ТЕМА

Погребенные заживо

23 ноября 2007 | 09:08

Пока члены официальной комиссии по расследованию трагедии на шахте им.Засядько делают удивленные глаза и призывают на помощь западного эксперта, донецкая журналистка Екатерина Фурманюк провела собственное расследование причин случившегося. Она пришла к однозначному выводу: эта трагедия была предопределена, потому что не были сделаны выводы и должным образом наказаны виновники аналогичных трагедий 2002 (20 погибших) и 2006 (13 погибших) годов.


 
 

По данным «Российской газеты»,
шахта им. Засядько является
самой прибыльной из украинских шахт
и приносит в год $250 млн. чистого дохода


Зачем ломать копья, гадая, закроют-не закроют проклятую лаву, в которой навечно остались 8 горняков? Ее судьба уже предрешена. Как заявил 21 ноября министр угля Сергей Тулуб, «скорее всего, их тела поднять на-гора не смогут, а их семьям дадут статус потерпевших решением суда». Ведь по неписанным шахтерским законам, на братских могилах добычу не ведут. Гиблое место отсекают от организма шахты перемычками, а на поверхности над ним устанавливают обелиск, чтоб помнили.

Вспоминая прошлое, имеем ввиду настоящее

А ведь трагедии 18 ноября на шахте им. Засядько могло бы и не быть, если бы были сделаны надлежащие выводы из аварии прошлого года. И если бы 13-ю восточную лаву закрыли еще 20 сентября 2006-го. Однако, в выводах госкомиссии, расследовавшей причины гибели 13-ти горняков, чаще других использовалось слово «cлучайно», а из должностных лиц должного наказания никто не понес. Сегодня тоже из уст высокопосадовцев все чаще мы слышим слово «стихия». И это дает основания для серьезных сомнений в том, что уж на этот раз расследование будет объективным, а виновных покарают по всей строгости закона. Наоборот, создается твердое убеждение, что госкомиссия занимается не выяснением причин аварии, а их сокрытием.

Поэтому, какая, собственно, разница, где возникла искра, спровоцировавшая мощнейший взрыв, унесший жизни ста шахтеров?! Факт в том, что на месте трагедии, включающем три забоя - два добычных и один проходческий, конвейерный штрек длиной в полтора километра и два тупика, сильно осложняющих вентиляцию этих выработок, концентрация метана оказалась достаточной. И даже не суть важно, внезапно газ выделился или…

Смерь уже стояла за спиной

В похоронной процессии довелось услышать, будто рабочие за три дня до взрыва чувствовали приближение опасности и спускались в забой, как на плаху. Также, как и год назад, когда родственники погибших и их товарищи рассказывали, что горняки превратились в камикадзе за неделю до взрыва: взрывоопасная концентрация в 6% выбивала энергию в забое постоянно, а ее рассеивание усиленной струей воздуха давало кратковременный эффект. Но директор шахты по производству вновь и вновь посылал людей в лаву. Тогда она только начинала работать. Из-за чего, судя по отчету госкомиссии, еще не успели сработать две дегазационные скважины. К тому же, экспертная комиссия, состоящая из светил горной науки, обнаружила над этой лавой не только горно-геологическое нарушение (о нем было известно при выдаче разрешения на ее эксплуатацию), но и два коллектора с метаном, которые при определенном стечении обстоятельств могли стать причиной новых взрывов.
Правда, после пресс-конференции, на которой «находку» обнародовал руководитель экспертной группы, обозначив дислокацию резервуаров с метаном на плане-схеме, открытие ученых нигде больше не фигурировало. Не попало оно и в выводы госкомиссии, завершившей расследование. Как известно, основной упор в ее заключительном отчете был сделан, с подачи тех же ученых, на необычном, доселе неизвестном истории газодинамическом явлении, которое, якобы, и спровоцировало прошлогоднюю аварию.

Вообще, складывается впечатление, что нашим экспертам – докторам наук и академикам, перебивающимся с хлеба на воду, - выгодно вуалировать истинные причины шахтных аварий и напускать загадочного тумана в своих вердиктах. Глядишь, для распознания «неопознанного» обломится какая-никакая копеечка для других научных изысканий.

Прямым ходом в пекло

Так эта лава продолжила свою работу. Хотя была и остается еще одна, более весомая причина для ее закрытия. В результате небольшой утечки информации (один из директоров научно-исследовательских институтов вышел на улицу «покурить» и разговорился, предупредив журналистов, что откажется от своих слов в случае ссылки на его фамилию) выяснилось следующее (приводим дословно диктофонную запись): «Газ там был. Но его, как могли, разгоняли. Но с вентиляцией там напряженно. А, ну-ка, лава с такой нагрузкой, да два тупика, куда воздух подать трудно… А если какие-то сбои? А если где-то двери открыли, негабаритный груз поднимали- опускали?... Это же шахта, это сложный механизм, сложная система. Все предусмотреть невозможно. И, конечно, резервы должны быть. И, конечно, чтобы открыть лаву, они должны были получить разрешение в проектной организации. Вроде бы «Донгипрошахт» дал такое… Потом они должны были принять необходимые меры безопасности при отработке лавы. Тем более, что здесь после аварии с прорывом метана в 83-м году отработка этого горизонта считается возможной только на обратный ход: проветривание лучше, лава воздухом оконтуривается. И впервые новую лаву пустили на прямой ход. Естественно , что воздуха там не хватало….

Расшифруем мнение ученого: прямой ход лавы предполагает, что за подвиганием забоя (т.е. за добычей угля) должны поспевать проходчики, которые одновременно с добычниками крепят справа и слева от лавы конвейерный и вентиляционный штреки. При обратном же ходе данные выработки уже есть в наличии. И воздушная струя из вентиляционного штрека, проходя через лаву, проветривает ее и возвращается через конвейерный штрек. Синхронность же ведения работ «напрямую» почти всегда хромает, особенно, когда основным принципом добычи является «давай-давай угля»: проходчики отстают. Причем, тогда все силы бросаются на конвейерный штрек. Без него ни материалов в лаву не доставишь, ни уголь не выдашь.

Фальш-страховка

Вот и в нашем случае, конвейерный штрек несколько опережает лаву, чего не скажешь о вентиляционном. Хотя по словам Анатолия Акимочкина, первого зампредседателя Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ), «дежурившего» на шахте им.Засядько все воскресенье после аварии и работавшего в составе госкомиссии, 13-я восточная уже вентилировалась на достаточном уровне. Согласно его заверениям, основанным на тщательном изучении плана ведения горных работ, «отрабатываемый горизонт просто-таки был напичкан дегазационными скважинами». Значит, какие-то выводы из прошлогодней аварии все-таки были сделаны. Но достаточные ли? И страхует ли вообще «шпиговка» скважинами от взрывов?

Дело в том, что при опять таки прямом ходе бурение дегазационных скважин на опережение забоя технически невозможно. А современнейшую технологию – бурение скважин с поверхности – шахте им.Засядько еще только предстоит освоить. Правда, в ближайшее время: дорогостоящее оборудование из Канады уже поступило на предприятие.

Напрасно клюнул жареный петух

Самой первой версией аварии, услышанной утром в воскресенье, была неосторожность при проведении буро-взрывных работ: якобы, обустраивали очередную скважину. Действительно, почему при проведении этих самых работ в шахте находилось такое большое количество людей, хотя техника безопасности предусматривает обратное? Вот в чем вопрос! Стало быть, субъективный или человеческий фактор в этой аварии тоже имел место. Как и в прошлом году, и во все предыдущие, отмеченные коллективными трагедиями на этом предприятии. Еще 9 декабря 1998 года в «Рабочей газете» под заголовком «Госнадзорохрантруда Украины информирует, предостерегает, советует» было написано:

«Угрожающая ситуация сложилась нынче на шахте им. Засядько. Нарушилось безопасное проведение горных работ….были допущены 4 подземных пожара. (…) Угрожающее положение осложняется еще и тем, что в неполном объеме выполняются мероприятия по предупреждению взрывов угольной пыли, не соблюдаются графики осланцирования выработок и уборки угольной пыли…..И это в то время, когда в текущем году специалисты Госнадзорохрантруда обнаружили 47 случаев пылевзрывоопасного состояния горных выработок.

Наиболее неблагоприятная ситуация с проветриванием, пылегазовым режимом, температурными условиями сложилась в разгрузочной лаве участка №2, которая к тому же еще не принята в эксплуатацию спецкомиссией, и где к работе приступили самовольно – по распоряжению администрации арендного предприятия. Из-за неудовлетворительного состояния вентиляционного хода к лаве подается 1000-1200 кубометров воздуха вместо 1800-2000 кубов по норме. Именно поэтому ежемесячно на участке регистрируется до25-30 случаев загазованности. Замеры показали превышение содержания метана на 2-4%, а в тупике погашения вентходка – более 6%.Любопытная деталь почти криминального значения: аппаратуру аэрогазового контроля специально настроили так, чтобы ее показатели показывали содержание вредного и опасного газа в 2-2,5 раза меньше».

Столь предметное описание состояния дел на шахте им. Засядько заканчивается выводом, похожим на приговор:
«Протокольным решением Госнадзорохрантруда Украины еще в январе 1998 года на шахте им. Засядько было запрещено вести очистные и подготовительные работы. Но руководство арендного предприятия на это решение надлежащим образом не отреагировало. Причина одна: ради лишней тонны угля администрация шахты не принимает необходимых мер по улучшению условий труда горняков и допускает правонарушения, подвергая опасности жизнь и здоровье людей».
Ба, из документа следует, что это передовое предприятие, флагман украинского углепрома, весь 1998 год добывало уголь нелегально. И никто за это не ответил! А сегодня ее руководство тем более плюет на все запрещения надзорных органов. Ибо им даже в дурном сне не привидится, чтобы нынешний Госнадзорохрантруда пришел к подобному заключению - годового дохода этой шахты на всех хватит?

Тем не менее, нынешний глава госкомитета Сергей Сторчак, пребывающий сейчас на шахте, вместо того, чтобы называть вещи своими именами, оглашает честному народу решение о приглашении на подмогу украинским экспертам американца. Бедные, мы бедные: растерялись отечественная наука и практика, не могут квалифицировать очередного «барабашку», которого упорно ищут на этом предприятии все госкомиссии, расследующие аварии.

Тупой, еще тупее…

Во всей кайбашах шахты им. Засядько сегодня можно услышать осуждение того, как все больше госкомиссия склоняется к мнению, будто взрыв пошел не из злополучной лавы, а из тупикового проходческого забоя. Шахтеры горько усмехаются: если б это было так, то проходческий комбайн, подстанцию и другое оборудование никогда б не затянуло в забой. Наоборот, силой взрывной волны все это было бы отброшено на несколько метров от забоя. Но эта ложь нужна, чтоб спихнуть аварию на стихию: для тупика она простительна. А за взрыв в лаве, которая уже забирала жизни, нужно найти ответчика. И невдомек расследующим, что пищу для размышлений могут дать даже простые сводки о суточной добыче 13-й восточной. Сразу после прошлогодней аварии она была поставлена на жесткий специальный режим добычи: три часа добываем уголь, два часа проветриваемся. Но потом, спустя пару месяцев, из нее стали выжимать вместо щадящих 1000 тонн угля в сутки, и 2300, а порой и 3тыс. тонн угля. А как известно, чем больше стружек, тем больше газа, их сопровождающего. Так что, взрыв был прогнозируем, он был всего лишь делом времени!

Однако, г-ну Сторчаку, безусловно, выгоднее сделать глупое, недоумевающее лицо в камеру (мол, уповаем на помощь иностранного коллеги), чем объяснить, почему сегодня в Госнадзорохрантруда можно за взятку получить любое разрешение на ведение работ, а все злостные нарушители ТБ легко откупаются от наказания. Так, во всяком случае, утверждают сами угольщики. («Трагедия на шахте им. Засядько: кто виноват и что делать?» - «Економічна правда» от 20.11.07).

Что сеяли, то и пожинаем

Безнаказанность, как известно, провоцирует новое преступление. Без лишнего шума были названы госкомиссией, расследовавшей прошлогоднюю аварию, виновники трагедии: и директор по производству, не остановивший забой, и оба начальника смен, не выведшие своевременно горняков на свежую струю, и инспектора по охране труда, плохо контролировавшие аэрогазовый режим и вообще не спускавшиеся в шахту. Госкомиссия предложила всего лишь уволить этих работников, что и было исполнено. Но не слишком ли гуманное наказание за 13 погибших и десятки, потерявших здоровье?

Ничем не закончилось и расследование причин аварии 2002 года, и за смерть 20-ти человек тоже никого не покарали, хоть видимость работы и соблюдалась. Как известно, обвинительное заключение по уголовному делу даже передавалось в Пролетарский райсуд Донецка. Но через полгода оно благополучно оттуда вернулось на доследование. Еще черед год его тихонько закрыли с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Курировал его в качестве зама генпрокурора нынешний генпрокурор Александр Медведько.

Он тоже сегодня – на шахте. И тоже позирует перед телевизионными камерами, делая соответствующее моменту лицо, обещая покарать виновных.

Пошили(сь) в дурни…

Между тем, как работает, в целом, наша доблестная прокуратура, хорошо продемонстрировали следователи Донецкой областной. В прошлом году после выхода в Интернет-издании «Обозреватель» статьи «А в ответ – тишина…», представляющей собой журналистское расследование причин очередной аварии на шахте им. Засядько, ее автора, а также основных комментаторов события, бывших горняков этой донецкой шахты - Петра Побережного и Анатолия Коломийца, которые стали единственными, кто не побоялся для публикации назвать свои фамилии, просто затаскали на допросы. На них следователи особо не церемонились и, например, от автора статьи настоятельно требовали рассекретить источники полученной информации.

Надоело внимать этим одинаково-страдальческим выражениям лиц Андрея Клюева, Виктора Януковича, и даже Виктора Ющенко, обещавшего еще в 2004 году ввести в Украине почасовую оплату труда, способную реально, на порядок, снизить шахтерские потери. Плохие актеры дешевого спектакля, они с трудом скрывают от общественности, что, на самом деле, уже знают причину этой аварии, и всего лишь тянут резину, чтоб народ спустил пар и успокоился.

Зато шахтерам, по видимому, маскировка не требуется. По простоте душевной Василий Ходурченко, например, в ожидании встречи с Президентом Украины, бесхитростно признался: «Мы ничего не хотим сказать Президенту...Тут вообще некому говорить. Нам сказали: переоденьтесь и встречайте – изображайте клоунаду…Мы не можем от этого отказаться. Мы никогда не отказываемся».
С дулей, правда, в кармане, но он тоже принял предложенный сильными мира сего сценарий. Больно только, что жертвы таких спектаклей - не бутафорские, а настоящие, оплаканные сотнями не в чем неповинных сирот.

Екатерина ФУРМАНЮК, газета «Громадська правда», специально для PRO-TEST

 



комментарии [1]

23.11.2007 17:04     snow *****дорогостоящее оборудование из Канады **** ИДОТЫ !!!! - ЛУЧШЕ БЫ ПРИВЕЗЛИ И ВНЕДРИЛИ ПРАВИЛА Т.Б. НА КАНАДСКИХ ШАХТАХ - МРАЗИ ДЛЯ НИХ ШАХТЕРЫ НЕ ЛЮДИ ПРОСТО СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Депутати від фракції БЮТ блокують трибуну парламенту та президію, вимагаючи розгляду і ухвалення в цілому законопроекту, яким забороняються будь-які маніпуляції з власністю газотранспортної системи, в Києві у вівторок, 6 лютого 2007 р. Після майже тригодинного блокування депутати зайняли свої робочі місця у сесійній залі. Відбулося відкриття третьої сесії парламенту V скликання. Фото Олександра Косарєва

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: