Пирровы законы
Об основных позитивах введение антидемпинговых мер в отношении украинских товаров становится более затруднительным, процесс проведения расследований гораздо прозрачнее, у предприятий Украины появляется возможность требовать пересмотра существующих антидемпинговых мер и пр. сказано немало. Подобные перемены помогут таким определяющим для отечественного экспорта компаниям, как металлургические и химические, укрепить свои позиции в борьбе за внешние рынки.
Однако очевидны и издержки. Так, за последний год, обращают внимание некоторые руководящие специалисты меткомбинатов нашей страны, Верховная Рада приняла ряд законов, обязательных для вступления в ВТО и одновременно ставших решающим аргументом при принятии ЕС и США решений о придании Украине рыночного статуса. В частности, принято три пакета изменений к Таможенному кодексу, существенно меняющие торговый режим. При этом второй из пакетов снизил ставки на импорт 54 групп промышленных товаров, продолжают в беседе с УкрРудПромом эксперты, близкие к Министерству экономики, а третий уменьшил ввозные ставки еще для 22 товарных групп (почти все продукты питания и другая продукция АПК, кроме подакцизной). Кроме того, в 2005 году изменена средневзвешенная таможенная пошлина на импорт промышленных товаров, которая снизилась с 7,79% до 4,45%.
Подобные изменения существенно уменьшают конкурентоспособность аналогичной отечественной промпродукции, особенно ввиду высокой энергоемкости ее выпуска, отмечают в беседе с УкрРудПромом упомянутые выше специалисты. Что же касается металлопроката, то еще в 2004 году украинское руководство вынудило металлургические предприятия страны подписать так называемое секторальное соглашение по стали, что означает уменьшение ставки ввозной пошлины на металлопродукцию до минимальной, называемой в профессиональном обиходе нулевой. Ввозные пошлины на товары химической промышленности Украина также обязалась уменьшить практически до схожей нулевой ставки до 5,73%.
И это только часть утвержденных смягчений. В целом же наши правительственные собеседники отмечают: создается впечатление, что при подготовке интеграционного пакета законов Кабмин ориентировался на экономические ультиматумы тех стран, с которыми протоколы о взаимном доступе на рынки товаров и услуг на момент принятия пакета еще не были подписаны. И результатом принятия такого пакета уже в обозримом будущем станет экспансия импорта на соответствующие внутренние рынки от продовольственных и агропромышленных до рынков продукции машиностроения и металлургии. Где отечественные производители, даже будучи в родных стенах, конкурируют с импортом почти без исключения за счет меньшей цены акцентируем, это касается не только конкурентно слабого машиностроения, но и металлопроката. Если же учесть, что поставки из-за рубежа это еще и Россия, где себестоимость выпуска едва ли не всех товаров меньше из-за дешевых энергоносителей, то ситуация для украинских компаний может стать просто критической.
Складывающееся положение резюмировали УкрРудПрому специалисты Кабмина, в данном случае особенно настойчиво пожелав остаться неназванными. И вот почему по их словам, самый активный лоббист максимального открытия рынков нашей страны для разнообразного импорта Президент Виктор Ющенко и стоящие за ним финансово-промышленные круги. Получающие взамен далеко не только политические дивиденды, подчеркивают высокопоставленные собеседники УкрРудПрома.
Опасности для ГМК
Казалось бы, металлурги Украины должны быть активными сторонниками рыночного статуса, равно как и дальнейшей интеграции. Но это не всегда так. В частности, заместитель директора по металлургическому комплексу дирекции по ВЭД и сбыту продукции ЗАО Донецксталь металлургический завод Александр Селиверстов отмечает УкрРудПрому: на сегодняшний день украинские металлопроизводители не имеют абсолютной уверенности в том, что после получения Украиной рыночного статуса и даже после вступления в ВТО для отечественного металла откроется европейский и тем более американский рынок.
Более конкретен в определениях генеральный директор ПХО Металлургпром Василий Харахулах: Доступ на рынки ЕС и США будет по-прежнему сдерживаться различными способами, вплоть до применения специальных защитных мер примером тому специальные расследования в США по отношению к Китаю, который уже входит в ВТО, и другим странам. Так, антидемпинговые расследования будут вестись промышленно развитыми государствами независимо от нынешнего или потенциально возможного статуса Украины, так как правительства этих стран будут отстаивать интересы национальных и транснациональных компаний и всегда смогут найти способ оградить свои рынки от воздействия на них нежелательных поставщиков.
Более того, указывает директор по сбыту МК Азовсталь Игорь Низов, в канун приобретения Украиной статуса страны с рыночной экономикой и последующего членства в ВТО со стороны иностранных металлопроизводителей усилилось давление в отношении снижения пошлины на экспорт из Украины лома черных металлов. Вообще, вследствие либерализации торгового режима обостряется дефицит сырьевых ресурсов для внутренних производителей металлопродукции из-за резко возрастающей возможности неограниченного экспорта металлургического сырья его производителями.
В данном контексте источники УкрРудПрома в Министерстве промышленности и энергетики РФ напоминают: даже после отмены антидемпинговых пошлин рост поставок товаров в Америку вовсе не гарантирован. По словам экспертов федерального Минпромэнерго, Россия уже столкнулась с такой ситуацией: после предоставления ее экономике со стороны США статуса рыночной была отменена антидемпинговая пошлина на поставки российского проката (в размере 137%). Прогнозировалось, что экономический выигрыш российских металлургов достигнет 14 млн. долларов в месяц. Однако стандартная пошлина в 30% отменена не была, и российская сталь к тому же уступающая по качеству японским и европейским аналогам не нашла рынка сбыта в Штатах.
Сергей КАРЕЛИН, "Укррудпром"