Если преподнесённые уроки будут усвоены всеми зрителями, то, по задумке налоговиков, в будущем это гарантирует не только повышение рейтинга сурового фискального ведомства, но и солидное пополнение госказны. «Одна из серий мультфильмов про Дональда Дака посвящена проблемам налогообложения. После того как в 1943 году она вышла на экраны, поступления налога на доходы выросли в четыре раза», – проводит смелую параллель замглавы ГНС Александр Клименко.
Вернуть давно утраченное доверие соотечественников рассчитывает не только налоговая. Сериалы с участием заграничных звёзд, современные интернет-порталы и даже полноценные пропагандистские телеканалы – вот далеко не весь арсенал, которым непопулярные госструктуры в нынешнем году дружно взялись смывать пятна с изрядно подпорченной репутации.
Однако добиться желаемого будет непросто. Расходы на масштабную пиар-кампанию чиновники прямо или косвенно уже переложили на налогоплательщиков. К примеру, только запуск собственного телеканала Национального банка, по самым скромным подсчётам, обойдётся казне в 10 млн. грн. Это всего на 2 млн. грн. меньше, чем в 2011 году было потрачено на пропаганду Украины за рубежом.
Впрочем, дело не только в деньгах. «Органы власти всегда превратно понимали коммуникацию, превращая её в банальную пропаганду», – комментирует наболевшую проблему известный медиаэксперт Наталья Лигачёва. Она уверена, что новые громкие пиар-акции чиновников не принесут пользы до тех пор, пока обещания не воплотятся в реальные дела.
Большая стирка
Чем ниже уровень доверия, тем больше денег нужно на то, чтобы его поднять. Очевидно, такой логикой руководствовались первые лица Нацбанка, принимая решение о создании собственного круглосуточного спутникового канала «Банк-ТV», запуск которого анонсирован на средину октября. Первоначальные расходы на реализацию амбициозных планов составляют 10 млн. грн. Более 20 часов эфира превратятся в площадку для демонстрации амбиций руководителей НБУ. 70% времени займут выпуски новостей, интервью руководителей Нацбанка и аналитика. Также планируются программы собственного производства, экономическая аналитика и авторские проекты. Целевая аудитория – узкий круг профильных специалистов.
Иван Охлобыстин будет повышать авторитет украинской фискальной службы в сериале «Налоговики» за $4–8 тыс. в час
Но небольшой зрительский круг не означает, что на производстве телепродукта удастся сэкономить. «В целом понадобится вложить около $4 млн.
(32 млн. грн.). Плюс ежемесячно 2 млн. грн. будет уходить на содержание оборудования, зарплаты, командировки и тому подобное», – прогнозирует предстоящие траты генеральный продюсер 5-го канала Юрий Стець, добавляя, что «Банк-ТV» априори не рассчитан на прибыльность, поскольку является малоинтересным для большей части населения.
Неоправданное мотовство НБУ критикуют и представители финансового сектора. Рекламировать себя госструктура могла бы экономнее и не менее эффективно. К примеру, создавая на официальном портале интернет-телевидение или выпуская программы с дальнейшей демонстрацией на существующих телеканалах. «Это лишняя трата денег. Есть профессиональная финансовая отрасль, в ней нужно работать, а не действовать по принципу «и швец, и жнец, и на дуде игрец», – считает глава Ассоциации украинский банков Александр Сугоняко.
Но доводы экспертов вряд ли будут услышаны. За многие годы НБУ привык без оглядки спускать казённые средства на финансирование спорных проектов. Так, по данным Института медиаправа, Нацбанк ежегодно тратит свыше 3 млн. грн. на девять собственных периодических изданий. Для сравнения: примерно в такую же сумму казне обошлась бы покупка четырёх современных автомобилей «скорой помощи».
Золотой портал
Ещё дальше коллег из Нацбанка пошло правительство. В конце минувшего года премьер Николай Азаров, признав, что власть проиграла информационную борьбу вокруг Налогового кодекса, пообещал сделать выводы и организовать «качественную информационно-разъяснительную работу». Сказано – сделано. Уже в мае в социальной сети Facebook были созданы официальные аккаунты премьер-министра и Кабмина, а в начале лета на сайте «Наші гроші» появилась информация о выделении на поддержку правительственного портала 200 тыс. бюджетных гривен.
Нужно быть виртуозом в сфере расточительства, чтобы потратить такую колоссальную сумму на один только сайт. «Двести тысяч на поддержку сайта – это многовато», – скептично комментирует исполнительный директор Ассоциации беспроводной связи Олег Соболев. По его словам, создание с нуля серьёзного интерактивного портала для продаж, такого как rozetka.com.ua (ведущий отечественный интернет-магазин по продаже техники. – Фокус), стоит около 80 тыс. грн. Плюс ежемесячная техническая поддержка 800–1600 грн.
Между тем сделанный Фокусом обзор предложений по поддержке сайтов показал, что самый дорогостоящий тарифный план, предусматривающий наполнение, редактирование, изменение дизайна, создание баннеров и прочее, колеблется в пределах 4 тыс. грн. в месяц, а в год это составляет примерно 48 тыс. грн.
На фоне явно раздутой сметы примечательно, что компания «Софтлайн», которая предоставит правительственному порталу услуги программного обеспечения, уже была замешана в скандале с якобы завышенной в сотни раз стоимостью услуг по созданию программ для госорганов. Однако дальше громких заявлений и депутатских обращений дело не пошло. В «Софтлайне» в ответ на резонные подозрения Фокусу сообщили одно: за 200 тыс. грн. компания будет сопровождать не только сайт Кабмина, но и другие правительственные порталы.
Кошелёк или жизнь
Не меньше вопросов относительно источников финансирования громкого пиар-проекта и к ГНС. Так, если верить Клименко, «Город мечты» был создан исключительно на деньги ветеранов и сотрудников налоговой. Учитывая уровень зарплат в главном фискальном ведомстве, в подобные заявления верится с трудом. К примеру, жалования руководителей среднего звена налоговой колеблются в пределах 3–6 тыс. грн., а молодых специалистов – 1 тыс. грн. То есть если средний взнос самих налоговиков составил рекордные для них 500 грн., то на мультфильм сбросилось около тысячи нынешних и бывших сотрудников.
«Представляете ситуацию, когда приходит добрый налоговый инспектор к бизнесмену и говорит: «А не хотите ли вы поучаствовать в создании фильма? – рассуждает Юрий Стець. – Разве у того остаётся выбор? Очевидно, что впоследствии будут говорить, мол, мы не финансируем, это наши друзья». Если догадки известного телевизионщика верны, то вскоре налоговики опять постучатся в двери к бизнесменам. На этот раз за деньгами для нового пиар-проекта ГНС – 10-серийного фильма под рабочим названием «Налоговики». Мини-сериал, как и мультфильм, – идея замглавы ГНС Клименко, но финансироваться, судя по имеющейся информации, она будет из частных источников.
О будущих затратах можно судить хотя бы по гонорарам главного героя «Налоговиков» – одного из самых высокооплачиваемых российских актёров – Ивана Охлобыстина. За один съёмочный день несостоявшийся кандидат в российские президенты берёт $4–8 тыс. Как сообщили Фокусу в пресс-службе налоговой, к работе звезда российских «Интернов» приступит уже в средине октября, а на весь сериал уйдёт не больше $1 млн. спонсорских денег.
По мнению первого замглавы парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью Геннадия Москаля, в качестве анонимных спонсоров, скорее всего, выступят предприниматели, занимающиеся незаконной деятельностью: владельцы массажных салонов, пунктов приёма металлолома и торговцы контрафактом. «Какие сейчас спонсоры? На кого наехали, тот и спонсор. Откажешься – потеряешь всё. А так хоть что-то сохранишь», – со знанием дела говорит нардеп. По его словам, собрать желаемый миллион налоговики могут за десять дней.
Фокус