ТЕМА

ЛЮСТРАЦИЯ, ПЕРЕАТТЕСТАЦИЯ? ПОЛИЦЕЙСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ!

18 марта 2005 | 14:57

Коррупция проблема №1 для украинского общества. Об этом заявляла власть старая, о том же пекутся ее сменщики. Делать что-то нужно и срочно, иначе программу реформ ожидает та же участь, что и судьба трех общенациональных программ по борьбе с коррупцией. Собеседник «Темы» - человек, знающий толк в коррупционерах и методах борьбы с ними. Генерал Николай Черевичный в 1992 году инициировал, создал и возглавил Службу внутренней безопасности МВД. Ушел на пенсию после того, как выявлять милицейских «оборотней» стало «не модным». Ниже о том, как легко и гарантировано раскрыть схему фальсификации минувших выборов и выявить ее организаторов, а также о том, как в кратчайшие сроки отучить чиновников брать взятки.


  • Николай Ефремович, если помните, ключевым тезисом избирательной кампании кандидата в президенты Леонида Кучмы было преодоление коррупции. На этой тезисе он выехал и на второй срок своего президентства. О том же с высоких трибун говорили и говорят практически все политики, стремящиеся во власть. Собственно, Виктор Ющенко и его команда также убеждали избирателей, что «бандиты будут сидеть в тюрьмах», а новая власть красть не станет. Звучит красиво, но есть опасность того, что тему снова «заговорят». Нужны новые подходы. И, кажется, команда Ющенко их ищет. Активно обсуждается тема люстрации. Вы лично поддерживаете эту идею?

Крайне отрицательно к ней отношусь, мне кажется это популизм чистой воды. Уверен: парламент ее не поддержит. В идее люстрации существует масса подводных камней. Она, возможно, была бы оправданной во времена провозглашения независимости, как это случилось в Прибалтике, ряде бывших соцстран. Сегодня в Украине это будет выглядеть мягко говоря нелогично. Кого люстрировать, по каким критериям, кто будет люстраторами начнем создавать ревтройки? Я уверен, что парламент не поддержит эту идею, зато появится повод для сторонников старой власти обвинять вновь пришедших в политических репрессиях. Обратите внимание: в команде Ющенко немало тех, кто работал и при Кучме. Что с ними делать: выдавать индульгенции? И зачем придумывать не очень демократическую процедуру, когда есть легитимный способ назвать вещи своими именами и покарать виновных. Я уверен, что говоря о люстрации, ее инициаторы преследуют единственную цель: наказать тех, кто активно фальсифицировал выборы. Надо всего лишь расследовать нарушения закона в ходе предвыборной кампании и пусть суд воздаст героям по заслугам.

  • Но разве сегодня по всей стране не возбуждаются уголовные дела по фактам и против конкретных лиц, участвовавших и организовывавших фальсификации в ходе второго тура президентских выборов? Появляются даже сообщения о том, что возбуждают дела против тех, кто по долгу службы должен расследовать такие нарушения, но тихо саботирует расследование.

По моим наблюдениям, эта работа ведется в режиме точечных ударов, у следствия нет единой концепции, таким образом, велика опасность того, что будут выявлены лишь низовые и промежуточные звенья, но до верхушки следствие не доберется.

  • Вы уверены, что это можно сделать, что не последует очередная волна «самострелов» и доказать что-либо не будет возможным?

Это дело представляется мне не таким архисложным. Я направил свои предложения Министру внутренних дел через руководителей департамента внутренней безопасности МВД, а также передал их в Комитет Верховного Совета по борьбе с организованной преступностью. Мне пообещали довести их к сведению Генерального прокурора. Я предложил конкретный механизм того, как в короткий срок расследовать это дело.

  • Пока Ваши идеи не успели принять на вооружение, и они не составляют тайны следствия, возможно, поделитесь ими с нашими читателями ?

Механизм прост. Первым шагом Генпрокуратуры должна стать выемка всех документов, касающихся второго тура выборов. Документы есть, это не представляет труда сделать. После чего в базу данных следует ввести всех, кто официально получал открепительные удостоверения, а также всех, кто проголосовал по таким удостоверениям. Эту работу надо провести по всей стране, по каждому избавительному участку. По моим прикидкам, с этим можно справиться за недели две-три. После чего выявление тех лиц, кто проголосовал два и больше раза - дело техники. Также в ходе такой работы будет определен круг лиц, голосовавших по фальшивым открепительным талонам, то есть тех, кто официально их не получал, но проголосовал. По информации, фигурировавшей в прессе, можно предположить, что такие фальшивки имели хождение в огромных количествах.

  • В итоге следствие выйдет на конкретных исполнителей-голосователей. Но как узнать имена тех, кто организовывал все это безобразие, кто платил людям деньги, отправлял их в другие города, обеспечивал проживанием и пр.?

Не вижу принципиальных сложностей. На организаторов следует выходить через исполнителей. Не трудно догадаться, что следствие, если проводить его в общенациональном масштабе, выявит тысячи лиц, которые так или иначе должны были общаться с руководителями, дававшими команды, платившими деньги. И мой 28-летний опыт работы в милиции подсказывает: найдется немало людей, которые дадут показания. Когда я еще работал в службе БХСС, мы использовали эту методику для выявления взяточников в системе торговли. Сначала в наше поле зрения попадали продавцы, которые после общения с нами указывали на директоров магазинов. А те, в свою очередь давали показания на работников управления торговли и т.д. Кроме того, для большей «разговорчивости» рядовых фальсификаторов будет полезно рассмотреть возможность освобождения их от ответственности в случае помощи следствию. Закон это позволяет. Заметьте: мы говорим лишь о расследовании одной схемы фальсификации голосования по открепталонам. Но если провести такое расследование системно, то как показывает практика, почти наверняка удастся выйти и на прочие схемы нарушений, вскрыть всю систему фальсификаций.

  • Сегодня взоры общества прикованы к МВД и происходящим там трансформациям. Как Вы их находите, и насколько оправданным в нынешних условиях представляется Вам назначение гражданского министра?

То, что во главе МВД поставлен человек «со стороны» - это нормально. Очень важно кто с ним рядом, кто растолковывает Юрию Луценко нюансы милицейского хозяйства. По моим наблюдениям, поначалу новому министру некому было довериться, и не всегда он делал верные шаги. Но в целом идеология реформ МВД верная следует очищать нашу службу.

  • Переаттестация это именно то, что необходимо сегодня для очищения «органов»?

Возможно, она и нужна, но не в нынешнем виде. Провести переаттестацию личного состава на протяжении месяца, а именно такая задача поставлена министром это профанация идеи. Все ограничится формальным подходом. Начинать переаттестацию следовало с первых лиц и постепенно спускаться ниже на уровень города, райотдела, руководителей низового звена. И только после этого можно проводить переаттестацию собственно «рабочего класса» в погонах. Если делать иначе, тогда аттестовывать подчиненных будут все те же начальники, которые совсем недавно давали им преступные приказы.

  • В МВД, как и по всей стране, объявлена война коррупции. Как вы считаете, коррупционеры испугаются и исправятся?

Безусловно, система будет сопротивляться: никто не захочет отказаться от взяток по своей воле. Просто «брать» станут не так нахально, запустят более изощренные схемы. Вот мне известно, что в Харьковской области милиция видоизменила годами отработанную практику. Если раньше бизнесмены за «содействие» со стороны милиции переводили «спонсорскую помощь» на благотворительный фонд при областном главке милиции, то теперь им предлагают переводить деньги на иной благотворительный фонд при совершено сторонней организации.

  • У Вас есть собственное видение путей искоренения коррупции в органах внутренних дел?

Считаю,что проблему можно решить только при системном подходе государства к преодолению коррупции в обществе. Что касается органов внутренних дел, то очевидно, следует идти на такую непопулярную меру как сокращение численного состава дабы за счет сэкономленных средств существенно повысить зарплату. Но во главу угла я бы поставил подбор кадров. А для этого необходимо, чтобы активно заработали соответствующие службы, призванные выявлять оборотней в погонах: подразделения внутренней безопасности МВД, СБУ, прокурорский надзор. Кроме того, следует менять антикоррупционное законодательство. В частности, сегодня весьма благоприятный момент для введения так называемой полицейской провокации.

  • Пардон, Вы предлагаете ввести в штате МВД институт легальных провокаторов?

Нет, с этой задачей могли бы справиться штатные сотрудники внутренней безопасности. Я выступал с этой инициативой еще десять лет назад, когда руководил этой службой. И по сей день убежден: необходимость в введении полицейской провокации не отпала.

В чем суть такой провокации и насколько легитимно она будет выглядеть?

Сразу замечу: подобная практика существует в ряде демократических стран, США например. Ее форма может быть различной, но суть вот в чем. Сотрудники специального подразделения наделяются правом вручить должностному лицу взятку ,если чиновник своими действиями создает условия для предложения ему взятки, либо неприкрыто вымогает ее. Это надлежащим образом документируется и взяточник задерживается с поличным. Таким образом, брать взятки станет просто опасно. Иначе побороть взяточничество очень сложно. По действующему законодательству дачу-получение взятки крайне сложно доказать. А сегодня следует действовать решительно: слишком глубоко пустило корни взяточничество.

  • М-да, звучит ну очень революционно. Думаю, закрепить провокацию в законодательстве будет не просто

Здесь возможны варианты. Например, можно предусмотреть облегченный вариант наказания: в случае, если человек попался на полицейской провокации дачи взятки, его следует не лишать свободы, а просто отстранить от службы, через суд запретив работать на государственной службе определенный срок. Хочу подчеркнуть, что проблема борьбы с коррупцией в правоохранительных органах не может быть решена в рамках одного ведомства, при отсутствии системной борьбы со взяточничеством в масштабах всего общества. Поэтому право провокации взятки должно касаться всех должностных лиц, а не только людей в погонах. Для «маленького украинца» не имеет значения ,где с него «сдирают шкуру»-в милиции, в поликлинике или в госадминистрации.

Кроме того, мне кажется, следует возобновить правило, существовавшее при министре Владимире Радченко. Это, должен заметить, был единственный министр, который реально боролся с коррупцией среди личного состава органов внутренних дел. При Радченко в МВД каждый руководитель знал, что с него не будут «снимать стружку» за подчиненных-коррупционеров, если начальник сам их выявит. То есть, начальник главка не боялся, что его снимут за слишком высокий показатель выявленных «оборотней», находящихся в его подчинении. А значит, не было резона покрывать такие нарушения. Позже эта практика была поломана, в результате искоренять коррупцию стало не выгодно и даже опасно.

  • В свое время именно по вашей инициативе в МВД была создана Служба внутренней безопасности. Насколько эффективна ее работа сегодня?

Судите сами: в 1994-96 годах мы в течение года только с поличным хватали около 100 взяточников. А в целом, по нашим материалам ежегодно привлекали к ответственности за совершение корыстных преступлений по 300-400 человек. У меня была статистика МВД по этому показателю за 2003 год. За 9 месяцев за совершение корыстных преступлений осудили 36 человек. То есть в десять раз меньше, чем восемь лет назад. При том, что за 8 лет уровень коррупции в органах внутренних дел вырос десятикратно! Сегодня ситуация исправляется. Сигналы о противоправных действиях сотрудников уже не ложатся под сукно, активно направляются в прокуратуру.

  • Хочется надеяться, что когда процесс искоренения коррупции будет завершен, в МВД останется кому служить.

Этот процесс не будет завершен никогда, поскольку коррупция вечна. Я бы сформулировал задачу иначе: радикально снизить уровень коррупции. Будем надеяться, что новому руководству МВД это удастся.

Подготовил Олег Ельцов



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: