Хотелось бы отметить один важный аспект, который становится все более актуальным и обсуждается в Европе в контексте вопроса Газпрома. При нарастающих проблемах с добычей необходимого количества природного газа для выполнения контрактов Газпрома и учитывая введение со стороны ЕС ограничений на покупку энергетических активов нерезидентами, Газпром может перенести основной акцент «атаки по приобретению энергетических активов за рубежом» на страны ЦВЕ и СНГ, который в первую очередь будет касаться Украины. До сих пор Газпром не вкладывает основную часть своих доходов в освоение новых месторождений, что ставит под вопрос удержание нынешних объемов добычи уже в скором будущем и вызывает нескрываемую обеспокоенность в ЕС. Возникает предположение: а может российский энергетический гигант надеется в затруднительный для всех сторон момент сделать это с помощью инвестиций энергетических концернов ЕС, сохраняя при этом окончательный контроль за добычей за собой?
Что касается контрактов на снабжение Европы природным газом, то с конца 80-х и до конца 90-х шла 1-я волна подписания новых и продолжение старых контрактов с контрагентами Газпрома в Европе. Новая волна контрактов прошла недавно и сроки действия новых контрактов достигают 2020-2035 года. При этом Газпром пытается установить для всех единственную формулу ценообразования, которая ему очень выгодна, ввиду нынешнего уровня цен на энергоносители. Разница в ценах для отдельных стран объясняется их отдаленностью от России, объемами закупок и переговорными умениями. Так, например, Австрия на границе платила в 2006 году за газ от Газпрома больше, чем Франция на собственной границе.
Вопросы соглашений со странами ЕС не являются такими актуальными или спорными, чего не скажешь о контрактах Газпрома со странами СНГ. С последними вопрос заключается не так в объемах поставок (с некоторыми странами СНГ есть и долгосрочные контракты), как в цене за тысячу куб.м и условиях поставок, особенно ввиду того факта, что за последние 2-3 года Газпром фактически «перетянул» страны СНГ к формуле «европейских рыночных цен», которая является в действительности формулой цены для стран Западной Европы, которую автоматически распространили на страны Центральной Европы, а теперь пробуют закрепить и для стран СНГ.
По взаимной негласной договоренности Украина и Россия не поднимали вопрос о поставках газа (в первую очередь цены на него) до завершения досрочных парламентских выборов в Украине. Но сегодня, особенно после формирования новой коалиции, этот вопрос опять может превратиться в ключевой, став уже в который раз предметом политических спекуляций с обеих сторон. Достоверность именно такого варианта развития событий усиливается фактором выборов теперь уже в России – «наказывая соседей» (то есть демонстрируя собственную мощь), власть России может повысить собственную популярность среди россиян, которым нравится подобная политика через глубокие постимперские чувства, от которых рядовые россияне не желают избавляться.
Промедление же с украинской стороны может опять привести к цейтноту и цугцвангу наподобие ситуации в январе 2006 года, хотя, кажется, украинская сторона сделала соответствующие выводы и не допустит римейка «газового и дипломатического Перл-Харбора». Объективно оценивая нынешние расклады, Украине все-таки нужно определенное время, если таки будет образована оранжевая коалиция, чтобы сформировать новую переговорную команду вместо Бойко и Ко. и выработати общую линию поведения, которая позволит эффективно отстаивать собственные интересы на переговорах, которые обещают быть нелегкими.
И наконец, нужно различать переговоры относительно поставок и цены на 2008 год, которые являются скорее тактическим вопросом, и возможные переговоры про заключение масштабного стратегического долгосрочного соглашения, которое начнет действовать с 2009 года. На переговоры относительно последнего может понадобиться приблизительно год, потому в настоящий момент могут начаться сразу два переговорных процесса с Газпромом. Подтверждением такого сценария может служить недавнее заявление главы Газпрома относительно возможности устранения посреднических структур в отношениях между Газпромом и странами СНГ, то есть в первую очередь с Украиной.
|