ТЕМА

О ВЗАИМНОМ СЫСКЕ СЫСКОВИКОВ

15 марта 2005 | 11:32 , Федор Широков

В предбанниках генеральских и министерских дач в действительности грохочут не пистолетные выстрелы. Там рвутся мины замедленного действия, установленные еще в конце 90-х, если не в начале 30-х.


Так называемые "самострелы" последнего времени, и всяческие прокурорские расследования по поводу фальсификации данных о выборах, при всем их контекстном разнообразии, оказываются объединенными единым технологическим подтекстом: сливом информации. Теми самыми "пленками Мельниченко" в различных ипостасях: от самих, собственно, "пленок" (если можно так назвать результат стандартной технологической записи сигнала по методике, известной с конца 30-х годов прошлого века), до компьютерных данных о выборах, которые (данные) столь упорно "хакали" бравые ребята из Укртелекома (сами, в свою очередь, подслушиваемые некими другими бравыми ребятами), которых в свою очередь...

Ничего не напоминает?.. Вот эта, проявившаяся в последнее время "матрешечность" (ты слушаешь его, он меня, а я тебя!) и является в нашем политикуме вещью не только новой, демократичной и ренессансной но во многом обнадеживающей тенденцией. Но почему обнадеживающей пояснять следует исторически.

1. Историческая справка.

О совершенно неприличной молодости нашей демократии писано не раз. Но, как правило, и отчего-то - без конкретных выводов. А выводы делать надо, поскольку мечты о тотальном контроле, не первый год преследующие родные спецслужбы, получили в последние годы (и особенно месяцы) существенное развитие.

Есть вещи, которыми играться нельзя. По крайней мере в приличном обществе. Никто ведь не даёт ребёнку настоящий автомат с запасом магазинов вместо игрушечного, правильно? Тем более противопехотную мину вместо плюшевого медвежонка. И уж тем более если с техническим развитием да ориентацией во времени и пространстве у ребёнка явные проблемы. В последнем случае совершенно вне зависимости от физического возраста будь даже у infant terrible вся морда в почтенных сединах. А по данным, поступившим из Верховной Рады и от некоторых ведущих провайдеров, спецслужбы наши в последнее десятилетие только в аппаратуру прослушки вбухали многие миллионы бюджетных денег. Плюс к этому - сопоставимую сумму в аппаратуру, эквивалентную российскому СОРМ.

Когда-то все это должно было рвануть. «рвануло» в «Деле Гонгадзе». Коекого из высоких должностных лиц, в жизни не читавших ни Конституции собственной страны, ни Декларации прав человека, либо читавших, но ставящих «государственный подход» выше "общеправового" соскребают теперь с потолка мелкими дозами. Большинство с потолка карьеры, отдельных с потолка дачных предбанников. Они полагали, что вот эта скоба в верхней части мины всего-то регулировочная ручка. И что этой ручкой процесс нарушения гражданских прав можно тонко регулировать в собственных властных интересах. А это оказался предохранитель. Ну, извините «Учите, орлы, матерьяльную часть!» как говаривал когдато трёпанный жизнью пехотный полковник

Сказать по правде в предупреждениях недостатка не было. Но дитя «молодой украинской демократии» упорно лезло в арсенал вместо буфета, и докрутилосьтаки пальцем в замке.

Начнем с того, что возможности прослушки (или, как ныне модно говорить, "мониторинга телекоммуникаций") заложены непосредственно в недрах технических стандартов. Даже в украинской прессе уже проскакивала информация, что протокол телефонной связи CCITT позволяет "слушать" помещение через микрофон трубки телефонного аппарата, даже когда трубка лежит на рычаге. К слову сказать, качество записей майора Мельниченко (один собеседник громко, другие неразборчиво; явный микрофонный эффект, и т.п.) как нельзя более соответствует именно телефонному, еще со Второй Мировой используемому способу, чем качеству современной цифровой аппаратуры. Хотя бы потому, что никакой "цифровой диктофон из-под дивана" не "возьмет" голос вашего собеседника в телефонной трубке. Наиболее элементарные вещи чаще всего ускользают, правда?..

Однако, говоря о "мониторинге", следует особо иметь в виду, что под этот термин подпадают не только "стационарные" телефонные разговоры а и мобильная связь (где в стандартах хватает своих "дырок"), и Интернет-он-лайн, и электронная почта, и "все-все-все".

В новейшей Украине отчетливое (то есть на уровне официальных заявлений государственных лиц) осознание факта необходимости слушать "всё-всё-всё" началось лет восемь тому, с приснопамятного «Агентства по информатизации при Президенте Украины», организованного ещё при Леониде Макарыче. Информатизационное агентство, как и следовало ожидать, накрылось медным тазом, но живое дело его подхватили спецслужбы. Надо понимать, что ко второму году правления Кучмы в СБУ - предприятие по определению режимное, пришла молодая, вдумчивая поросль, начитавшаяся популярных компьютерных журналов. А тут Интернет, новые технологии, страшные хакеры, жуткие вирусы, так и рвущиеся к основам нацбезопасности... Чисто "Апокалипсис Нау".

Ну, и началось. Отсутствие гуманитарных знаний при наличествующей технической подготовке играет порою дурную службу. На протяжении нескольких лет вышли ряд указов и законопроектов, один изящнее другого. Свидетельствующие о крайне тонком понимании проблемы.

В мае 1998 года Президент издаёт Указ N 505 «Про Положення про порядок здійснення криптографічного захисту інформації». Это происходит практически одновременно с соответствующим российским, что наводит на размышления... Суть постановления состоит в том, что без специальной санкции либо лицензии соответствующего отдела СБУ никто не имеет права (!) пользоваться какими бы то ни было средствами шифрования.

Идиотизм Указа можно объяснить, опять-таки, ухудшением системы образования и узостью кругозора. Так как средства шифрования встроены(!) в ядра всех современных компьютерных операционных систем, производимых, во-первых, без всякого участия СБУ и во-вторых, за рубежом... И все пользователи этими средствами шифрования пользуются ежедневно, хотят они того или нет, осознают это как факт, или не осознают. Поэтому с формальной точки зрения либо Указ не имеет смысла, либо для его неуклонного выполнения необходимо отказаться от использования компьютерной техники и техники связи как таковой.

С начала 1999 года товарищи в погонах подбрасывают законодателям проект постановления о жутком вреде сети "FidoNet" (с которой исторически начался широкомасштабный Интернет). Операторы "FidoNet", оказывается, причастны к распространению «компьютерных вирусов и порнопродукции», кражам «служебной информации», и даже представляют угрозу автоматизированным банковским системам (!). Всё, конечно, «изза отсутствия должного контроля». в постановлении скромно умалчивалось, как физически бедные "фидошники" получают из любительской офф-лайновой сети доступ к закрытым и зашифрованным банковским транзакциям, которые существуют в физически изолированных от общего трафика сетях стандарта S400. Поясним: офф-лайновая "FidoNet" по определению не имеет постоянного подключения к инету, а работает в режиме периодической рассылки электронных писем в режиме дозвонки по одному телефонному номеру "вышестоящей" в иерархии станции.

Далее паранойя прогрессировала, и дошла до того, что с подачи неведомого деятеля Верховная Рада попросила СБУ «проинформировать... о существовании и возможном использовании информационных технологий, приспособленных для создания опасного технологического воздействия на подсознание человека». Ситуацию, впрочем, объяснял тот факт, что незадолго до появления этого легендарного запроса на экраны вышла знаменитая ненаучно-фантастическая «Матрица», по уровню технических реплик рассчитанная на занемогших домохозяек.

В последующие годы, по мере самообразования депутатов, желание всё слушать и всё видеть перекинулось на Кабмин и АП: возникла целая серия законов, законопроектов и соответствующих «поправок к действующему законодательству». Строки, так или иначе предполагающие организацию мониторинга, содержатся в Законах Про здійснення контролю за станом безпеки в мережах передачі даних; "Про діяльність у сфері інформатизації; "Про слідчо-розшукову діяльність"; Про національні інформатизаційні ресурси; Про захист персональних даних; Про міжнародний інформаційний обмін. А также в проектах "Змін до Закону про звязок", "Про моніторинг телекомунікацій", "Про перехоплення та моніторинг телекомунікацій", и в добром десятке иных действующих, бездействующих, и еще не вступивших в силу инструктивных актов... И это при том, что фактически тотальный "мониторинг" охватил уже всю страну.

Осенью 2003-го происходит совсем уж смешная вещь. "Ассоциация интернет-пользователей Украины" собрала при посредстве "ИнтерньюзУкраина" широкий форум мелких правозащитников. Собравшись в «Украинском доме», участники форума узнали из первых уст зампреда СБУ, что аппаратура прослушки установлена у 50 ведущих провайдеров. На вопрос о законности сего действия чиновник СБУ прямо так и признал, что мол, никакими законодательными актами оно не регламентировано. Но СБУ, мол, задним числом(!) "инициирует" проведение Закона "О мониторинге телекоммуникаций" (регистрационный номер 4042, смотрите www.rada.gov.ua) и все будет "тип-топ"...

Тогда Ассоциация, являющаяся по определению общественной демократической организацией, совершает оригинальный кульбит. В сотрудничестве с теми самыми правозащитниками она... сама для себя пишет альтернативный законопроект о мониторинге. Исходя из того, что все равно слушают и мониторят пусть делают это хотя бы по закону...

О том, что когда вас слушают незаконно, и, стало быть, не могут применить соответствующую запись как доказательство в суде, Ассоциация, очевидно, не думала: не было прецедентов. Но сам ход мысли и скрытая логика поступка Ассоциации весьма показательны. Ну, не можем мы без наручников, просто неуютно чувствуем без них. И ежели наручников нет сами изготовим. Что для страны, широкими шагами марширующей в Европу, несомненно, правильно...

2. Законодательная инициатива

Многие апологеты тотальной государственности часто упрекают журналистов в неконструктивности. Политика, мол, это искусство возможного. А журналистика, мол, сплошь деструктивная брань.

Со всей ответственностью отвечаем господам из СБУ, РНБОУ, АП и ГПУ: не правда! И эта статья писалась не столь из желания пнуть, сколь из желания конструктивно предложить не более и не менее, как уникально бесконфликтный и простой вариант решения проблемы. При котором все силовые, полусиловые и другие государственные службы получают возможность вволю заниматься излюбленными политическими сысками, подслушкой и перлюстрацией, в стране наступает потрясающая законность на рабочих местах, а гражданское общество избавляется от паранойи определенного типа и наслаждается конституционными правами!

Поясним на примере. Генпрокуратура еще 3 месяца назад утверждала, что запись разговоров в кабинете президента была незаконной. Потому мол, что там могли обсуждаться государственные секреты. А сегодня та же Генпрокуратура принимает "мельниченковские" пленки по факту. Но что с законностью - окончательно не ясно.

А почему, собственно? Президент наш, по крайней мере формально не монарх и не диктатор, а всенародно избранный госчиновник. Это, чёрт возьми, публичная персона. Олицетворяющая, между прочим, не тайные политические пружины, но открытое и прозрачное народовластие.

Какие, спрашивается, при открытом и прозрачном, у него могут появиться секреты от народа!? И зачем? Конкретные координаты расположения наших войск Президент едва ли обсуждает в кабинете: для этого в Генштабе существуют специальные совещания, а у "потенциального противника" специальные космические спутники. Суммы от реализации вооружений? Так во всех культурных странах эти сведения налогоплательщику открыты. И налогоплательщик знает: если соответствующая сумма засекречена значит, продали оружие изпод полы, террористам... Курс гривни? Проект газопровода? А что тут утаивать? Вот если Президент с окружением решит вдруг обсудить, каким способом лучше придушить за углом когото из политических конкурентов, или вывести его "к чеченам" (цитата из ранее обнародованного) то это таки да, государственная тайна. Но при подобном раскладе дело совершенно не выходит из законной стези, правда?

То же касательно руководства МВД и прочих силовых структур. Понятно, что конкретные данные в папках оперов секретны. Но деятельность руководителей министерства почему не публична? Ведь согласно законодательству все эти министерства существуют во благо народа. И ему подконтрольны. Пусть не прямо: то есть всему населению, может, и не надо знать, что ежеминутно говорят силовые министры. Но что, скажите на милость, скрывать силовому министру от спецслужб собственной страны? А тем более министру от подчиненных? И наоборот. То, что какогонибудь задержанного подвесили за руки и ноги в камере, и обработали дубинками? Или что другой задержанный вдруг возьми, да выпади из окна центрального (!) управления МВД (см. общественно-политическую прессу в районе 2000 года)? Так это опятьтаки незаконно, и опятьтаки такого, согласно официальным МВДшным хроникам, не происходит.

А теперь, господа, позвольте огласить уникальное для Украины решение на весь переходной период от первобытной дикости к европейскому мышлению. Следите за мыслью.

Верховный Совет срочно издаёт постановление, согласно которому СБУ получает право как угодно прослушивать и записывать работников прокуратуры и МВД. МВД получает аналогичный картбланш на прокурорских и СБУ. А прокуратура на СБУ и МВД. И все вместе на непрерывную прослушку аппарата Президента и знаменитого президентского кабинета, включая пространство под диваном. Технические вопросы, как принято у нас издавна, решаются демократически, за счет подслушиваемой стороны. (В самом деле, неужели Президент не может выбрать, чем именно силовики будут его подслушивать стоящим на столе телефонным аппаратом или цифровым диктофоном?!)

Новой государственной системе, дабы соседи не уржались, следует присвоить некое культурное, онаученное название. Например: «Система Круглосуточного Взаимного Мониторинга Национальной Безопасности». Для тонкой балансировки ветвей власти можно подключить к системе мониторинга Кабмин и аппарат Верховной Рады. В областях и ниже система будет функционировать в рамках соответствующих министерских структур. И все силовики раз в квартал с трибуны Верховной Рады (и соответствующих низовых рад) будут докладывать, что интересного удалось записать-наснимать в высоких кабинетах, комнатах отдыха и государственных банях за отчетный период. К процессу мониторинга можно подключить и политические партии как структуры также публичные по определению.

И если специальный государственный телеканал "За стеклом" возьмет на себя труд освещения наслушанного и записанного вопрос с наполнением эфира "общественного телевидения" (да и всех иных телеканалов) также можно считать решенным.

Что касается частной жизни, бизнесструктур и простых граждан тут извините: только по постановлению суда, в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности...

Что мы этим достигаем? Во-первых, прекратятся попытки перевести в рабочее время часть государственного бюджета на личные счета. Во-вторых, «силовики» прекратят обсуждать, по крайней мере на работе, подробности служебного преступления или физического устранения журналистов и правозащитников. Более того, любой человек, вознамерившийся стать госчиновником, чётко осознает, что ему придется служить народу - по крайней мере 8 часов в сутки: от начала рабочего дня до момента удаления к жене и детям, в личные, согласно законодательству непрослушиваемые апартаменты... То есть всей государственной пирамиде придётся себя сдерживать, соблюдать Конституцию и излучать доброжелательство. Отчего и граждане неприменно почувствуют облегчение.

Милиционеры перестанут молотить задержанных в кутузках, потому что местной СБУ в этом случае придётся продемонстрировать соответствующий садофильм народным избранникам. СБУ прекратит поголовно вскрывать письма и фильтровать всю электронную почту, потому как протесты будут исходить не от недобитых правозащитников, а от чинов МВД и прокуратуры. Прокуратура прекратит врать и передергивать напропалую, а перейдёт к вранью тонкому, демократичному, изобретательному, тем самым прорубая вместе со всеми Окно в Европу... Что же до высшего государственного лица, то оно и вовсе предстанет перед народом в пределах родного кабинета во всей красе субъективной реальности.

А главное, при смене власти не будет никаких "темных" моментов, никаких "самострелов" в два выстрела, никаких крахов государственной политики и катастроф странообразующего бизнеса. Что, безусловно, поспособствует быстрейшему выводу "молодой украинской демократии" из нерефлективно-младенческого возраста как минимум в подростковый...

Текст нового Закона, исходя из данной статьи, почти готов. Наиболее подходящие названия: «О взаимном сыске сысковиков», «О распространении силы силовиков», либо «Про Круглосуточный Взаимный Мониторинг Национальной Безопасности».

Желающие могут присоединиться к составлению текста в режиме всенародного, на данном сайте, обсуждения.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Львов, здание прокуратуры с писающими мальчиками

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: