За время зимних каникул, пока основная масса имущих граждан (включая политиков) прохлаждалась на лыжно-египетских курортах, Кабмин Юлии Тимошенко "скирдовал" кадровый потенциал власти, как хомяк продуктовые запасы. Очнувшись от праздного безделья, все обнаружили, что поданные в Верховную Раду кандидатуры Гайдука, Портнова и Жвании лишь видимая часть ротационного айсберга. А все хлебные должности уже распределены между преимущественно бизнесменами.
Выдвижение Виталия Гайдука в вице-премьеры по энергетике не стало сенсацией в близких к власти кругах. Скорее, сюрпризом может стать его непрохождение в Верховной Раде, если за оставшиеся до голосования часы Юлия Тимошенко не сумеет убедить президента в необходимости присутствия Виталия Анатольевича в правительственной команде.
Этим ходом премьер намерена убить двух зайцев. Во-первых, "подпереть" Олега Дубину, которому пока не удается повторить успехи Юрия Бойко. Во-вторых, заблокировать Юрия Продана, которого протолкнули на должность главы Минтопэнерго с Банковой.
Комментируя грядущее назначение, Тимошенко сказала журналистам, что "новый вице-премьер, чья должность пока еще вакантна, будет заниматься топливно-энергетическим комплексом, промышленностью, ресурсами страны, в том числе недрами, будет заниматься экономическими вопросами".
Предтечей возвращения Гайдука во власть стало назначение первым заместителем министра топлива и энергетики Олега Бугаева, что, по слухам, чуть не довело Продана до истерики. Напомню, что Бугаев (человек Гайдука) в 2005-2006 годах занимал должность директора госкомпании по экспорту электроэнергии "Укринтерэнерго", с которой его несколько месяцев пытался уволить Продан, бывший тогда первым замминистра.
В результате конфликта Бугаев рассказал о Продане и Плачкове (тогдашний министр топлива и энергетики) много нелицеприятных вещей. А Плачков обвинил “Укринтерэнерго” в неэффективном управлении и перепродаже украинской электроэнергии посредникам. После того, как к Продану был назначен Бугаев, специалисты заговорили о том, что Виталий Гайдук попытается снова переподчинить себе экспорт электроэнергии.
И не только это. Уже сейчас очевидно, что ставка на Олега Дубину, как на человека, способного изменить схему поставок газа в страну, была ошибочна. Да, в старые добрые времена он возглавлял ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", через которое "Газпром" планировал получить права собственности на часть украинской ГТС. И в Москве его принимали с должными почестями. Но прошло немало лет, сменились представители правящей элиты. Те, что работали с Дубиной, в основном ушли. А те, что пришли, работали уже с Бойко. Дубина для них как Эдуард Хиль для поколения хип-хопа. Ну, был такой мужичок. Слышали. Уважаем. Но жизнь безнадежно ушла вперед, и потому его идеи и методы – это вчерашний день.
Надо заметить, что после ухода из большой политики Дубина вернулся на свой Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, где начинал трудовой путь в 1976 году учеником мастера. И до последнего момента трудился наемным менеджером у Виталия Гайдука и Сергея Таруты – собственников "Дзержинки". Поэтому утратил былую уверенность, необходимую для переговоров с россиянами.
Проведя во власть двух своих топ-менеджеров – Бугаева и Дубину, Гайдук вынужден все равно идти в Кабмин сам, поскольку выполнить поставленные Тимошенко задачи по переходу газоснабжения от Фирташа к консорциуму ни Дубина, ни тем более проприватовский (а "Приват" заодно с Фирташем) Продан не смогут. Последней каплей, убедившей Тимошенко и Гайдука в необходимости такой ротации, стала неудачная попытка Дубины организовать прямые поставки газа из Узбекистана, которые повлияли на результат переговоров "Газпрома" с Узбекистаном, фактически усилив позицию последнего.
Впрочем, не газом единым был озадачен Кабмин в кадровом плане. Так, Александр Давыдов стал заместителем министра транспорта и связи Украины – главой Государственной авиационной администрации. Давыдов уже занимал должность первого зампреда Госавиаадминистрации с мая 2005 года по июль 2006 года, когда премьером была Тимошенко. В 1996-2000 гг. он возглавлял компанию "ЕЭС-Авиа", состоявшую из нескольких самолетов, обслуживавших в основном перемещение Юлии Владимировны по стране. В 2001-2002 гг. был помощником министра транспорта, прежнего премьер-министра и лидера НДП Валерия Пустовойтенко.
Кроме того, Кабмин утвердил распоряжение о назначении Петра Кравчука председателем Государственной службы автомобильных дорог Украины. Кравчук – волынянин. Уроженец села Пидрожье Ковельского района Волынской области. Отец пяти сыновей. Член фракции БЮТ по квоте Василия Онопенко. Его путь в бизнесе типичен для "крутого западенця" в эпоху дикого капитализма: с 1992 по 1994 гг. – заместитель директора МП "Магирус". С 1994 по 2001 гг. – директор украинско-немецкого СП "КЛВ". С 2001-го – генеральный директор украинско-немецкого СП "Волынь-транс". Насколько я знаю, до сих пор поддерживает связи с "друзяками" из "лихих 90-х", в частности через в Федерацию борьбы дзюдо Волыни. Под его контролем ООО "Минмат ревербери", СП "Волынь-транс", ООО "Магазин "Обнова" Лтд". Если коротко, то назначение Кравчука председателем "Укравтодора" – это передача средств на эксплуатацию дорог в конкретные деловые руки.
Еще один представитель Западной Украины, уроженец Мукачево (родины Балоги) Владимир Корниенко стал первым заместителем генерального директора "Укрзализницы". О Корниенко отзываются, как о человеке покойного Кирпы (он долго работал с ним по Львову), доставшемся в наследство отдельным бизнесменам от БЮТ – "птенцам гнезда кирпова". Остальные "железнодорожные назначения" пока ожидаются с интересом.
Отдельная тема – почему должность председателя Государственного комитета по материальному резерву была отдана Михаилу Поживанову. По сведениям из надежных источников, история этой ротации такова. До последнего времени Тимошенко склонялась к участию в "крестовом походе" против нынешнего киевского головы. Но в последнее время переменила свою позицию. Некоторые злые языки утверждают, что причиной тому стали шесть земельных участков, которые получили под застройку украино-российские структуры, намекающие, будто работают под ЮВТ. Правда это или нет, не знаю, но с тех пор финансирование биг-бордов с добрым лицом Поживанова и призывом провести второй тур выборов киевского мэра прекратилось. Понятно, что г-ну Поживанову по всем правилам политического этикета требовалось выдать компенсацию за "ошибочное беспокойство", и этой компенсацией якобы и стало "вкусненькое" место председателя Госрезерва.
Из десятков других назначений, среди которых преобладают заместители министров (в том числе и довольно интересные фигуры, но всех не перечислишь), стоит выделить Алексея Зарудного, возглавившего правление Пенсионного фонда Украины, а так же претендентов на должности главы АМКУ и ФГИ – Давида Жванию и Андрея Портнова. С "бютовцем" Зарудным все ясно: он давно работал в ПФУ, послушный, исполнительный, не слишком амбициозный. Лучшей кандидатуры для плотного контроля Тимошенко и Турчинова над пенсиями не придумать. Жвания, согласившись на АМКУ, продвинет список "НУНС", а также увеличит представительство луценковской "Народной Самообороны" в структурах власти. Портнов – креатура не столько БЮТ, сколько Секретариата. Но это другая тема.
Примечательно, что пока Тимошенко расставляла кадры и распределяла зоны контроля, Виктор Ющенко "укреплял" СНБО. К Раисе Богатыревой, которая, напомним, когда-то возглавляла Минздрав, прибавился Борис Зайчук – бессменный на протяжении последних 11 лет глава правления Пенсионного фонда. Оказавшись не у дел, он стал заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Остряки шутят, что для завершения кадровой реформы в СНБО необходимо добавить туда представителя "митців" (мало ли у нас безработных писателей, отыгравших артистов или исписавшихся художников) и парочку потомственных пчеловодов. Впрочем, учитывая, что основные должности в правительстве, доставшиеся людям президента – гуманитарные, "огуманитаривание" СНБО уже особо не удивляет.
Источник: "Версии"