ТЕМА

Битва за «Авто ЗАЗ»: Васадзе «попал»

11 апреля 2005 | 09:30 , Герман Евстигнеев

Неизвестный Киевлянин А. Киселев оспорил в Печерском суде Киева законность решений и приказов Фонда государственного имущества о продаже 81,59% акций ОАО «Запорожский автомобильный завод компании «УкрАвто». Таким образом, через Печерский суд нанесен очередной удар по любимчикам старой власти. На этот раз «под дых» получил Тириэл Шакирович Васадзе: крупнейший украинский автомагнат. Не исключено, что это «ответка» за попытки Васадзе задавать конкурентов-импортеров. Или (что больше похоже на правду) реванш россиян, которым при старой власти не дали купить запорожский завод


Суть дела

Компания Васадзе «УкрАвто» с 1999 года управляла госпакетом акций ОАО «АвтоЗАЗ», которое в свою очередь осуществляет управление пакетами акций и долями в уставных фондах 14 хозяйственных субъектов. В частности, ему принадлежат 50% акций ЗАО «ЗAЗ», 99,86% - ООО «АвтоЗАЗ-Силуэт», 75% - ООО «Таврия-Магна» и 99,997% - ООО «АФ Таврия». В мае 2002 года «УкрАвто», единственный претендент на пакет, приобрел его по установленной в ходе экспертной оценки стоимости 54,2 млн. грн. при стартовой цене пакета 54 млн. грн.

Согласно исковому заявлению, истец Киселев считает, что во время конкурса были нарушены его права как гражданина Украины, поскольку условия конкурса сформулированы таким образом, что не позволили ему приобрести ни одной акции. За последние две недели это уже пятый похожий иск, в котором физлица оспаривают законность приватизации предприятий на основе недопуска их к конкурсам. В частности, харьковчанин Барановский сам и по доверенности от двух других жителей Харькова обжаловал в Печерском суде законность продажи на конкурсах 53,8% ОАО «Ривнеазот», 78% ОАО «Дамен Шипярдс Океан» и 76,18% ОАО «Объединение «Стеклопластик», а киевлянин Браганец - 89,48% ОАО «Крымский содовый завод». Кроме того, в Печерском суде еще с 2004 года рассматривается иск двух физлиц о законности приватизации в 93,02% «Криворожстали». Но ситуация с «АвтоЗАЗазом» стоит того, чтобы ее рассмотрели отдельно.

«Ноги» конфликта

Васадзе всегда умел добиваться своего и ходить по головам конкурентов. В прошлом году он пролоббировал закон «О развитии автомобильной промышленности Украины». В соответствии с буквой нового закона с 29 мая 2004 года были введены новые таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства. В среднем они увеличились на 15%-20% на новые и «пятилетние» авто, и до 30% на 5-7-летние.

При этом прошлогодний закон открыл зеленую улицу продукции украинского автомобилестроения «Авто-ЗАЗу». Ему в очередной раз были дарованы заметные преференции. ВАЗ, которому украинское правительство увеличило импортную квоту на 20% - до 20 826 штук в год, будет их догонять. В том числе за счет сборки в Украине: на Луцком автозаводе, на автосборочном заводе в Кременчуге, на заводе «Анто-Рус» в Херсоне и на ЗАЗе. До конца года «ЗАЗ» должен методом мелкоузловой сборки «склепать» до 20 тысяч ВАЗов моделей 21093 и 21099.

При этом возникает интересная комбинация из трех бизнесов. На Запорожский автозавод, который принадлежит господину Васадзе, машинокомплекты поставляются через концерн «Укрпроминвест», являющийся генеральным импортером ОАО «АвтоВАЗ». Владельцем «Укрпроминвеста», как известно, является Петр Порошенко секретарь СНБО и ближайший соратник Виктора Ющенко. Семья Дорошенко имеет долю в Луцком автозаводе. Но в отличие от ЗАЗа Луцк льгот уже не имеет. Летом позапрошлого года Леонид Кучма своим указом отменил соответствующее постановление Кабмина, ввиду того, что льготы противоречили нормам ВТО и Европейского Союза. Интересно, что в нынешнем бюджете Юлия Тимошенко также не оставила места для послаблений Луцку, чем еще раз подтвердила свои недобрые отношения с Порошенко.

Вместе с тем, Юлия Владимировна «отделал» и соратника Петра Алексеевича. Тириэл Шакирович также потерял все льготы, к которым он так пристрастился за последнее время. Пресс-служба корпорации «УкрАвто» тут же выступила с гневным пассажем, мол «ликвидация льгот для автомобилестроительной отрасли Украины, предусмотренная принятыми Верховной Радой изменениями к госбюджету-2005, приведет к консервации полномасштабного производства автомобилей и автобусов в Украине, свертыванию перспективных проектов и резкому сокращению работников предприятий. Отменив одним махом все преференции для автопрома, введя 5%-ю ввозную пошлину на основные комплектующие и не предложив никакого компенсационного механизма, этот законопроект лишил Украину полноценного автомобилестроения».

Не обрадовало Васадзе даже то, что Кабинет министров, обсуждая с Верховной Радой изменения в закон о государственном бюджете на 2005 год, согласился повысить ставку ввозной пошлины на автомобили с 15% до 20% их стоимости - вместо ранее планировавшихся 34,5%. При этом пошлина на ввоз комплектующих составит только 5%. По оценке «УкрАВТО», недопоступления в бюджет только в текущем году достигнут 1 млрд. грн.

Впрочем, на предмет недопоступлений мнения расходятся. Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров подсчитала, что в 2004 году, после повышения ставок налогов на импорт автомобилей, пролоббированного Васадзе, около 30% машин поступило в Украину, минуя таможню и различные уплаты. В результате теневого импорта бюджет недополучил тот же 1 млрд. гривен. Впрочем, оставим математику и перейдем к более интересным материям.

Например, подробнее расскажем о господине Васадзе и его компании «Укравто». В состав корпорации УкрАВТО входит около 400 предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, а также крупнейшая в Украине сеть автосалонов. Вместе с реализацией «продуктов» ЗАЗа, эта структура зарабатывает в год не менее $800 млн. А то и больше. Деньги контролирует лично Тариэл Шакирович, а также его оперативный менеджер Александр Козис. Он стал председателем правления корпорации после того, как Васадзе избрали народным депутатом.

Путь 57-летнего Васадзе на бизнес-Олимп был прост, как приготовление шашлыка: в 1983 году он возглавил управление Автотехобслуживание, предприятия которого в 1992 году вошли в состав «Укравто». Для этого он заручился поддержкой чиновников «эпохи раннего капитализма», с которыми нередко хаживал на охоту. Кроме автомобилей Шакирович страстно увлекается отстрелом кабанчиков и косуль: из-за его увлечения автокомпания даже открыла оружейный салон. В те же годы (1992-1993) Васадзе наладил контакты с ведущими мировыми производителями, основав, в частности, СП Автомобильный дом Украина (продажа и сервис автомобилей Mercedes-Benz), СП Автосаммит (Toyota), СП Ниссан-Украина (Nissan) и др. Это к вопросу об импорте.

Крепко угнездившись на рынке и скопив капиталец на реализации иномарок, «Укравто» обратила взоры в сторону Запорожья: государственный пакет акций (50%) СП АвтоЗАЗ-ДЭУ был передан в управление корпорации лишь в конце 1999-начале 2000 года. В 2002-м «Укравто» приобрела 81,59% акций «АвтоЗАЗа» по бросовой цене 54 млн. 200 тыс. грн. Изначально цена акций АвтоЗАЗа была установлена на уровне 102 млн. грн., однако в последствии несколько раз снижалась «из-за отсутствия интереса у покупателей». Интересно, что корпорация оказалась единственным претендентом, подавшим заявку на участие в конкурсе по продаже этого пакета. В то время, как емко сформулировал один эксперт, АвтоЗАЗ совершал «пеший сексуальный тур»: т.е. его экономическое положение было слишком незавидным. Корейский инвестор «Daewoo Motor» обанкротился, другие инвесторы не появлялись даже на горизонте. Разве что можно вспомнить появление в Киеве вице-президента корпорации «Дженерал-моторс», который присматривался к заводу. Но украинские чиновники приняли его чрезвычайно холодно. Поговаривают, это произошло не без участия Павла Лазаренко, которого «Daewoo Motor» специфически «заинтересовал» в нелюбви к американскому гиганту автоиндустрии.

Но очень скоро для корейцев настали непростые времена. 20 января 2003 года «Daewoo Motor» продала свой 50%-й пакет в СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» неизвестной швейцарской инвестиционной компании «Hirsch & Cie». О свершившейся сделке общественность узнала из сообщения пресс-службы «УкрАвто». Мало кто сомневается, что швейцарцы действовали в интересах бизнеса Васадзе и директората предприятия. Судя по всему, инвесткомпания из Женевы была привлечена с целью придать инвестиционную солидность украинскому автопроизводителю. Его директор - Олег Папашев (работает на этой должности с мая 1999-го, после смещения Александра Сотникова), сумел неплохо сработаться с киевлянами. Даже на охоту вместе с ними хаживает

Трудно сказать, то ли в силу менталитета, то ли из-за деловых разногласий, но ведущие дилеры не сумели противопоставить грамотный лоббизм пробивной силе Тариэла Шакировича. Даже созданная импортерами Всеукраинская ассоциация во главе с Олегом Назаренко (человек Волкова) сумела лишь повозмущаться в адрес закона «О развитии автомобильной промышленности в Украине».

Приватизационный реванш

УкрАВТО довольно удачно выбрала момент для покупки 81,59% акций АвтоЗАЗа. Отечественный авторынок переживал бурный рост, и, по мнению большинства аналитиков, такая тенденция грозила продолжиться еще как минимум 3-5 лет. Неразбериха, возникшая после банкротства корейской компании Daewoo, фактически свела к минимуму влияние иностранных инвесторов на управление заводом, которое на данном этапе почти полностью сосредоточено в руках «УкрАВТО». Пропихнув введение высоких пошлин на импорт ВАЗов,УкрАВТО получило дополнительные прибыли. Подорожание ВАЗов увеличило спрос на продукцию СП, что позволило ему взять под контроль более 25% рынка (15% у ЗАЗа и почти 11% у Daewoo).

Радоваться тому, что единственный автостроительный завод оказался в надежных руках украинского магната грузинского происхождения, вряд ли стоит. Поскольку по сравнению с западными автомобильными корпорациями «УКрАВТО» просто «провинциальная блоха». Отсутствие значительных финансовых ресурсов, необходимых для развития завода, конфликты, вместо налаженных связей с крупнейшими украинскими ФПГ, посадили запорожский завод на голодный инвестпаек. Даже кредитные ресурсы крупных банков в производство отчего-то не вливались. Более того, даже рассчитаться перед государством за покупку АвтоЗАЗа корпорация сумела лишь благодаря государственной поддержке. Точнее - кредиту «Укрэксимбанка». Фактически правительство Анатолия Кинаха ссудило члену фракции промышленников и предпринимателей государственный кредит на приобретение опять-таки государственного пакета акций. Тогда многие оценили этот шаг власти как благодарность за правильный политический курс руководителя УкрАВТО Тариэла Васадзе, баллотировавшегося на парламентских выборах по спискам пропрезидентского блока За единую Украину.

А тем временем на украинский завод «пялятся» крупные иностранные инвесторы. И западные, и российские. В частности, российские компании Сибирский алюминий и Северсталь сейчас прилагают значительные усилия для освоения автомобилестроительной отрасли РФ и построения собственных автохолдингов. Наверняка не проходит мимо их внимания и автомобильное хозяйство бывших братских республик. Доказательством чему может послужить засветившаяся в ходе приватизации Запорожского автозавода ООО Автопроминвест. Компания не скрывала, что за ней стоят мощные российские партнеры и пыталась оспорить в суде условия продажи АвтоЗАЗа. В конце концов, суд отказал Автопроминвесту в удовлетворении исковых требований. Повторение подобной атаки на «АвтоЗАЗ» стало возможно только после победы «оранжевых». Так что за господином Киселевым, права которого, по его мнению, были круто нарушены, могут стоять структуры с миллирадным оборотом и столь звучными именами, что мы даже стесняемся их назвать



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Гутиев

"В свинячий голос"

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: