появления нового органного зала, да еще с выдающимися акустическими характеристиками не приходится. Большинство концертных залов современной Украины это помещения, плохо приспособленные к исполнению музыки в плане акустическом, полученные в результате перепрофилирования и реконструкции, часто без надлежащей акустической обработки. Оперные театры, разумеется, не в счет, кроме тех, которые в аварийном состоянии или этой самой реконструкцией убиты. Учитывая готовность современных меценатов и спонсоров пожертвовать свои деньги на благо отечественной культуры, а строителей работать на этой ниве безвозмездно ради достижения конечного результата, уповать можно лишь на чудо. Украинская буржуазия скорее удавится Даже если чиновники самого высокого ранга бросятся выполнять эту часть документа, нет никакой гарантии, что мы в итоге получим хоть что-нибудь. Так что при выполнении президентских предписаний в части передачи храма религиозной общине об остальных пунктах можно забыть. Равно как и об одном из трех киевских концертных залов, в которых любители музыки имеют возможность ежедневно слушать крамольную академическую музыку, оказавшуюся ненужной оранжевым властям. Аполитичные Бах и Моцарт, Гайдн и Шуберт, Брукнер и Бетховен в одночасье отправляются на свалку истории зачем народу классика, если есть Верка Сердючка, Руслана Лыжичко и гениальные «Грынджолы» (не по масштабам Киева, а по меркам Хоруживки), помогающие в нелегком деле борьбы за министерские портфели, нардеповские кресла и здание на Банковой, в конце концов? Но только кого это нынче всерьез парит Фраза «учитывая возможность проведения концертов органной и камерной музыки в здании Николаевского костела» просто умиляет. Если настоятель общины пытался диктовать свои условия по репертуару администрации Органного дома, требуя избегать исполнений музыки Моцарта, к примеру, как слишком светской и эмоциональной, чего можно ожидать от патера Родослава в роли пленипотента, сиречь полноправного владельца храма? Тот самый Моцарт, которого так не любит отец настоятель, был награжден папским орденом Золотой шпоры. Нет, в Украине для завоевания душ надо быть большим католиком, чем папа Небольшой личный комментарий. Летом 1997 года (если память мне не изменяет) подобрал меня на проспекте Перемоги фургончик, плотно упакованный двумя католическими патерами (как выяснилось дорогой чехом и поляком), одним дьяконом, двумя католическими монахинями (тоже из-за кордона) и приставленным к ним гебистом (пардон, эсбэушником), своим неумолкаемым языком-ляпалом гасившего все возникавшие в салоне попытки общения. Иностранцы просто искали дорогу к костелу, куда направлялись для совершения службы. Как-то добрались сообща: я домой, они по моей подсказке к костелу. Собственно, с того самого момента и начался отсчет моей сопричастности и противодействия схизматическим латинско-папистским претензиям на здание, два с лишком десятилетия верой и правдой служившее коллективу Органного дома. К чести нынешнего министра культуры заметим, что тот сочувствует художественному коллективу Национального дома органной камерной музыки, но его возможности, увы, не безграничны, а в свете последних политических коллизий он и сам под угрозой отставки. Предложения по части нового здания под концертный зал (а равно административные и репетиционные помещения), бывшие до сей поры, поражают непониманием специфики проблемы: как можно уместить орган с двадцатиметровыми трубами в этаже жилой пристройки Мистецького арсенала, перенаселенного музеями разного калибра? Интересно, участвовала ли римско-католическая община, которой гарант Конституции намерен отдать храм, в бюджетных тратах на реставрацию костела, находящегося ныне в аварийном состоянии? Вся видимая активность общины заключалась в вывешивании плакатов и транспарантов на забранный в леса и медленно, но верно разрушаемый временем и людьми храм-памятник. А вот по части пиар-акций эта община преуспевает. Родная тетка-полька, старшая мамина сестра, старый и больной человек, не всегда находящий силы по праздникам сходить на богослужение в неблизкий католический храм, приезжая в гости проявляет осведомленность в перипетиях киевской римско-католической общины св. Николая. Откуда такая информация на Черкащине? Еще недавно тетка сокрушалась, что службу с родного польского языка в принудительном порядке перевели на украинский. Интересно, а в Израиле католические священники совершают мессы на иврите? Но это так, из области праздного любопытства. Иерархи римо- и греко-католиков согласно вещают: никакого прозелитизма! Ну да, так прямо поспешил поверить! Прогресса в ремонтных и реставрационных работах не заметно. Стены и колонны в множественных трещинах, через которые сочится вода. От сырых стен отслаивается штукатурка. Поезда метрополитена, проносящиеся аккурат под зданием костела, не только отвлекают своим шумом от звучащей до сегодня музыки (что особенно огорчает в pianissimo), но попросту разрушают здание. Недавняя постройка по соседству офисной «свечки» вызвала дополнительные смещения грунта и разрушения прилегающих зданий как самого костела и находящегося рядом административного здания органного дома, так и примыкающих к «Табачник-центру» жилых домов. На фасадах и внутри помещений появились новые глубокие трещины в палец толщиной, но это уже никого не волнует. Что побуждает условно-православного президента содействовать папистской экспансии в столице Украины? Надежда на признание миром его политкорректности в религиозной сфере? Едва ли. Мир спокойно смотрел на уничтожение православных храмов в Косово и Метохии, а введение натовских «миротворцев» спровоцировало мартовский погром, о котором вам расскажет любой серб. Объединенная Европа, в которую стремится современная Украина, так и не захотела упомянуть в своей Конституции о роли Христианства в ее становлении. Так чего ради гарант оранжевого цвета городит весь этот огород? Нешто в отместку православным, в большинстве своем сказавшим «нет» тем ценностям, которые он провозглашал на президентских выборах? Приходят на память слова святого князя Владимира, обращенные к папским легатам (летописец называет их немцами, т.е. иностранцами, «немыми», т.е. на понятном русичам языке не говорящими). Слова эти засвидетельствованы летописцем в «Повѣсти временныхъ лѣтъ» под 6494 (986): «Идете опять, яко отци наши сего не прияли суть». Иначе говоря: это не по душе было отцам нашим, ступайте же прочь, гости дорогие: нам ваше добро тоже не ко двору. И когда в том же году наш великий князь и святой покровитель Киева посылал своих послов по миру увидеть веру других народов «в действии», то отвечали ему о вере и службе немецкой: «красоты не видихомъ никоеяже». Потому и не приняли мы удобного во многом латинства, доднесь держась тогдашнего православного выбора предков. Понятное дело, подобная эстетическая оценка в наш прагматический век дело немыслимое. Только для президента, непрестанно напоминающего, что мы потомки равноапостольного Владимира, забывать эти заветы самодержца не с руки. Потому и с трудом верится, что «эти руки ничего не крали». Создается прецедент пересмотра отношений государственных инстанций с религиозными общинами и конфессиями. Я почему-то уверен, что ни к чему хорошему эти дергания не приведут. Верить в искренность уверений членов общины и ее настоятеля, к тому же ссылавшихся на высказанное обещание папского нунция, я не могу хотя бы потому, что акты насилия, погромы и захваты православных храмов на западе Украины продолжаются практически безнаказанно. Хорошо помню своих деда и бабку, Стефана и Анну Витвицких, простых крестьян, глубоко и искренне верующих католиков, преподавших мне немало жизненных уроков. Помню рассказы об их раскулачке 1934 года. Помню доброту, излучаемую моим стареньким дідом Степаном даже на пороге долгой и мучительной смерти от рака. Первые уроки польского языка, так и не ставшего для меня родным, ни вторым, ни третьим, я получил, не на элементарже, Мицкевиче или Словацком - самотужки читал дедовское Евангелие и молитвенник. Если бы нынешние католики были хоть чуть на них похожи! Увы, мы принесли в новое тысячелетие дух ожесточения, этнических, расовых и межконфессиональных распрей. И злобный, подлый дух стяжания. А вообще с претензиями на чье-то достояние у нас в последнее время перебор выходит. Новая власть пополнила юридический лексикон терминологическим дивом «реприватизации», пришли в движение многомиллиардные активы целого ряда предприятий стратегического назначения. Чего уж тут мелочиться из-за какого-то храма, в помещении которого находится один из главных концертных залов столицы. Здание в аварийном состоянии авось само рухнет, похоронив все споры и дрязги вместе с необходимостью его сохранения. А вот с католической общины с присущей ей активностью неплохо бы взять пример. После лицемерных (я так считаю доднесь) извинений покойного папы Иоанна Павла II перед православными по поводу захвата Константинополя в 1204 году крестоносцами, разграбления столицы империи и ее длительной оккупации нам впору затребовать возвращения не только награбленных святынь, но и потребовать от Ватикана выдворения своими силами Турции с понтийских берегов с последующей передачей Константинополя Украине? Ведь именно наш великий князь водрузил в знак победы свой щит на Цареградских вратах. Давайте брать шире: немедленно заявляем претензии на Великий Новгород и еще несколько великорусских (читай: малоукраинских) земель да чего там, на всю территорию, занимаемую современной Российской Федерацией. А если Япония в очередной раз начнет выдвигать претензии по поводу Курильской гряды, предъявим встречные претензии на острова покрупнее скажем, Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку. Развиваем инициативу и заявляем протест Монгольской Народной Республике и Республике Татарстан (а также меджлису крымских татар) с требованием компенсации колоссального человеческого, материального, культурного и морального ущерба, нанесенного родному Киеву и всей Украине во времена монголо-татарского нашествия. Где наша не пропадала! Авось по косой вывезет, обломится копеечка в остродефицитный с учетом газовых коллизий бюджет, да и пэрэсичному украйынцэви что-нибудь перепадет. Почему бы президенту, всерьез обеспокоенному судьбой религиозной общины, вместо постройки дополнительного дворца на Банковой не озаботиться строительством в тех краях за те же примерно деньги компактного концертного зала с возможностью перемещения в него и прекрасного ригер-клоссовского органа, и художественного коллектива органного дома, и его скромной администрации? Умом понимаю: хоть умри нужны гаранту квадратные километры новой офисной коробки. Но сердце злое просит Моцарта с Бахом, без которых нации хуже, чем ее вождю без офиса. А может, и взаправду, Украина обойдется без Моцарта в год его 250-летия Владимир Лозовой, специально для «ТЕМЫ» также читайте[22.10.2024] [17.10.2024] [14.10.2024] [08.10.2024] [07.10.2024] [04.10.2024] |
по темеВновь на шашлыки?21. 11. 2024 | 21:10 , Олег Ельцов. ТЕМА Украина партизанская15. 11. 2024 | 11:45 , Бенджамин Кук Про Подоляка с Банковой и бабку с 16 этажа30. 10. 2024 | 18:50 , Олег Ельцов. ТЕМА ГШ ЗСУ участвует в краш-тесте25. 10. 2024 | 13:39 , Том Купер
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |