Я участник боевых действий в Афганистане. Воевал на должности начальника разведки дивизиона. Входил в состав группы по разработке и реализации боевых операций по наиболее оптимальному решению боевых задач в составе развед подразделений 201 МСД . В результате опыт группы позволил выработать технику слаженного применения огневых средств и подразделений в достижении успеха в боях часто над превосходящими силами противника. Хочу подчеркнуть, что за последние полгода моего участия в этой группе не погиб ни один солдат. Были случаи, когда мы захватывали врасплох опорные пункты душманов без единого выстрела. Маловероятно что силы АТО подойдут к этой технологии даже к концу освобождения Донбасса.
Уверен что как минимум 70% потерь, как в Афганистане так и в АТО Донбасса связаны с отсутствием опыта ведения б. д, низким уровнем профессионализма (особенно высшего руководства) а так же в игнорировании своих преимуществ и слабых сторон противника при планировании боевых операций.
Готов лично участвовать в боевых операциях и доказать опыт в реальной боевой обстановке. Многие простые секреты боевого успеха давались ценой жизни моих боевых друзей и опытом нелегких испытаний более чем в ста боевых операциях и развед рейдах. Поскольку все уставы и наставления ВС написаны для войны по опыту крупных войсковых операций, и абсолютно не подходят к условиям АТО. Я уверен, что все основные положительные достижения нашей армии в АТО были получены благодаря креативным идеям.
В телепередаче (Смотрите с 40й минуты) http://112.ua/war_diary/programma-voennyy-dnevnik-vypusk-ot-30-07-2014-95115.html мне удалось вкратце изложить лишь основные стратегические ошибки нашего военного руководства. А так же отметить неспособность быстрого решения такого первостепенно важного вопроса – как перекрытие восточной границы с Россией, хотя это решение вполне очевидно и практически лежит на поверхности.
Руководство АТО ведет боевые действия против ополченцев путем освобождения территории, постепенно сжимая кольцо окружения, сосредоточив свои усилия на освобождение населенных пунктов, – где сконцентрированы основные силы ополченцев. Этот вариант выгоден больше ополченцам, поскольку они могут прятаться за мирными жителями и использовать жилые дома как опорные пункты. В таких условиях силы АТО лишены своих преимуществ в артиллерии, авиации и боевой технике. Аналогичные операции по зачистке населенных пунктов в Афганистане всегда сопровождались серьезными потерями в войсках, гибелью мирных жителей и разрушением кишлаков.
Очень просто изменить ситуацию в свою пользу.
1. Выманить ополченцев из городов, путем изменения направления главного удара. Т.е. в первую очередь завоевывать не города – а дороги. На дорогах практически нет густонаселенных кварталов, и наши войска имеют явные преимущества в артиллерии и бронетехнике. Как только силы АТО начнут захват блокпостов, ополченцы вынуждены будут высылать из городов свои резервы в помощь блок постам,- и здесь наша артиллерия и грады могут расстреливать эти колонны на дорогах и открытой местности при их подходе. И уже наши подразделения могут устраивать засады на ополченцев.
2. Ключевой трассой является шоссе Харьков- Ростов. Овладеть трассой гораздо проще, чем Донецком или Луганском. Расставив цепь блок постов и опорных пунктов на трассе (об этом я говорил в передаче 112 канала) силы АТО полностью перехватывают стратегическую инициативу, (эта трасса – символический Сталинград), и одновременно перекрывает доступ из РФ потока поддержки ополченцам. Трасса разбивает группировку ополченцев на две части.
3. Отвоевывая дороги уже далее на запад и восток силы АТО отберут у ополченцев преимущества маневра и обеспечения б.д по всей зоне АТО. При этом ополченцы в населенных пунктах последовательно окажутся в полном окружении.
4. Освобождение населенных пунктов, по принципу Славянска – губительно для мирных жителей и сил АТО. Если ополченец имеет уверенный коридор для отступления, – он будет отстреливаться до последнего патрона, а затем спокойно сядет в отобранную у людей машину и поедет в следующий город. Оставляя за собой разрушенные кварталы и убитых жителей. В следующем городе история повторяется. Когда в Афганистане мы поняли ошибку данного подхода, – изменили тактику. Населенный пункт охватывается в полную осаду плотным кольцом, так чтобы и огородами из него никто не мог выползти. В этом случае – отсутствия возможного спасения, однозначно у ополченцев начнется паника «спасайся кто как может». Они попытаются группами вырваться из города и естественно будут попадать в подготовленные силами АТО засады. Остатки просто сдадутся. По опыту Афганистана больше 2х недель душманы осаду не выдерживали.
5. Пока ополченцы владеют коммуникациями (дорогами) в зоне АТО, у РФ есть естественный шанс ввести контингент войск, и эти войска беспрепятственно за 1 день дойдут от Луганска до Донецка. Полное повторение Крымского варианта.
6. Командование АТО совершенно ошибочно борется за овладение «господствующими высотами», начитавшись военных букварей. Когда нет единого фронта и видимость противника лучше обеспечивается беспилотниками и спутниками, ( а не прямой видимостью с горы), в этих условиях – естественно важность господствующей высоты имеет значение для тех, – кто на ней погибает. На этих высотах нет густонаселенных кварталов, – пусть из городов туда выйдут ополченцы, а силы АТО будут их расстреливать артиллерией и градами.
7. Необходимо отвести от Российской границы в зоне АТО на удаление 10-20 км все подразделения и пограничников, которые обстреливаются российскими градами. Создав таким образом буферную зону. И пусть в эту зону заходят ополченцы и погибают от обстрелов уже нашими градами. После освобождения Донбасса, буферная зона потеряет свой статус и пограничники вернутся на географическую границу.
8. Хорошо запомнил слова своего наставника в Афганистане: «Забудь все чему учили в училище и войсках, -учись у боевых товарищей, перенимай опыт, и тогда выживешь и будешь успешным в бою.» Профессионального уровня в Афганистане командиры взводов достигали за полгода, командиры рот – 1год, командиры батальонов за 2года. Высший командный состав был адекватным, лишь в том случае, когда к планированию боевых операций привлекались опытные командиры рот. Таким образом осуществлялась обратная связь, и в данном варианте боевые операции проходили без потерь. Уважением солдат и успехом в бою пользовались командиры, которые при получении боевой задачи могли жестко отстоять свои требования полного обеспечения поддержки со стороны артиллерии, авиации, саперных подразделений, и обязательной готовности маневренного резерва прийти на выручку, и обеспечить при необходимости выход подразделению из под удара.
9. К сожалению, по объективным причинам, к анализу работы нашей группы в Афганистане был ограниченный доступ. И многие участники б.д. не владеют теми технологиями проведения боевых операций, которые досконально отрабатывала наша группа. Поэтому наработанные в боях технологии не применяются Украинской Армией в АТО. Российское ГРУ имеет большую информацию, и активно использует этот опыт в Донбассе. В следствии чего действия Украинских войск абсолютно прогнозируемы и часто наши подразделения попадают в расставленные ловушки боевиков. Некомпетентность и отсутствие профессионализма в руководстве АТО и Вооруженных Сил Украины граничат с преступной халатностью, повлекшей бессмысленную гибель украинских солдат и мирных жителей а также разрушенные города, загубленные самолеты и разбазаренный бюджет страны. Подобные действия имеют и политический характер, поскольку усугубляют антиукраинские настроения в Донбассе.
10. Выйдут ли батальоны на Крещатик после освобождения Донбасса, я думаю что да. Нужно понимать отчаяние солдата, потерявшего в бою своего друга, который погиб по причине предательского безразличия руководства АТО. Их требованием будет не люстрация, а открытый суд над генералами предателями.
Отработанные в Афганистане боевые технологии довольно просты для понимания здравомыслящего военного руководителя. А так же их легко можно применять в АТО. Поскольку мои обращения к руководству АТО остались без ответа, уверен что рациональное общественное мнение сможет положительно повлиять на ход событий.