ТЕМА

Газовый канцлер в белых носках. Часть 1

27 мая 2009 | 12:45 , Пантелей Панкратов, для ТЕМЫ

Сообщения о том, что «Газпром» может снова отключить газ из-за долгов НАК «Нафтогаз Украины» застала Олега Дубину на рабочем месте. Неделю назад он вышел с почти четырехмесячного больничного, чтобы произвести кадровые перестановки по требованию Турчинова и подготовить почву для мягкого банкротства «Нафтогаза». Говорят, когда Виталий Гайдук привел Олега Дубину к Юлии Тимошенко трудоустраивать, тот пообещал оставить НАК в лучшем состоянии, чем принять. Теперь техзадания изменились


Олег Дубина занял кресло председателя правления «Нафтогаз Украина» 24 декабря позапрошлого года. С момента его последнего рывка в политику прошло 20 месяцев. В 2006 году, наряду с Сергеем Левочкиным и другими любимчиками Кучмы, он пытался въехать в парламент во второй десятке избирательного блока «Мы» Владимира Литвина. Но блок до парламента не дошел.

Дубина, видимо, не сильно огорчившись, вернулся в свой директорский кабинет на ОАО «Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского», куда его пристроили сразу после отставки с поста президента НАК «Энергетическая компания Украины» в 2005 году. И там дождался звонка Виталия Гайдука с приятной новостью: «Я договорился с Юлей, приезжай!».

Отказываться Олег Викторович не стал. Быстро спаковав дежурный чемоданчик, рванул в столицу, где у него есть очень неплохая квартира по адресу переулок Крепостной, 4, кв.11. С тех пор этот специфический человек, предпочитающий белые носки и мокасины под официальный костюм, и с кожей, мгновенно краснеющей под самыми легкими лучами солнца, возглавляет самую коррумпированную и «схемную» госкомпанию Украины.

Вопрос, ворует ли Дубина лично и как относится к тому, что воруют другие,  интересует многих людей, причем, довольно давно. Ответ на него нужно искать в изгибах карьеры нашего героя, начавшейся на том самом Днепровском меткомбинате им. Дзержинского еще в 70-е годы. В то время еще не принадлежавшем, разумеется, «Индустриальному союзу Донбасса».

Вообще, в Днепропетровске говорят о «династии» Дубин: местный директорат припоминает с ходу минимум четырех людей с такой фамилией. Особенно хорошо известны в металлургических кругах Иван и Юрий Дубины. Правда, никто точно не знает родственники они или однофамильцы. А вот о дальнем родстве Олега Дубины с Кучмой на его родном предприятии знают все.

На «Дзержинке» Олега Викторовича помнят «с младых ногтей»: сначала учеником мастера, потом – руководителем среднего звена (после института).  Несмотря на солидную поддержку со стороны влиятельных Дубин и красного директора Кучмы, «дзержинцам» он запомнился преимущественно… организатором заводской баскетбольной команды. За глаза Дубину даже называли «спортсменом» и перемывали косточки, что, дескать, «вместо работы в баскетбол играет». Через 13 лет такого «трудового подвига», он ушел с должности заместителя директора по экономике. Вслед за молодым заместителем покинул родное предприятие и пожилой директор Николай Подберезный.

Поработав некоторое время в органах исполнительной власти города и области, где он курировал промышленность, Николай Петрович стал советником президента банка «Славянский» Бориса Фельдмана. Не исключено, что после прихода Олега Викторовича на «Криворожсталь» бывший начальник помог в налаживании контактов заводского и банковского руководств. Во всяком случае, на первых порах Фельдман называл отношения с Дубиной дружескими. Однако, о сотрудничестве двух учреждений и неудачах этого сотрудничества речь пойдет дальше. А пока завершим обзор днепродзержинского периода в жизни вице-премьера.

Дело в том, что причиной ухода Дубины с предприятия было его полное фиаско, как зама по экономике: завод имел 49 млн долл. убытков и находился на грани банкротства. В советские времена за такие «успехи» могли бы отправить бухгалтером в совхоз. Но покровители Дубины выхлопотали для него доходное, хотя и опасное местечко: Алчевский металлургический комбинат (АМК). Цель его командировки была вполне прозаичной: подготовить завод, которым фактически управляли бандиты, для совместного владения НПИГ «Интерпайп» Виктора Пинчука, вскоре ставшего зятем президента, и «Индустриальным союзом Донбасса» Виталия Гайдука, на тот момент – одного из «бугров» Донецкой области.

До прихода Дубины, на АМК творились разные нехорошие дела, следствием которых стала смерть двух директоров подряд. Правда, первый – Гребенюк – ушел из жизни в результате сердечного приступа, но его друзья до сих пор уверены, что покойного умышленно спаивали, зная о его слабом здоровье. Второй директор – Скороход – в прямом смысле слова был расстрелян по дороге на работу. Сбыт контролировали бандиты и частично ИСД. Последний так же поставлял газ.

Всех их строго предупредили: если хоть один волос упадет с головы родственника президента, кара будет нещадной. Учитывая, что министром внутренних дел на тот момент был Юрий Кравченко, в серьезности угрозы бандиты не сомневались. Не удивительно, что на нового директора никто не решился покуситься. Однако Дубине на всякий случай выделили для круглосуточной охраны взвод автоматчиков, которые водили его даже в туалет, и выдали бронежилет (его он надевал под рубашку).

С тех пор Олег Викторович пристрастился к вооруженной охране. Позднее в Кривом Рогу ее обеспечивал Николай Хащевой (тогдашний начальник областного УБОПа, позднее – замнач УБОПа МВД). Даже в Киеве при любом назначении Дубина выдвигал четкое требование: охранять должны не только охранники ведомства, например, НАКа (всегда двое при нем), но и постоянно экипаж УГО, а не ГСО.

Кстати, и в Алчевске, и в Кривом Рогу, и в Киеве, на всех должностях за нашим героем следовал Валерий Ломоносов. Они знакомы еще с «Дзержинки», Ломоносов возглавлял службу безопасности завода. В НАКе он дослужился аж до зампреда.

Но это было позже. А в те далекие 90-е, создав миф о победе над бандитами, обседавшими АМК (на самом деле они ушли добровольно, понимая, что крыша в лице президента, круче «ихней»), Дубина с пафосом был назначен на один из крупнейших в мире меткомбинатов - «Криворожсталь». Произошло это в декабре 1999-го, и совершенно не случайно. К тому времени Леонид Данилович как раз выиграл вторые президентские выборы, и начал подумывать о преемнике. Вариантом в лице Кравченко он на все 100% доволен не был. Потому начал готовить ему дублера – своего родственника Дубину. Оставалось придать ему имидж руководителя с «твердой рукой» и создать ореол победителя. Для этого, перед тем, как попасть в Киев, молодой директор должен был пройти испытание гигантом индустрии.

На «Криворожстали» Олег Викторович встретил старых знакомых: НПИГ «Интерпайп», «ИСД», донецкий концерн «Энерго» и местных бандитов. Кроме них, возле «Криворожстали» «кормились» структуры, близкие к Юлии Тимошенко (банк «Славянский» и «Somoli Enterprises»); активничали иностранные компании, объединившиеся в «Noethic Financial Holding». Прежний директор Северчук вынашивал планы создания СП и приватизации с участием иностранного инвестора. Но вместо этого заключил убыточный договор аренды на одну из печей с украинско-либерийским СП «САВІ” и поставил предприятие в зависимость от поставщиков сырья из числа донецкой бизнес-группы.

С приходом Дубины «Криворожсталь» вычеркнули из списков на приватизацию в 2001 году, что Кучма сделал лично поздней осенью 2000 года. И… началось сказочное превращение убыточного госпредприятия в процветающее. Как это происходило на самом деле, и за счет чего комбинат вырвался в лидеры, мы рассказывать не будем. Суть в другом: на «Криворожстали», как и впоследствии на НАКе, проявился фирменный стиль Олега Дубины.: демонстрировать безжалостное наведение порядка при реальном сохранении схем воровства и даже элементов тех структур, которых он якобы пинком под зад выкинул за проходную.

Простой пример. 11 декабря прошлого года, в Кривом Роге был убит некто Сергей Смирнов, по кличке «Сквозняк» - местный криминальный авторитет. Его расстреляли из двух автоматов Калашникова в подъезде собственного дома. Убийство связали с недовольством, которое индийские собственники комбината высказывали по поводу отлаженной системы воровства (преодолеть ее даже самыми совершенными техническими методами не представлялось возможным).

Многие годы в городе все знали, что воровскую схему контролирует «Сквозняк». Этим бизнесом он занялся на заре 90-х, только откинувшись с зоны. Но основной опыт приобрел в 1999 году, когда с приходом нового директора был назначен (вдохните и выдохните!!!)  начальником спецохраны ОАО «Криворожсталь». Странно, что при наличии проницательного господина Ломоносова, кадрового разведчика, кстати, ранее судимый молодой человек смог получить эту должность. И все три года, пока Дубина стоял у руля предприятия, «Сквозняк» охранял «Криворожсталь». За это время он полностью въехал в «тему», приобрел весьма широкие знакомства среди руководителей цехов, охранников комбината и прочих людей «схемы». Воровать металл с комбината «Сквозняк» начал еще в бытность начальником спецохраны. Тогда же формировался его «коллектив», который в дальнейшем обеспечивал четкую работу воровской «схемы» до самого расстрела босса.

Интересно, что в то время, когда бригада «Сквозняка» грабила завод, Дубина «наводил порядок». Он заменил сотрудничавший с комбинатом банк «Славянский» на «Проминвестбанк». По тогдашней кулуарной версии причиной этого шага стало невыполнение обязательств со стороны запорожских банкиров: говорят, что Фельдман пообещал, но не дал кредитные ресурсы, на которые рассчитывал Дубина. Вскоре Азаров организовал против Фельдмана показательный процесс и отправил его на 5 лет на зону. Сейчас Борис Мордухович уже на свободе и мог бы поведать немало интересного о взаимоотношениях с Дубиной (если бы захотел).

Например, как так вышло, что банк с завода удалили, а одна из дочерних структур «Славянского» – коммерческая фирма «Ясень» - осталась?! И занималась самым скользким делом: устраивала зачеты по НДС с экспортируемой металлопродукции. По сведениям из очень компетентных источников, только за первые месяцы пребывания в должности Дубины «Ясень» «зачла» «Криворожстали» налога на 30 млн грн., что, по всем параметрам, является суммой серьезной, тянущей на уклонение от налогов в «ососбо крупных».

Примечательно и другое: все три года с «Криворожстали» кормились все те же лица: «ИСД», «Интерпайп», «Энерго» и другие. Не сложились отношения Олега Дубины лишь с бизнесменшей из Днепропетровска… Юлией Тимошенко и ее структурой «Somoli Enterprises». Канва конфликта соткана из двух составляющих: «Криворожсталь» проплатила электроэнергию, но была «по ошибке» отключена, из-за чего несколько тысяч тонн стали превратились в брак; «Somoli Enterprises», по слухам, больше на заводе не появлялась.

Не появлялась в Днепропетровске и Юлия Владимировна – она была вице-премьером в правительстве Виктора Ющенко. На закате этого правительства Тимошенко уволили с поста вице и отправили, как сказала бы Ахматова, «делать биографию» в Лукьяновское СИЗО. А на ее место назначили новое лицо – Олега Дубину. И в этом удивительный парадокс украинской политической истории.

Обкатав родственничка на директорских должностях, Леонид Кучма решил поставить его вместо мятежной «газовой принцессы» и рассмотреть в качестве преемника. Предварительно московскими пиар-технологами, работавшими на Пинчука, в прессу был запущен миф о «великом и могучем Дубине», таком себе «украинском Путине», при котором будет порядок и не будет воровства. Для укрепления этого образа Олегу Викторовичу организовали первое интервью под звучным заголовком: «Я переступлю через любого, кто не будет делать, как я сказал». У многих чиновников в аппарате Кабмина задрожали коленки.

Но продолжалось это недолго. Вскоре выяснилось: самое страшное, что умеет делать Дубина – смотреть исподлобья и топорщить усы веником. Очень быстро он проявил полную неспособность управлять аппаратом. И, осознав это, аппарат с удовольствием начал управлять им. Именно тогда в окружении Дубины появились набиравший обороты Юрий Бойко, Игорь Воронин и даже … Дмитрий Фирташ, с которым, по признанию Бойко, его познакомил именно Дубина. Довольно скоро провал операции «родственник-преемник» стал очевиден даже Кучме.

В результате уже в декабре 2002 года не оправдавшего надежд директора тихо отправляют на скамейку запасных— советником Леонида Кучмы. Затем до июня 2004-го держат в тихом месте – первого заместителя Секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). В последний кучмо-президентский год – назначают руководителем новосозданной структуры НАК «Энергетическая компания Украины». На тот момент эта структура существует лишь на бумаге, а весь актив Дубины – секретарша, автомобиль да три стула.

В феврале 2005 года уже Виктор Ющенко отправляет нашего героя домой в Днепродзержинск. Там его подбирают старые друзья из «ИСД», и назначают директором своего завода, того самого, где Дубина 13 лет играл в баскетбол. Посвятить себя спорту новому-старому директору мешает больное сердце. И он вяленько, без особого рвения занимается производственной практикой. До тех пор, пока его хозяевам не удается выговорить для своего подопечного доходное место в Киеве – главы НАК «Нефтогаз Украины».

 

Часть 2



комментарии [3]

28.07.2011 17:30     Serg Krasan Знал семью Дубины с детства. Могу добавить, что отец Дубины работал начальником механического цеха Днепродзержинского меткомбината. Хороший и бескорыстный был человек.Умер от сердечного приступа прямо на заводе. Власть и деньги портят и уничтожают все человеческое. Олег попал в эту систему и не его вина, что с волками надо выть по-волчьи. В детстве Олег Викторович болел пороком сердца. mofЖелаю ему здоровья и человечности.
11.06.2009 14:40     Сменковский А. Ю. Вот я уже работаю с Дубиной с 2003 года, так себе зад ему подтераю. Хорошо подтер ему в Апарате РНБОУ вот и получил работку в НАКе. Работа не пыльная, начальник. так что ребята подтерайте и Вы зады и будете, как я при Дубине. Начальник управления НАК "Нфтогаз", бывший работник Апарата РНБОУкраины А. Ю. Сменковский
27.05.2009 17:12     Круглык Классный материал. Могу дополнить, что Кучма хотел даже сделать его своми преемником. Да вот с фамилией не сложились. Не очень звучит: "Президент Украины Дубина"!
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Фото Денис Синяков. Фотокор московского бюро Reuters Денис Синяков получил поощрительную премию на престижном фотоконкурсе The Best of Photojournalism 2010, который проводит Национальная Ассоциация фоторепортеров США (NPPA). Денис получил приз за фоторепортаж о жизни оленеводов на Ямале

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: