ТЕМА

Столкновение экономик. Капитализм vs Социализм

06 декабря 2012 | 08:01

Маркс и общество потребления.


Впервые обреченность капитализма, как общественно - экономической формы социального мироустройства, описал Карл Маркс. После него были тысячи, но все, так или иначе, опирались на его труды. Неоспоримый факт, что Маркс до сих пор является одним из самых уважаемых и изучаемых теоретиков в престижных западных учебных заведениях, элитарных экономических и политических кругах, как левого, так и правого толка. Признанный гениальнейшим из теоретиков, он продолжает быть фундаментом для многих сегодняшних философов и социологов. С началом же мирового финансового кризиса 2008 года, Маркс стал еще более актуален. О катастрофе капитализма, по крайней мере, в существующей форме, начали говорить практически все, в том числе и сегодняшние признанные гении экономики. 


И процесс, как мы видим, только начинается. Хотя сегодняшнее общемировое левое движение находится пока еще довольно далеко от того истинно левого эгалитарного меритократического социализма. И, хотя общественные тенденции во всем мире все более направленны именно в сторону справедливого разделения капитала, ответная реакция не только не заставляет себя ждать, но и работает на опережение. Сегодняшняя конъюнктура хоть и является вторым дублем ситуации столетней давности, но все же имеет несколько существенных отличий. 


И главное - это, конечно же, исторический опыт последнего столетия. Причем довольно насыщенного на события и, все-таки, имевшего в себе кое-что беспрецедентное. А именно опыт построения социально-ориентированного государства, блока государств и мировой системы. 


Как показывает практика, социализм просто призван спасать капитализм. В прямом и переносном смысле. 


Из учения Маркса следует, что буржуазия, следуя цели построения сильного государства, неумолимо влечет себя же к погибели. Опираясь на каждого отдельно взятого человека и обеспечивая его развитие, она рано или поздно становится заложником обстоятельств, которые по ее воли и развивались. То есть, этот коллективный человек начинает понимать, что своим трудом обеспечивает жизнь этой самой буржуазии, бездельничающей и наслаждающейся беззаботной жизнью. И тогда возникают стремления к уравниловке, социализации. У подавляющего большинства общества. За этим следует социалистическая революция и все из этого вытекающее. Это и есть спасение капитализма в прямом смысле.
 

Процесс формирования посткоммунистического общества повторяет собой тот же процесс докоммунистического периода. Так называемые суровые 90-е.


Но социализм, будучи антагонистом капитализма, проходит и трансформацию противоположную. То есть, развивается в данном случае элитарный правящий класс, так называемая номенклатура, и по мере развития осознает, что, вопреки всем служебным привилегиям, лишение должности лишает всего. Все преимущества руководства невозможно закрепить за собой, а уж тем более передать по наследству. И тогда происходит революция сверху. Перестройка. 


Спасение социализмом капитализма в переносном смысле представляет собой обратную сторону спирали. А именно изменение второго вследствие косвенного влияния первого. Историческим примером этого процесса служат государства всеобщего благосостояния, общество потребления и, в некотором роде, средний "креативный" класс, как реакция на социализм. 


Стремительные перемены к более справедливому распределению нищеты, выражаясь словами Черчилля, у соседа не могут не оказать влияния на капиталистическую систему, разрываемую изнутри общественным протестом в связи с классовой сегрегацией. И тогда у правительств капиталистических стран просто не остается выбора, кроме как идти в сторону социального капитализма. 


Одним из главных идеологов социализации был выдающийся экономист Джон Кейнс, сотворивший новый облик капитализма. Благодаря его усилиям, мировая революция оказалась обречена на поражение. На том этапе исторического развития. Программа "Реконструкция в Европе" была таким же его детищем, над которым он работал вместе с большой группой политических и общественных деятелей западных стран, как и "Новый курс", проводимый Рузвельтом, который опирался на работы Кейнса. 


Еще Ленин и Троцкий в начале 20-х годов отмечали стремление капиталистических, охваченных "красной угрозой", стран к социализации. В то время как Ленин относился к этому довольно скептически, упоминая один из "немногих шансов мирной эволюции капитализма к новому строю, чему мы, как коммунисты, не очень верим, но помочь испытать согласны", Троцкий отмечает "совершенно небывалые ранее по своей законченности формы и методы реформизма" не исключая того, что "капитализм не исчерпал своей исторической миссии и что развертывающаяся империалистическая фаза вовсе не является фазой упадка капитализма, а лишь предпосылкой его нового расцвета". 


Ф. Делано Рузвельт, проводивший нацеленный на выход из пропасти Великой депрессии "Новый курс", главным образом направленный на улучшение положения широких слоев населения, во многих элитных кругах обвинялся в коммунизме и чрезмерно левой политике. Но, как говорил он сам, именно благодаря этому левому курсу и удалось спасти капитализм. 


После окончания Второй мировой войны и с началом Холодной в США начался период маккартизма. Это был новый этап противостояния с внутренней коммунистической угрозой. Красный алармизм был также характерен и для Европы, которая после войны оказалась под пятой у Вашингтона. Одним из главных требований США, окрепших за время войны, согласно плану Маршалла по послевоенному восстановлению Европы было репрессии и очистка правительств от коммунистов. 


Но продолжаться "охота на ведьм" долго не могла, а предпринимать что-то было необходимо. И тогда капиталистические страны осуществили переход из обороны от социализма в контратаку, основанную на политике построения "государства всеобщего благоденствия", призванного побороть негативные стороны капитализма, такие как безработица, бедность, расслоение общества, отсутствие социальных гарантий и т.д. Все было направленно на улучшение имиджа капитализма, как в самой системе, так и на положительный пиар внутри социалистической, что в итоге сыграло не последнюю роль крушении двуполярной системы. Но, как оказалось, изнанку западного мира от взора социалистического общества тщательно прятали. Люди оказались одурачены оппортунистическими прелестями капитализма, даже не подозревая, конечно же, что взамен о достоинствах социализма придется забыть. 


Вся идеология капитализма была сведена к потреблению. Опора в развитии общества делалась на индивидуализм и все возрастающее влияние консюмеризма. С его помощью решались довольно серьезные проблемы: стимулирование производства, а также отвлечение общества потреблением от левых идей, от политики и любой социальной напряженности. Чем более общественность зависима, неважно будь то алкоголь, наркотики или потребление, тем она лояльнее к правительству. Но характерными чертами потребительства является потеря обществом системы моральных ценностей, сферы идеального, декультурализация широких слоев населения, духовная деградация.



Зажатость человека в материальных ценностях лишает его определенной части его потребностей, связанных с внутренним миром, часто ставя его в положение неудовлетворенности, психологического дисбаланса личности, безрадостного существования, сопровождаемого глубокими депрессиями, повышением общественной агрессивности и т.д., что уже давно стало неотъемлемой частью западного мира. У многих это вызывает отторжение от материальных ценностей потребления и стремление "найти себя". Чаще всего в этом ему помогают психологи, или собрания таких же лишенных радости бытия людей. Но также часто выход находится в сфере общественной радикализации, порождая антипоребительство. От культового "Бойцовского клуба" Паланика и до недавних терактов в Европе,- все направленно на борьбу с политическим и экономическим сдавливанием личности.

А с падением социалистического блока, весь этот курс всеобщего благосостояния еще и перестал быть востребованным. Он стал попросту не нужен элитным группам, из которых выбирается и на которые опирается истеблишмент. Соответственно и политика приняла противоположное направление. Сделать этот поворот без радикальных мер было просто невозможно, поскольку это обеспечило бы взрыв негодования. Был ли кризис 2008 стихийным явлением, или у его инициаторов есть имена, покажет история, но то, что причины для него были веские, понятно уже сейчас. Наступление на права рабочих и профсоюзов, урезание социальных программ и пакетов помощи, в конце концов, дестабилизация Еврозоны, и, как следствие, Евросоюза. Что является одной из приоритетных целей национальной безопасности США. Ситуация с правами человека в колыбели демократии нового мира уже подвергается критике не только со стороны китайского МИДа, но и общественных организаций, финансируемых самими же США.

 

Сегодняшний формирующийся капитализм приобретает тот истинно хищный оскал, с которым в начале XX века боролись большевики. НеотвратимостьТретей мировой войны, а также развитие общественных противоречий, назревающих по всему миру в виде протестов, скорее всего, предоставят вашему вниманию реванш социализма с не учевшим своих ошибок капитализмом. И социализм с большой вероятностью свои ошибки учтет.

http://perevodika.ru/articles/22161.html



комментарии [1]

06.12.2012 11:10     Роман Ссилка на оригинал всегда кошернее <a href="http://nedo4life.blogspot.com/2012/06/m arx-obshestvo-potrebleniya-i.html">http:// nedo4life.blogspot.com/2012/06/marx-obshestvo-potr ebleniya-i.html</a>
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

©Patrick Stacy

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: