Худшие прогнозы развития ситуации в Крыму начинают сбываться. Десять человек обратились за медицинской помощью в ЦРБ Бахчисарая, четверо госпитализированы с травмами головы и переломом голени, разбиты и перевернуты машины таков итог массовой драки в городе, в которой, по различным оценкам, участвовали от 400 до 600 человек.
Поиски виноватых
Картина минувших выходных в Бахчисарае наполнена противоречивыми свидетельствами. Вплоть до понедельника, 14 августа, официальные источники хранили молчание о происшествии, и только с началом рабочей недели появилась информация ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму с официальной версией событий.
Что же произошло в эти три дня? Еще в пятницу, в день визита премьера Украины в Крым, с участием В. Януковича состоялась встреча, где заинтересованные лица обсуждали, как урегулировать ситуацию вокруг древнего кладбища «Азизлер», на котором сейчас расположен рынок. По словам пресс-секретаря М. Джемилева, лидер меджлиса предложил свой вариант итогового протокола, который премьер одобрил. Документ, в частности, содержал пункт о перенесении рынка с территории «Азизлер». По этой информации, часть участников встречи протокол подписали, однако руководители автономии и крымские силовики поставить под документом свои подписи отказались. Тем не менее, по словам пресс-секретаря, «премьер-министр Украины дал слово, что рынок будет закрыт в течение месяца».
События следующего дня разворачивались по уже знакомому сценарию. Согласно милицейской сводке, митинг под стенами райгосадминистрации принял резолюцию снять татарский пикет с территории рынка, что и решено было немедленно претворить в жизнь собственными силами. Два митинга, один за закрытие рынка, другой против, встретились, разделяемые милицейским кордоном в 60 человек. Последовавшая за этим драка приняла такой размах, что разнять ее участников удалось только с помощью спецсредств и вызванной на подмогу бронетехники.
Всю ответственность за такое развитие событий меджлис возложил на депутата крымского парламента, лидера КРО партии «Русский блок» Олега Родивилова и первых лиц автономии. Он, если верить пресс-службе Джемилева, руководил группой людей, напавших на участников митинга-пикета у входа на рынок, при этом депутат «раздавал листовки с призывом к активным действиям против крымских татар». В понедельник О. Родивилов эту информацию опроверг. По его версии, своим присутствием «он только выразил солидарность тем, кто там (на митинге «1К») находился». Ни он сам, ни другие участники схода, утверждает Родивилов, не оскорбляли «честь и достоинство какого-либо этноса» и не призывали к радикальным действиям в отношении крымских татар. И вообще, митинг у стен администрации проводила не Русская община, а организация «Славяне», добавил Михаил Бахарев. Теперь обе стороны конфликта обвиняют представителей СМИ в заангажированности, клевете и намеренном обострении межнациональной обстановки. Что же до первых лиц автономии, то они, по мнению Р. Чубарова, дискредитировали Януковича так, как это не смогли сделать его политические противники.
Уже после того, как пролилась кровь, прозвучали выстрелы, а участников столкновения разогнали слезоточивый газ и подразделения «Беркута», руководители автономии все же подписали протокол с некоторыми уточнениями. И вновь об этом, как и обо всех предыдущих событиях, сначала сообщили не они сами, а лидеры меджлиса. И уже когда эхо конфликта прокатилось по СМИ, едва ли не последним через своего пресс-секретаря высказался крымский спикер. Собственно, СМИ и подтолкнули Гриценко довести свое мнение до народа, поскольку в информационных сообщениях содержались «противоречивые сведения о характере предпринимаемых руководством автономии мер по устранению причин конфликта». «Я и председатель Совета министров Виктор Плакида не отказывались подписывать протокол как таковой, сказал спикер, а лишь подчеркнули необходимость более строгого учета взаимных интересов участников конфликта и поиска на этой основе разумного компромисса. В первоначальном варианте протокол носил несколько односторонний характер, что исключало возможность такого компромисса».
Наступаем на те же грабли
Правоохранительные органы уже сообщили о возбуждении уголовного дела по статье, связанной с организацией массовых беспорядков. Выяснить, кто первым бросил камень, несомненно, нужно, но куда важнее понять, что в конечном итоге стало причиной конфликта и где его ждать в следующий раз. А в том, что этот следующий раз непременно наступит, сомневаться уже не приходится.
Некоторые украинские СМИ катализатором конфликта в Бахчисарае уже назвали самого Януковича, согласившегося на встречу с лидерами крымских татар, якобы фактически принявшего их сторону в ситуации с мемориалом «Азизлер». Премьер будто бы даже пообещал предусмотреть в бюджете 2007 года средства на его восстановление, а татары слишком буквально восприняли согласие первого министра на закрытие рынка. Сам же Янукович, говоря о конфликтах с крымскими татарами на почве самозахватов, заявил, что зачастую их причиной является «бессистемный подход власти к решению проблем».
Тем не менее до сих пор самые острые углы национальной и конфессиональной нетерпимости в Крыму худо-бедно удавалось сглаживать. А тут стоило прийти к власти «регионалам», как за четыре месяца их политической ответственности два тяжелейших конфликта «стенка на стенку» с кровопролитием и угрозой перекинуться на весь Крым потрясли полуостров.
Похоже, блоковый принцип и формирование команды под себя сыграли со спикером Гриценко злую шутку. В его политическом лагере оказались исключительно те силы, которые пришли к власти на противопоставлении себя меджлису, и значит, по определению те и другие не хотят и не будут искать общий язык друг с другом. И хотя сам Гриценко буквально пролоббировал татарскую квоту и в парламенте, и в правительстве автономии, это никак не отразилось на устойчивости сформированной им пирамиды власти. Такую позицию спикера его соратники по коалиции не восприняли как руководство к налаживанию лояльных отношений с меджлисом, а лидеры самого меджлиса восприняли как само собой разумеющуюся легкую уступку, за которой ровным счетом ничего не следует. К тому же в окружении Гриценко просто не оказалось людей, способных вести диалог с крымскими татарами и пользующихся у их лидеров маломальским доверием. Предшественник Гриценко у руля автономии, мудрый Борис Дейч, имел на этот случай премьера Куницына, который хоть и спалил на татарском вопросе собственный авторитет в глазах славянского населения, но, по крайней мере, не дал разгореться большому пожару в Крыму. У Гриценко такого человека нет. Покладистый Виктор Плакида, может, и хорош для постоянного следования в фарватере своего шефа, но не более того.
Увы, в крымской автономии для руководителя правительства умение латать трубы еще долго будет на втором месте после навыка штопать лоскуты национального одеяла, которое каждый норовит тянуть на себя. Неслучайно и в первом конфликте 8 июля, и теперь республиканская власть последней с явной неохотой отреагировала на события в Бахчисарае. Впечатление такое, словно первые лица автономии просто не знают, что им говорить и тем более что делать в подобной ситуации. Но чем нерешительнее действует власть, тем напористее радикалы. Между тем весь опыт прошлых лет подводит к одному простому выводу: чтобы не проиграть, власть должна работать на опережение конфликтной ситуации, а не подменять пожарную команду, которая тушит там, где горит.
В первый визит в Симферополь в качестве главы правительства слабость и нерешительность команды управленцев в Крыму явно не понравилась их партийному боссу Януковичу. Тем более не понравится премьеру, что сразу после его отъезда, когда он, казалось бы, решил самые болевые вопросы, началась массовая драка, бросающая тень на его репутацию. И кто в этой ситуации кого подставил, решать будут явно не Гриценко с Плакидой.
Уже по возвращении в Киев украинский премьер заявил, что намерен сделать Мустафу Джемилева своим советником. В то же время, по оценке Януковича, пребывая в Крыму, он не почувствовал, что местное руководство работает. «Я почувствовал сладкую жизнь», уточнил премьер.
Источник:
"Первая крымская"