ТЕМА

Контрабандные ВИРАЖИ Х-55

06 апреля 2005 | 12:34 , Сергей Викторов

X-55

В истории со «сбытом налево» Украинских крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности Х-55 в Иран и Китай есть некая PR-загадка. Налицо роскошный повод для международного скандала. А скандала, по сути, нет. Ну, разве что Госдепартамент США иногда похвалит Генеральную прокуратуру Украины за усердие. Хотя, по логике вещей, если Исламская Республика Иран сумела с нашей помощью слегка довооружиться крылатыми ракетами, по сравнению с которыми столь популярный в народе «Томагавк» не более чем «летающее бревно», - это, как минимум, пункт в повестку дня заседания Совета Безопасности ООН. А по гамбургскому счету, подобная история -удобный поводом для начала военных действий. Тем не менее, как говаривал покойный Крамаров, « Тишина!..». Разве что вдоль дороги с косами никто не стоит. Хотя, юридический гроб для бывшего руководства «Укрспецэкспорта», кажется, уже взлетел


А если серьезно, то в истории с Х-55 действительно много непонятного. Поэтому начнем сначала. 1992-й год. Украине, в числе прочего «военного наследства» СССР достаются 1068 штук «специзделий» (из которых 576 несут ядерные боеголовки) made in Харьковский авиазавод, фигурирующих в международных договорах как РКВ-500, а по жизни называемых AS-15 (он же Kent - на Западе) либо Х-55 (на Востоке). Вывоз боеголовок в Россию начался еще в 1992-м году - в обмен на встречные поставки ядерного топлива для украинских АЭС. А вокруг ракет начинается торг с участием Киева, Москвы и Вашингтона. Заканчивается дело тем, что в 1999-м стороны достигают компромисса: 581 ракета (включая все, способные нести ядерные боеголовки), вместе с их носителями (тяжелыми бомбардировщиками Ту-160 и Ту-95МС-16), которые еще способны летать, отправляются в Россию в качестве расчета за газовые долги украинской стороны. Ну а невостребованные КРВБ (487 штук) и бомбардировщики ликвидируются при финансовой помощи и под бдительным контролем Соединенных Штатов. Программа блистательно исполняется в течение последующих двух лет. Причем делается это не просто публично, но даже с некоторой помпой очередной шаг Киева в сфере стратегического разоружения, как-никак!

Правда, уже тогда были отмечены некоторые неувязки. К концу 2000 года, согласно данным украинской стороны, 581 КРВБ Х-55 уже должны были находиться в распоряжении Дальней авиации ВВС России. И тут наш восточный партнер мягко так, ненавязчиво, без шума и пыли радостно объявил: он получил от Киева только 575 единиц КР. Судя по всему, кто надо очень быстро уловил мягкий намек и уже в 2001-м недостача (в размере 6-ти Х-55МС) обнаружилась уже в России. После чего на ее бескрайних просторах о «крылато-ракетной сделке» предпочитали не вспоминать. В самом деле: МО РФ получило 581 КРВБ? Получило. Значит, все хорошо. А то, что Украина до сих пор думает, будто продала их россиянам целых 587 так это ведь проблемы отнюдь не московские

тем временем отечественные запасы КР успешно утилизируют и вскоре официальные представители МО Украины рапортуют о ликвидации 483 «пятьдесят пяток». Правда, несколько позже эта цифра возросла до изначально запланированных 487. А теперь элементарная задача на сложение и формальную логику: 587+483(487)=1070(или 1074 соответственно). Так как из 1068-ми КР удалось ликвидировать 1074? Элементарная логика тут не помощник и в поддержку следует призвать специалиста в области высшей математики (или паранормальных явлений). Согласитесь, задачка из интересных, но ее в 2001-м не пытаются решить ни в Украине (что объяснимо), ни в России (что объяснить несколько сложнее), ни в США. Причем, американское молчание понять никак нельзя: крылатая ракета не «Кольчуга» (в том смысле, что Х-55 игрушка куда более серьезная, чем комплекс радиотехнической разведки, боевые качества которого отнюдь не равны его же скандальной известности).

Дальше больше. В апреле 2004 года вся эта ракетная статистика попадает в украинскую печать и вызывает живой интерес тогдашнего руководства СБУ. По слухам, одно молодое оперативное дарование даже получило благодарность за оперативное установление личностей авторов публикаций. Журналисты ржут как лошади, поскольку псевдоним ставился «от фонаря» и вновь настает тишь да гладь. А спустя 9 месяцев (видимо, срок подошел) является на свет депутатский запрос Григория Омельченко, шумное расследование «вторично генерального» г-на Пискуна и сенсационная (по обыкновению) статья «лучшего друга украинских оружейников» Тома Уорнера (Financial Times).

Положим, с Тома взятки гладки наш британский друг уже успел «подарить» Украине контракт на поставку полутора тысяч бронетранспортеров в Ирак (сгоряча перепутал БТР-60П с КРАЗами). Но тот факт, что экспортно-утилизационных нестыковок столько лет «не замечали» в агентстве по уменьшению угрозы министерства обороны Соединенных Штатов верится ну очень с трудом. И хотя «выпадение в неизвестном направлении» из украинских арсеналов по меньшей мере 6 КР сомнений почти не вызывает, ирано-китайский след именно Х-55 выглядит весьма сомнительным.

Реальных версий происходящего может быть несколько. Во-первых, вся история может оказаться «дутой» от начала и до конца, прикрывая задним числом нелегальную, но «санкционированную свыше» экспортную поставку небольшой «информационной партии» Х-55 в США. Правда, это немного противоречит тогдашним обязательствам Киева перед Москвой, но вполне в русле «стратегии маневрирования», столь любимой администрацией Леонида Кучмы.

Во-вторых, не исключено, что депутат и Генеральный прокурор спарить «коня, телегу и трепетную лань». В 1997-2000 гг. из Украины прошла серия формально законных, но очень странных поставок управляемых ракет авиационного базирования (обычных, «некрылатых»). Разнотипные УР классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» очень малыми партиями несколько лет подряд прогонялись через Казахстан и Канаду. Причем, как раз в тот период, когда последняя служила перевалочной базой для реэкспорта вооружения и военной техники в Индокитай. Не совсем Китай, но все же А канадцев обижать ни украинцам ни американцам не с руки.

Наконец, в-третьих, подчеркнуто рьяное расследование «дела Х-55» может преследовать цель отвлечения внимания от реальных фактов «ракетной контрабанды». Тем более, что внимательное изучение даже легальных ракетных поставок из Украины за минувшее десятилетие вызывает, мягко говоря, ну очень много вопросов. Например, как тот же «Укрспецэкспорт» несколько лет назад «загнал» в дружественную нам Словакию партию УР «воздух-воздух» типа Р-77 (РВВ-АЕ)? Которые всем хороши, кроме одного в Украине эти ракеты не производятся, с советских времен они у нас тоже не оставались (тогда РВВ-АЕ существовала только в опытных образцах и только в Подмосковье) и Киев их никогда у России официально не приобретал. Ни для собственных нужд, ни тем более - для реэкспорта.

Впрочем, не исключен и более прозаический вариант - господина Шмарова просто надо за что-то посадить или по крайней мере «держать на коротком поводке». Знает бывший генеральный директор «Укрспецэкспорта» действительно много, а передел собственности и сфер влияния в структурах компании идет уже полным ходом. Естественно, «обновленцам» крайне нежелательно, чтобы «старая команда» этому процессу мешала. А поскольку прокуратуре в принципе «по барабану» - что Х-55, что Х-29, что крылатые ракеты, что ракеты аэробаллистические (вряд ли следователь, ведущий дело и слова-то такие «ругательные» знает), то нашумевший депутатский запрос Григория Омельченко мог стать просто удобным поводом для выполнения комплексного (то бишь и коммерческого и политического «в одном флаконе») заказа.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Президент України Віктор Ющенко та найвища людина в світі українець Леонід Стадник (зріст 2,53 м) у дворі Секретаріату Президента України, в Києві, в понеділок, 24 березня 2008 р. Президент України Віктор Ющенко передав Леоніду Стаднику спеціально адаптований під нього автомобіль марки «Шевроле». Кілька місяців тому Леонід Стадник звернувся до Президента з проханням про спеціальний автомобіль. Глава держави спрямував своє доручення керівництву ЗАТ «ЗАЗ». Під розміри Л. Стадника адаптовано салон авто і сидіння пасажира. Віктор Ющенко особисто сів за кермо і проїхав разом з Леонідом Стадником площею перед Секретаріатом. Фото Миколи Лазаренка

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: