ТЕМА

Виктор Янукович: «Мы будем сотрудничать с оппозицией»

22 февраля 2007 | 09:58 , Янина СОКОЛОВСКАЯ, «Известия» -- специально для ТЕМЫ

По итогам Конституционной реформы главным украинским политиком стал премьер Виктор Янукович. Он же, а не олигарх Ринат Ахметов, оказался реальным лидером Партии регионов. Янукович получил то, о чем мечтал экс-президент Украины Леонид Кучма: контроль над парламентом. Он дирижирует выступлениями коалиционного большинства, он определяет, работать Раде или бастовать. Янукович рассказал нам о том, что ему хотелось, как лучше.


-- Сейчас оппозиция блокирует работу Верховной рады, она требует принятия закона о самой себе. Как Вы относитесь к перспективе появления такого документа, какие права должны быть у оппозиции, есть ли в Украине конструктивная оппозиция?

-- Правительство настроено на сотрудничество с оппозицией, в лице которой оно хотело бы видеть бдительного контролера состояния дел в обществе и конструктивного критика его действий.

Мы рассматриваем оппозицию не как противника, а как союзника в укреплении экономики государства, демократических основ жизни украинского общества.

Необходимо наладить и активное взаимодействие ныне действующей парламентской коалиции с конструктивными и ответственными представителями оппозиции. И такая работа ведется при голосовании по целому ряду законопроектов позиция правительства и парламентской коалиции была поддержана десятками депутатов из оппозиционных фракций.

Одновременно, в соответствии с европейскими традициями и демократическими стандартами, следует законодательно обеспечить статус оппозиции.

К сожалению, сегодня значительная часть украинских оппозиционеров вместо конструктивной критики занята поиском любых существующих возможностей для возвращения во власть, которую они потеряли в результате парламентских выборов. И в первую очередь вернуться во власть они надеются за счет внеочередных парламентских выборов.

Поскольку никаких законных оснований для этого нет, в стране искусственно обостряется внутриполитическая обстановка, нагнетается противостояние в обществе. А в отношении коалиционного правительства развязана полномасштабная информационная война.

Кроме того, дискредитация деятельности правительства ведется на внешнеполитическом уровне. Наиболее радикально настроенные лидеры оппозиции во время своих зарубежных поездок рассказывают представителям руководства иностранных государств и парламентов о том, что власть в Украине якобы узурпирована правительством, в экономике хаос, а народ отстранен от управления страной.

Такое поведение не имеет ничего общего с демократией. Более того, оно дискредитирует в первую очередь саму Украину в глазах международной общественности кстати, признавшей последние парламентские выборы в Украине соответствующими всем демократическим нормам.

Такое поведение становится серьезнейшим препятствием на пути интегрирования нашего государства в европейские и мировые структуры. Кроме того, оно мешает налаживанию нормального политического процесса внутри страны, стабилизации экономики и ее возвращения на путь поступательного развития.

 

-- Политическая реформа сделала вас, премьера,  главным политиком Украины. Президент Виктор Ющенко готовит референдум, способный отменить реформу. Считаете ли Вы возможным пересмотр Конституционной реформы?

 

-- Если говорить о сути Конституционной реформы, то она состоит в перераспределении полномочий между ветвями власти. Это сделало невозможным узурпацию власти одним из ее центров. Что, кстати, совсем недавно было едва ли не нормой политической жизни нашей страны.

В связи с этим, большое значение будет иметь принятие Закона О Кабинете Министров Украины, потому что для эффективной работы власти необходимо соответствующее законодательное поле. Законопроект, подготовленный правительством с привлечением представителей Президента Украины, уже принят Верховной Радой в первом чтении. На очереди принятие законов О Президенте Украины и О парламентской оппозиции.

Таков первый этап Конституционной реформы. А по его окончании нужно двигаться дальше, реализуя принципы децентрализации власти и европейской регионализации, лежащие в основе роста экономики и повышения благосостояния людей.

Местные советы должны получить реальные экономические и политические рычаги для решения региональных проблем. Как свидетельствует мировой опыт, усиление местного самоуправления, создание партнерских отношений между центральной властью и регионами дает высокий экономический результат и создает наилучшие условия для развития регионов.

Сегодня мы живем в демократической стране, в которой действует новая Конституция и существует новая модель управления государством. И противоречия, возникшие в результате Конституционной реформы, естественны это объективные трудности переходного периода.

Эти противоречия можно отрегулировать в Конституционном Суде. Или же, что более конструктивно, в ходе переговоров как это произошло на недавней встрече Президента с руководством правительства и парламента. Тогда было принято компромиссное решение о создании комиссий, чья задача состоит в поиске путей усовершенствования существующего законодательства для достижения компромисса, условия которого устраивают все стороны политического процесса.

Что же касается разговоров о пересмотре или отмене обновленной Конституции, то хотелось бы еще раз напомнить авторам таких «прожектов», что Конституционная реформа уже свершившийся факт. Она действует практически год. И любые попытки отдельных политиков осуществить ее ревизию не могут иметь никаких юридических последствий.

Меня удивляют и настораживают выпады некоторых политиков против конституционной реформы. Те, кто сегодня предлагает отменить политреформу, еще два года назад выступали за сокращение полномочий Президента и называли ту систему власти «авторитарной». Теперь они пытаются восстановить систему, при которой вся власть была сконцентрирована в руках одного человека, а люди не имели возможности ее контролировать.

Я думаю, что назад дороги нет. А попытки ревизии политреформы ни к чему не приведут.

 

-- Вы -- первый украинский премьер, имеющий стабильную поддержку в Верховной раде. Единоначалие гарантирует вашему Кабинету успех?

 

-- Наше правительство, в отличие от большинства своих предшественников, действительно имеет поддержку в парламенте не только коалиционного большинства, но и некоторых депутатов  других фракций.

Кстати, для меня и ряда министров нынешнего состава Кабинета Министров такая ситуация не в новинку, поскольку де-факто коалиционным было и то правительство, которое я возглавлял в 2002-2004 годах.

Мы и тогда тесно взаимодействовали с Верховной Радой, благодаря чему удавалось находить общий язык по ряду проблемных вопросов и вместе решать задачи, которые стоят перед обществом. Результаты такого взаимодействия чувствовали люди, чьи доходы росли в то время весьма заметно. Ощущала пользу такого взаимопонимания и украинская экономика, темпы роста которой были тогда рекордными для всей Европы.

Разница же состоит в следующем: сегодня наше правительство является коалиционным уже де-юре. Нынешнее правительство - это еще и первый Кабинет Министров Украины, действующий в условиях парламентско-президентской республики.

Впервые в новейшей истории украинского государства исполнительная власть выступает в роли наемной силы, которая находится на службе у парламентского большинства, а значит у большинства избирателей Украины.

Именно система стабильного взаимодействия между правительством и парламентским большинством, появившаяся благодаря политреформе, позволяет Кабинету Министров действовать эффективно и прогнозируемо. Этот механизм взаимодействия создает возможности для проведения масштабных реформ, которые давно назрели. Поэтому мы называем следующий  2007 год «годом реформ».

Если говорить о самых значимых результатах нашей работы, нужно, безусловно, отметить тот факт, что нам за считанные месяцы удалось восстановить управляемость и контроль над экономическими процессами, наладить финансовую дисциплину.

С самого начала своей работы мы уделяем пристальное внимание вопросу энергетической безопасности. Можно вспомнить, что первый мой визит в качестве главы украинского правительства (еще в августе) был в Сочи, на неформальный саммит глав СНГ, где мне удалось начать конструктивный диалог с руководством Российской Федерации.

Путем интенсивных переговоров с нашими российскими коллегами мы сумели обеспечить неизменность условий и объемов поставок природного газа в Украину на второе полугодие 2006 года, а также гарантированные поставки на 2007 год в объеме 55 млрд. кубометров по наиболее низкой в Европе цене в $130 за 1 тыс. куб. м.

Со стороны нынешнего правительства Украины было сделано все возможное для восстановления партнерских и дружеских отношений с Россией.

Благодаря усилиям правительства нам удалось провести заседания всех рабочих органов Межгосударственной украинско-российской комиссии.  В конце октября в Киеве мы провели заседание Межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества с участием моего российского коллеги Михаила Фрадкова.

На этом заседании мы не только решили ряд экономических вопросов, а и провели подготовку первого заседания украинско-российской Межгосударственной «Комиссии Ющенко-Путин», созданной еще в начале 2005 года. Первое заседание этой комиссии состоится только 22 декабря нынешнего года, в столице Украины.

Наше правительство наладило более интенсивный диалог с руководством России: за 4 месяца работы у меня было 3 встречи с Президентом Путиным и 5 - с Премьер-министром Фрадковым. (В Сочи, Киеве, Минске и дважды в Москве).

Что касается внутренней политики мы  восстановили диалог между национальным бизнесом и властью. В августе был подписан Меморандум о партнерстве между Кабинетом Министров Украины и предприятиями, работающими на рынке нефти и нефтепродуктов, благодаря чему удалось обеспечить стабильность на рынке ГСМ и снизить цены на горючее.

Решение проблем в топливно-энергетическом комплексе, несмотря на сжатые сроки и накопленные за предыдущий период проблемы, дало возможность своевременно завершить подготовку к отопительному сезону и вовремя его начать.

Правительством были заложены основы инновационно-инвестиционной политики, без чего украинская экономика оказалась бы лишена перспективы. Эта идеология нашла свое отображение в правительственном проекте Закона о Государственном бюджете на 2007 год, принятом парламентом.

Главной целью этого бюджета должны стать обеспечение положительных структурных сдвигов в экономике на инновационной основе, достижение положительного внешнеторгового баланса, обеспечение благоприятных условий для кардинального увеличения инвестиций, преодоление бедности и создание условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса.

Кроме того, Кабинетом Министров подготовлена Стратегия экономического и социального развития Украины на 2007-2011 годы.

Стратегия предусматривает на первом этапе (2006-2008 гг.) вывод экономики Украины на устойчивые темпы роста, а на втором (2009-2011 гг.) - создание условий для перехода к этапу постиндустриальной экономики.

Скоординированная работа правительства и парламентской коалиции позволила в сжатые сроки принять пакет из 20-ти законопроектов, необходимых для вступления Украины в ВТО. На прошлой неделе был подписан протокол с Тайванем. Таким образом, осуществлен мощный финишный рывок, и сегодня Украина имеет прекрасный шанс в самое ближайшее время присоединиться к Всемирной организации торговли.

 

-- Новая цена газа для Украины это Ваша победа или поражение?

-- Мы понимаем, что эпоха дешевых энергоносителей осталась в прошлом. Цены растут как на мировом, так и на внутреннем рынке.

Тем не менее, цена на газ, получаемый Украиной в результате переговоров с Россией, самая низкая в Европе. Это признают даже западные эксперты. А значит, слово «победа» можно употреблять безо всякого сарказма.

Это - действительно успех. Но результаты этого успеха еще необходимо эффективно использовать, а не надеяться только на то, что и в следующий раз повезет. Держава, претендующая на достойное место в мировом сообществе, должна быть готова жить по его правилам.

Хотя во многом достигнутые этой осенью договоренности в газовой сфере были продиктованы «наследством», которое нам оставили предыдущие правительства. Раньше цена была привязана к транзиту газа по территории Украины, и мы имели гарантированные объемы поставок газа со стороны России.  Оставшуюся часть баланса закрывали поставками из Туркменистана. Сейчас есть иная договорная база, которую юридически практически невозможно отменить. И мы учитывали это, подходя к решению вопросов поставок газа в Украину.

На мой взгляд, очень важно, что нам удалось договориться с Россией на взаимовыгодных условиях. Мы показали друг другу, и, что немаловажно, странам  Европы, что мы можем и будем договариваться. Мы дали четкий сигнал повторения прошлогоднего кризиса не будет.

Однако мы понимаем, что сегодня даже изменение цены с $95 до $130 скажется на конкурентоспособности украинской промышленной продукции. И поэтому мы активно стимулируем отечественные предприятия для внедрения энергосберегающих технологий.

Для этого в проекте государственного бюджета Украины на 2007 год заложены значительные средства на кредитование внедрения энергосберегающих технологий на крупных предприятиях металлургической и химической промышленности, являющихся основой украинской экономики.

            Мы понимаем, что неизбежно придем к мировым ценам на энергоносители. И эта тенденция, к слову, есть и в России, которая владеет большими запасами нефти и газа, чем Украина. Понимают это и наши промышленники. Поэтому сейчас крайне важно успеть за короткий срок вывести наши предприятия на приемлемый уровень потребления газа, чтоб не потерять конкурентоспособность на мировых рынках.

 

-- Куда сейчас направлен украинский внешнеполитический вектор, существует ли политика многовекторности, каковы перспективы вхождения Украины в ВТО, ЕС и НАТО?

-- Сейчас Украина, впервые за достаточно продолжительное время, стала понятной и прогнозируемой для всех ее стратегических партнеров и России, и США, и Евросоюза.

Но главное, что наша внешняя политика остается проукраинской. Ее основу составляет защита национальных интересов, экономическая целесообразность и здравый смысл.

Что касается европейской интеграции. Здесь следует реально оценивать процессы, происходящие в объединенной Европе и готовность Украины к вступлению в ЕС.

С учетом этого, на мой взгляд, сегодня необходимо сосредоточиться на реализации конкретных проектов, наиболее перспективным из которых является создание зоны свободной торговли.

Мы считаем, что именно глубокая и всеохватывающая зона свободной торговли, как первый шаг нашей европейской интеграции, должна быть в основе нового пятилетнего соглашения с Евросоюзом, работа над которым сейчас ведется.

Другие направления сотрудничества Украины с ЕС касаются энергетической сферы, развития транспортных коридоров, упрощения условий для свободного передвижения граждан, борьбы с нелегальной миграцией и преступностью.

Если говорить об отношениях Украины с НАТО, то мы предложили перевести их в плоскость продолжения интенсивного и углубленного диалога. Не форсируя, при этом, вопрос о немедленном присоединении нашей страны к Альянсу. Окончательно вопрос о вхождение Украины в НАТО будет решаться на общенациональном референдуме только народ имеет право сделать окончательный выбор.

И о ВТО. Как я уже говорил, благодаря согласованным действиям правительства и парламентской коалиции, за последние месяцы наша держава сделала стремительный рывок к вступлению в ВТО. И мы планируем, что в первом квартале будущего года будет изучена наша заявка, и Украина станет полноправным членом Всемирного торгового клуба.

 

-- Многие украинские политики заявляли о необходимости вывести Украину из СНГ и нежелании вступать в ЕЭП. Как Вы относитесь к таким высказываниям?

-- Думаю, необходимо открыто признать, что сегодня СНГ функционирует скорее как форум высокого уровня для обсуждения общих для стран-участниц вопросов. И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы в деятельности СНГ, мы выступаем за продолжение сотрудничества в рамках Содружества.

На наш взгляд, в этом процессе важным является соблюдение плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие взаимодействия стран СНГ в экономической сфере.

Необходимо форсировать процессы, имеющие крайне важное влияние на решение вопросов развития межгосударственных связей в рамках Содружества, но пребывающие в состоянии, скажем так, «заморозки».

К примеру, давно следует завершить выполнение процедур по введению в действие зоны свободной торговли. Это очень принципиальный вопрос. Странам СНГ необходимо ускорить завершение нормативно-правового оформления зоны свободной торговли, а также договориться по вопросам ограничений во взаимной торговле.

Давайте вспомним: согласованные позиции по зоне свободной торговли были достигнуты еще на Ялтинском саммите СНГ 2003 года! И тогда предполагалось, что на протяжении 2003-2005 годов процесс должен быть завершен и ограничения сняты. Но этот вопрос так до сих пор и не решен.

Учитывая это, я неоднократно призывал глав правительств стран СНГ разработать механизм, благодаря которому вопрос мониторинга ситуации по созданию зоны свободной торговли будет выноситься на ежемесячные заседания комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете.

Хотелось бы акцентировать внимание и на перспективности развития транспортных коридоров в границах СНГ, а также формировании единой тарифной политики в этой сфере. Нам необходимо гармонизировать нашу тарифную политику. Я высказал свое предложение Президенту Путину, а также Президенту Казахстана Назарбаеву во время последней встречи в Астане. Думаю, что в ближайшее время мы найдем возможности решить этот вопрос.

 

-- Украинские политологи назвали Партию регионов победившей в парламентской борьбе. Что, на Ваш взгляд, принесли Украине события последних двух лет?

-- Большинство людей, выходивших два года назад на улицы под флагами разных цветов, и оранжевых, и бело-синих, стремились к тому, что действительно было необходимо украинскому обществу: к свободе и возможности строить свободную, демократическую страну.

И хотя события того времени с одной стороны, разделили общество, но с другой дали возможность гражданам свободно высказаться относительно будущего Украины, избрать ту власть, которая, по их мнению, могла бы воплотить в реальность эти надежды.

Я уже не раз высказывал свое мнение по поводу событий и последствий осени 2004 года. Повторю: к сожалению, команда, пришедшая тогда к власти, не сумела воспользоваться огромным кредитом доверия, полученным ею и от избирателей, и от руководства ряда демократических государств.

Тем не менее, эта страница истории Украины является точкой отсчета новых взаимоотношений в нашем обществе, нового понимания отношений между властью и обществом.

Сегодня в Украине имеются все необходимые условия для демократического развития - свобода слова, собраний, свободный доступ к информации, возможность высказывания собственной точки зрения, отличного от мысли большинства, открытость институтов власти, прозрачность в принятии решений.

С 1 января 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в Конституцию Украины, призванные стать залогом успешного воплощения демократических реформ на всех уровнях общественной и политической жизни нашего государства.

По итогам парламентских выборов Партия регионов одержала убедительную победу, заручившись поддержкой более трети избирателей. В результате нелегкого, а порой и мучительного переговорного процесса, в парламенте создана коалиция, сформировавшая правительство, несущее персональную ответственность перед избирателями.

В целом, в государстве создана конкурентная политическая среда со свободными СМИ, действенной системой сдерживаний и противовесов, когда Президент и проправительственное большинство в Верховной Раде принадлежат к разным политическим силам. Настало время объединения Востока и Запада страны, поиска той национальной идеи, которая объединит украинский народ. В обществе такие процессы уже идут. Важно, чтобы они пошли и на высшем политическом уровне.

 

 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: Павел ПАЩЕНКО

Новый Свет

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: