ТЕМА

МЕЛКО ПЛАВАЕМ

08 апреля 2005 | 11:34 , Александра Гордиенко

Мы расскажем о том, как по судоходному каналу «Дунай Черное море» деньги через ведомство Кирпы «поплыли» в большую политику... 26 августа минувшего года Леонид Кучма и министр транспорта Георгий Кирпа торжественно открывали судоходный канал. Оркестр играл что-то бравурное, «гарант», как положено, перерезал ленточку, окружение хлопало. Путь в Европу был свободен! Для усиления эффекта капитанам нескольких российских и украинских судов «посоветовали» немедленно обновить рукотворное диво. Первый же сухогруз сел на мель. Конфуз? Ничего подобного! «Лишнее свидетельство: канал придется еще углублять!» Иначе говоря, строить вторую очередь судоходного пути. Перспективы вырисовывались обнадеживающие: деньги из бюджета уже знали, в какое русло им течь в ближайшие годы.


Однако, спустя некоторое время глава президентской администрации Виктор Медведчук осторожно предупредил шефа: у нас очередные неприятности! Он сообщал: «По линии министерства иностранных дел Украины поступает информация, свидетельствующая о неоднозначной реакции мирового сообщества на действия Украины, связанные с проектом восстановления глубоководного судового хода р.Дунай Черное море ( ГСХ). Европейская Комиссия, ЮНЕСКО, Секретариат Совета Европы, Румыния. США и Германия выразили глубокую обеспокоенность ситуацией, сложившееся вокруг восстановления ГСХ. Европейская Комиссия обнародовала заявление по поводу официального открытия ГСХ, в которой требует приостановления реализации проекта до проведения соответствующей международной экспертизы влияния ГСХ на окружающую природную среду. Секретариат Рамсарской конвенции распространил пресс-релиз, в котором выражается несогласие с реализацией Украиной проекта обустройства ГСХ через гирло Быстрое и содержится призыв к правительству Украины пересмотреть свое решение по этому поводу. Следует ожидать нового нагнетания напряженности, антиукраинской кампании» Накануне президентских выборов все это оказалось очень некстати. Однако отменять «проект Кирпы» никто не собирался. Пусть клевещут!

История «канальского» вопроса началась в незапамятные времена точнее, до первой мировой войны. Тогда в дельте Дуная, на рукаве «Северный» длиной в 1 километр, попытались построить проход для судов. Но дунайская дельта показала свой характер: ил и мели стали ответом. После войны Бессарабия отошла к Румынии и Россия вовсе потеряла здесь выход к морю.

Попытки продолжились уже при СССР, в середине 50-х годов. Под проход судов типа «река-море» попытались приспособить канал с красноречивым названием «Прорва». «Прорва» тоже оправдала свое имя дно то и дело приходилось чистить и углублять. В начале эксплуатации объем работ составлял 150-200 тысяч кубометров в год, к концу 80-х он достиг уже 2,8 миллиона кубометров, к 1987 году- 4,8 миллиона кубов. После распада СССР техника и средства доходили сюда все реже. В результате в 1994 году судоходство на «Прорве» ликвидировалось как факт . На глубине чуть больше метра хорошо чувствовали себя лишь лодки-плоскодонки. А монополия обеспечения прохода судов из Дуная в Черное море отошла к Румынии. Смириться с подобной участью Украина, конечно, не имела права. Следовало снова поискать свой водный путь в Европу.

Впрочем, наряду с «Прорвой» существовал еще запасной вариант такой же рукотворный Соединительный канал. Он пропускал около тысячи судов в год, хотя капитаны его не жаловали. Прорытое в форме буквы «Г» русло сильно затрудняло поворот крупнотоннажных кораблей. Исправить бы этот недостаток и проблема решена! Однако новый проект выглядел заманчивей. Не в последнюю очередь из-за того, что под него можно было открыть финансирование совсем иного масштаба.

И выбор пал на гирло «Быстрое» - сердцевину Дунайского биосферного заповедника, указ о создании которого в 1998 году подписал Леонид Кучма. В Национальной Академии Наук удивились несказанно: Украина хочет прогреметь на весь мир как нецивилизованная держава, нарушающая целый ряд законов и международных договоров? Ведь Дунайский биосферный находится под патронатом ЮНЕСКО! Так обозначились полюса конфликта. С одной стороны экологи, утверждающие, что фауну этого уникального места от розовых пеликанов, серебристых чаек и лебедей до косяков знаменитой дунайской сельди, которая идет сюда на нерест земснаряды уничтожат с одного «выстрела». С другой стороны министерство транспорта и государственное предприятие «Дельта-Лоцман», которые рисовали розовые перспективы. Новая мощная водная артерия не только даст возможность отечественным судам быстро добираться до моря, но и «перехватит» иностранных судоводителей. Не все румынам с их каналом «Констанца Черновода» получать обильные прибыли! Экологи продолжали пугать: в донных осадках «Быстрого» накоплены ртуть, хром, мышьяк, свинец, барий, висмут, изотопы цезия. Дноуглубительные работы вызовут вторичное загрязнение, которое отравит всю экосистему прибрежной акватории моря. А «Карта минной опасности в северо- западной части Черного моря» не исключала наличия на дне «Быстрого» гальваноударных мин, оставшихся с войны. Чиновники отмахивались: авось обойдется, зато экономика выиграет!

Дискуссия шла до тех пор, пока Минтранс не возглавил Георгий Кирпа. И тогда ситуация стала развиваться стремительно. Кучма «переписал» Указ о Дунайском заповеднике, фактически освящая строительство там канала, а затем освободил от выполнения обязанностей министра экологии Василия Шевчука, который осмелился противостоять напору Кирпы .Словом, работа закипела

Удивительное совпадение: начало финансирования проекта совпало по времени с созданием Кирпой его политической партии «Відродження». На строительство первой очереди собирались потратить 30 миллионов гривень. Реально сумма оказалось куда больше 80 миллионов. Это стало известно лишь после того, как в Украине сменилась власть, а министр транспорта отправился в небытие

Вторая очередь (ее запланировали на 2006-2007 годы) требует уже более 280 миллионов. Ведь по «каналу имени Кирпы» могут проходить лишь суда с осадкой не более 5,5 метров. ( Об этом в январе 2005 года известила «Дельта-Лоцман», заметив, что собственными средствами предприятие не располагает и намерено привлекать инвесторов.) Если же оставить все как есть вредная дунайская дельта поведет себя традиционно Злые языки твердят: на самом деле, «Дунай Черное море» задумывался как быстрый и беспроигрышный способ выемки очередных сумм из державного кошелька. Ведь структура грунтов здесь такая, что канал постоянно заиливается, и ежегодно требует очистки и углубления. Пойди - просчитай наперед, сколько денег понадобится на перманентный процесс! Но вряд ли в данной ситуации Европа захочет помогать нарушителям международного экологического права.



комментарии [2]

01.05.2009 13:26     Станислав АЛЕКСАНДРОВ Продолжение статьи http://tema.in.ua/forum/read.php?2,128
01.05.2009 13:24     Станислав АЛЕКСАНДРОВ Памятник затопленным камням и миллионам

«Орденоносный» для министра транспорта и связи Иосифа Винского проект не выдержал испытания временем и стихией, а оказался всего лишь банальным ПиАр-мероприятием с использованием Президента Виктора Ющенко.

«Це є однією із фінальних точок організації господарського освоєння»

(из выступления В. Ющенко 7 апреля 2009 года на торжественном открытии защитной дамбы на Дунае)

Пока давно обещанная ротация членов правительства отложилась на неопределенное время, один из главных называвшихся претендентов на «вылет», министр транспорта и связи Иосиф Винский развернул массированную PR-кампанию. Цель кампании ясна: даже «маленькие украинцы» должно ужаснуться, представив себе, какую невосполнимую кадровую потерю могла понести страна, если бы был ре
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Гутиев

Лабух

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: