Отмена техосмотра: лоббисты дерутся, автолюбителям хорошо?26 июля 2011 | 07:44 , Пантелей Панкратов, для ТЕМЫ Может ли столкновение интересов лоббистских групп случайно высечь искру добра? Украинские автовладельцы получили приятный сюрприз от власти в виде отмены обязательного техосмотра благодаря именно такому столкновению. Но опытные эксперты говорят, что радоваться преждевременно. Если лоббисты договорятся, норму о техосмотре попробуют вернуть - теперь уже на частных СТО. К тому же не дремлет милиция, закупившая на 13,5 млн. грн. «диагностическиецентры». Она попытается отбить затраты уже в ближайшее время. Игра стоит свеч: на кону ежегодные полтора миллиарда гривен. Констатация коррупции Иногда встречаются законодательные акты, у которых невероятно интересная «кредитная история». Таким является законопроект «О внесении изменений в некоторые законы относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок». В парламент он поступил 15 апреля 2011 года под номером 8397. В начале июля был окончательно проголосован (во втором чтении) и уже стал законом, удостоившись подписи Президента Украины. Иначе быть не могло, поскольку автором законопроекта об отмене обязательного техосмотра частных автомобилей стал сам Президент Украины. Без всякой иронии можно сказать, что это один из немногих документов власти, который, на фоне неудачного Налогового кодекса и прочих спорных новаций, действительно заслуживает положительной оценки. Как правильно сказано в пояснительной записке, подписанной замглавы АП Ириной Акимовой (под ее руководством, по нашим данным, и готовился этот проект) «у більшості випадків (за оцінками експертів, близько 90%) власники транспортних засобів отримують талон про проходження технічного огляду без здійснення перевірки, за допомогою налагоджених корупційних схем. За оцінками експертів, щорокуобсяг таких неофіційних платежів становить близько мільярда гривень…». Эти слова – абсолютная правда. Любой автовладелец подтвердит, что пройти легальный техосмотр даже при желании было очень сложно, поскольку при входе в МРЕО тут же подходили посредники и предлагали «решить проблему» за вознаграждение. Более того, законопослушным, но непонятливым гражданам обращаться к посредникам открыто советовали сами сотрудники МРЕО. До недавнего времени для получения техталона требовалось предъявить медицинскую справку водителя и уплатить транспортный сбор. Справка, как правило, тоже покупалась. А транспортный сбор уплачивался тут же, в МРЕО, в отделениях «Брокбизнесбанка», принадлежащего братьям Бурякам (Сергей Буряк возглавлял ГНАУ при прежнем правительстве, Александр был депутатом по спискам БЮТ). Но, начиная с 2011 года, правительство велело исключить медсправку из списка необходимых документов во время техосмотра. А транспортный сбор включили в цену бензина, добавив к акцизу. Таким образом, первые шаги к отмене техосмотра были сделаны еще в прошлом году. Появились и те, кто потерял на этом – медицинские коррупционеры и «Брокбизнесбанк». Но вернемся к законопроекту, ставшему законом. То, что Администрация Президента констатирует общеизвестный, но ранее официально не признаваемый факт о ПОЛНОЙ коррумпированности процедуры техосмотра, можно было бы считать сенсацией, если бы это был первый камень в огород МВД. Но он был не первым.
Проект Могилева-Луценко Мало, кто знает, что вопрос отмены техосмотра ставился перед руководством МВД еще в середине прошлого года. А в начале этого года, в январе, на заседании управляющего совета Комитета по экономическим реформам, председателем которого является Президент, а исполнительным секретарем Ирина Акимова, Виктор Янкович адресовал министру внутренних дел Анатолию Могилеву реплику: «Я показываю вам желтую карточку. Техосмотр частного транспорта, который обещали отменить, до сих пор существует. Над людьми продолжают издеваться. Если в ближайшее время этот вопрос не будет решен, и милиция будет его саботировать, то вы увидите красную карточку». Как сообщил автору один из членов информационного совета при министре внутренних дел, вскоре после назначения Анатолия Могилева на эту должность, он порекомендовал министру продемонстрировать обществу готовность навести порядок в МВД самым простым и наглядным способом – улучшить работу службы ГАИ – одной из наиболее коррумпированных, вызывающей максимальное недовольство граждан. На что Могилев ответил: насущность реформы ГАИ меркнет на фоне иных милицейских проблем. Министр не просчитал конъюнктуру и… заработал желтую карточку. МВД вместе с ГАИ реанимировали рабочую группу для разработки законопроекта по упрощению процедуры. Впрочем, это скорее была имитация процесса. Ведь в недрах милицейского ведомства уже был почти готовый проект. Сделали его при министре Луценко, в 2009-м. По забавному стечению обстоятельств именно Юрий Луценко на посту главы МВД лоббировал через правительство передачу техосмотра транспортных средств в руки субъектов хозяйствования. Для чего в марте 2009 года даже предлагал перенести на год прохождение техосмотра в связи с нехваткой сертифицированных частных станций техобслуживания. «Я выйду с предложением к правительству в этом году отменить техосмотр и перенести его на год, пока появится целая сеть субъектов, которые будут заниматься техосмотром, - заявил тогда Юрий Луценко. - Мне кажется, что при неумелой работе разных органов, которые не смогли организовать сеть СТО для проведения техосмотров, создавать неудобства для граждан, тем более в тяжелый период, как минимум, нелогично...». Одновременно с практическими предложениями МВД готовило для подачи в правительство проект законодательных изменений. Их идея заключалась в том, чтобы освободить ГАИ от проверки «железа» и передать это дело на сертифицированные техстанции, но выдачу талона о прохождении ТО оставить за собой. При этом уже были подготовлены все условия для быстрого разгосударствления и прохождения сертификации милицейскими техстанциями. Которые таким образом должны были стать частными. Кстати, по такому пути пошли в России. Там техосмотр передали из компетенции МВД частным СТО. Согласно российскому закону, который вступит в силу с 1 января будущего года, техосмотр становится первым звеном в цепи допуска машины на дорогу. Тарифы на проведение техосмотра будут установлены правительством, но если до сих пор, при наличии неисправности, можно было в течение 20 дней пройти повторную диагностику узлов бесплатно, то теперь российским автолюбителям придется за это платить. В целом, по подсчетам российских обозревателей, стоимость техосмотра у них вырастет почти вдвое. Это же должно было произойти у нас, если бы проект МВД был принят. Почему же не произошло? К счастью для украинских автовладельцев, несколько лоббистских групп не смогли поделить куш в полтора миллиарда гривен. Но поскольку над заинтересованными силами нависал дамоклов меч поручения Президента «решить вопрос», был согласован компромиссный вариант по принципу «так не достанься же ты никому».
Не договорившиеся стороны Чьи же интересы сплелись в споре вокруг денег техосмотра? Начнем с ведомств. На бой с призовым фондом в полтора миллиарда вышли Министерство внутренних дел и Министерство инфраструктуры (бывший Минтранс). Надо сказать, что это противостояние имеет более чем пятилетнюю историю. Еще в марте 2006 года тогдашний министр внутренних дел Василий Цушко отбился от передачи функций технического осмотра автомобильного транспорта от МВД Министерству транспорта и связи. Дискуссия даже стала публичной и выплеснулась на пресс-конференции, где министр очень жестко и коротко высказывался на тему «не отдам ни пяди техосмотра». Министерство транспорта и связи со своей стороны активно лоббировало передачу функций технического осмотра и мониторинга автомобильного транспорта сертифицированным станциям технического обслуживания, подотчетным Глававтотрансинспекции (ГАТИ), действующей в составе Минтранса с 2004 года. Планировалось, что передача техосмотра завершится до 2012 года. Но так случилось, что в 2011 году Министерство транспорта превратилось в Министерство инфраструктуры, которое возглавил вице-премьер Борис Колесников. Влиятельной фигурой в окружении Колесникова является бывший глава Госкомпредпринимательства, а теперь уполномоченный Кабмина по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности Михаил Бродский. Бродский сначала предложил передать функции техосмотра страховым компаниям. Эта система скопирована с российской. То, что в России перевод техосмотра на частные СТО пролоббирован крупными страховщиками, видно невооруженным глазом. Согласно их закону автовладельцу не продадут полис обязательного страхования, пока он не пройдет техосмотр. И только потом можно ставить авто на учет. К тому же станции операторов технического осмотра подлежат аккредитации в Российском союзе автостраховщиков. Но силенки нашего страхового лобби оказались несравнимо слабее, чем у соседей. К тому же в России крупные страховщики заранее подготовились к выгодным для себя изменениям: многие скупили и переоборудовали сети СТО, чтобы создать замкнутый цикл «обилечивания» клиентов: тут тебе и техосмотр, тут и страховой полис. Наши страховщики к такому бизнесу, за редким исключением, не готовы. Только некоторые крупные холдинги имеют в своем составе и страховые компании, и СТО. Например, «Украинская бизнес-группа» объединяет сеть СТО «Добробут» и одноименную страховую компанию. К тому же легально действовать в этом поле мешает закон«О страховании». Там сказано, что для СК предоставление услуг по страхованию – единственный возможный вид деятельности, а все остальные являются неестественными и запрещаются. Потому в начале марта Михаил Бродский подготовил другой проект. 4 марта 2011 пресс-служба Бродского разослала информационным агентствам сообщение о том, что «уполномоченный по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности Михаил Бродский и министр внутренних дел Анатолий Могилев на рабочем совещании договорились, что техосмотр будут проводить частные станции диагностики, сама процедура проверки технического состояния автомобилей упростится и станет дешевле. Пластиковые талоны о прохождении техосмотра будут заменены бумажными, и, соответственно, стоимость их снизится на порядок…» Многие не заметили последней фразы. Откликнулся на нее только концерн ЕДАПС. Коммерческий монополист по изготовлению государственных документов строгой отчетности с голограммами (паспорта внутренние и зарубежные, ценные бумаги, техталоны и т.д.) зарабатывал на пластиковых талонах о прохождении техосмотра колоссальные деньги. Предложение Бродского о замене последних на бумажные было сознательным ударом по бизнесу ЕДАПСа. И продолжением их давней и яркой вражды, выразившейся в частности во взаимном обливании друг друга грязью в Интернете. ЕДАПС организовал кампанию по высмеиванию в СМИ предложений Бродского, и в частности, его действительно странной идеи контролировать процесс частного техосмотра, снимая его на фото и видео, чтобы затем предъявлять все это в ГАИ. Тем временем проснулся народный депутат Анатолий Гриценко. В 2009 году он подавал проект закона № 4014 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отмены государственного технического осмотра транспортных средств». В этом проекте Гриценко предлагал передать техосмотр частным, аккредитованным СТО. Уже через год депутат изменил свое мнение и подал законопроект с таким же точно названием, но с другим номером (№ 5066) и полностью противоположным содержанием. Теперь он предлагал отменить техосмотр полностью. Но парламент не поддержал его идею.«За» проголосовало лишь 143 из 420 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале. Есть версия, что второй законопроект Гриценко появился не случайно. Якобы его специально вбросили в сессионный зал заинтересованные силы, чтобы выиграть дополнительное время для переговоров. Однако захватить финансовые потоки объемом в полтора миллиарда гривен никому из конкурентов пока не удалось. Единственное, в чем лоббисты смогли действовать слаженно, так это – выдрать лакомый кусок у МВД. Дальше инициативу перехватили реформаторы из Администрации Президента, которые внесли «нулевой вариант» законопроекта в сессионный зал. Парламентское большинство поддержало отмену техосмотра имени Президента с тем же энтузиазмом, с каким отклонило налогичную инициативу депутата Гриценко.
ГАИ не успокоится К сожалению, нет ни капли сомнения, что при появлении инициативы немного подкорректировать закон и все-таки ввести техосмотр на частных СТО, парламент ее дружно поддержит. Если она будет исходить из Кабмина и АП. Опытные парламентские клерки всегда подчеркивают, что главное – принять закон. А поправок к нему (в том числе, диаметрально меняющих смысл) можно протолкнуть столько, сколько хватит денег у заинтересованных лиц. Как говорится, была бы елка - игрушки найдутся. Над этим сейчас активно работают как лоббисты частных автоцентров, так и милиционеры. Дело в том, что отмена техосмотра для почти 7 миллионов частных автомобилей бьет по планам тех, кто в ожидании допуска к пирогу еще во времена Луценко потратили немалые суммы на приобретение дорогостоящего оборудования и получение соответствующей аккредитации (точнее, лицензии) в ГАИ. Сейчас они думают над различными способами возвращения техосмотра, хотя бы частично. Например, есть вариант, что покупателям кредитных машин, которые банк требует застраховать по КАСКО, не выдадут ни полис, ни, соответственно, машину, пока они не пройдут техконтроль на частной СТО. Но юристы говорят, что эту комбинацию легко оспорить. К тому же покупателей кредитных авто у нас не много. Если продавец заупрямится, можно уйти к другому. Более серьезная опасность надвигается со стороны ГАИ. 1 июля Министерство внутренних дел закупило на 13,5 млн. грн. мобильные станции для быстрой проверки тормозов, рулевого управления, степени тонировки стекол и ряда других параметров. Для установки станции МВД также закупило двадцать семь микроавтобусов Peugeot Boxer 330 в одном из одесских автосалонов Peugeot. Минимальная цена такого микроавтобуса, по данным газеты «Факты и комментарии», 26 тыс. дол., а вместе с оборудованием он обошелся в сумму порядка 40 тыс. дол. Так что автосалон, победивший в тендере МВД, можно смело считать первым, кто реально выиграл от принятия президентского закона. Дальше – больше. Согласно закону «О милиции» сотрудник ГАИ имеет право останавливать транспортные средства, которые несут явные признаки какой-либо технической неисправности или загрязняют окружающую среду. А в Правилах дорожного движения содержится перечень всех неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля (за это полагается штраф). Судя по всему, ГАИ-шники поставят водителей перед выбором: или запрет эксплуатации транспортных средств с неисправностями, или - дорога на диагностику. Также есть предположение, что диагностировать будут все машины, попавшие в ДТП. Но как они узнают, к примеру, что в машине не работает ручник? «Очень просто, - говорит эксперт Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в правоохранительных органах Сергей Швец. - В пункте 2.4. Правил дорожного движения однозначно указано, что по требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением настоящих Правил. Дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства, а также дать осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований. Злостное неповиновение этим требованиям влечёт последствия, предусмотренные ст. 185 КУпАП. Поэтому я не сомневаюсь, что ГАИ ни за что не отдаст столь прибыльную жилу. И диагностические станции она закупила не случайно. Надо понимать, что это не просто подразделение МВД, а госкорпорация, владеющая одновременно контролирующими, хозяйственными, регуляторными и фискальными функциями. Такой уникальной структуры нигде больше не существует…» Так что сознательным гражданам и правозащитным организациям следует быть начеку: МВД наверняка попытается выйти с предложениями по доработке принятого закона, дабы закрепить за собой право «диагностировать машины» не отходя от «кассы». Материал подготовлен при поддержке Фонда "Відродження" Ця публікація здійснена за фінансової підтримки
Європейського Союзу. За зміст публікації відповідає лише Харківська правозахисна група, і його ні за яких обставин не можна вважати таким, що відбиває позицію Європейського Союзу
This document has been produced with the financial assistance of the European Union. The contents of this document are the sole responsibility of Kharkiv Human Rights Protection Group and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the European Union также читайте[22.10.2024] [17.10.2024] [14.10.2024] [08.10.2024] [07.10.2024] [04.10.2024] |
по темеВновь на шашлыки?21. 11. 2024 | 21:10 , Олег Ельцов. ТЕМА Украина партизанская15. 11. 2024 | 11:45 , Бенджамин Кук Про Подоляка с Банковой и бабку с 16 этажа30. 10. 2024 | 18:50 , Олег Ельцов. ТЕМА ГШ ЗСУ участвует в краш-тесте25. 10. 2024 | 13:39 , Том Купер
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |