В Украине началось реформирование военных прокуратур. Согласно приказу генерального прокурора Виктора Пшонки, с 1 июля ликвидированы прокуратуры Центрального, Южного и Западного регионов, а также прокуратура военно-морских сил. Вместо них создаются прокуратуры Центрального, Южного, Западного и Крымского регионов по надзору над соблюдением законов в военной сфере. О реформе корреспонденту "Ъ" ДЕНИСУ ПОПОВИЧУ рассказал военный прокурор Центрального региона НИКОЛАЙ ГОЛОМША.
— Господин Голомша, в чем заключается суть реформирования военных прокуратур?
— Генпрокурор Виктор Пшонка с 1 июля ликвидировал военные прокуратуры в том виде, в каком они существовали до сих пор. Всем военнослужащим (офицерам, работающим в военных прокуратурах.— "Ъ"), желающим продолжить службу в органах прокуратуры до 1 июля была поставлена задача уволиться с воинской службы. Сейчас они уже подали документы на увольнение. Как только министр обороны подпишет их, сотрудники будут назначены в прокуратуру Центрального региона по надзору над соблюдением законов в военной сфере. Аналогичная процедура будет проведена в Южном, Крымском и Западном регионах.
— Сохранят ли сотрудники военных прокуратур воинские звания после увольнения из рядов вооруженных сил?
— Они получат соответствующие классные чины, которые приравниваются к воинским званиям. Например, лейтенант станет юристом III класса, старший лейтенант — II класса, капитан — I класса и так далее. Генпрокурор будет назначать не прокуроров гарнизонов, как ранее, а прокуроров специализированных прокуратур по надзору над соблюдением законов в военной сфере. Например, в структуре прокуратуры Центрального региона это будут Киевская, Белоцерковская, Винницкая, Житомирская прокуратуры (всего в Центральном регионе будет 11 специализированных прокуратур.— "Ъ").
— Почему возникла необходимость в подобном реформировании?
— Военные прокуратуры всегда подчинялись генпрокурору, однако материально-техническое и финансовое обеспечение находилось в юрисдикции Министерства обороны. Это было не совсем дальновидно, поскольку создавались предпосылки для административного воздействия на прокуроров. Теперь же все передано в юрисдикцию Генеральной прокуратуры, а на прокуроров больше не распространяются требования устава. Кроме того, существенно расширяются наши полномочия.
— В чем именно?
— Например, генпрокурор ликвидировал вторые отделы в составе территориальных прокуратур. Они занимались надзором над деятельностью предприятий оборонно-промышленного комплекса, мобилизационного резерва и над соблюдением законов при реализации излишнего имущества Минобороны. Эти же вопросы могли попадать и в нашу компетенцию, но для того чтобы ознакомиться с теми или иными документами, нам приходилось запрашивать их у территориальных прокуроров. Это требовало времени, в течение которого упомянутое имущество реализовывалось неизвестно по каким схемам. То есть существовало двойное подчинение, которое исчезло после ликвидации вторых отделов. Теперь мы перенимаем все полномочия по надзору над законностью в военной сфере, а территориальные прокуратуры передают нам предметы надзора.
— Вы можете назвать какие-либо примеры нарушений при реализации излишнего имущества Минобороны?
— Нет, мы только изучаем поступающие материалы. На это нам отведен срок в три недели, а прошла всего одна. Однако у нас есть данные, касающиеся результатов надзора над соблюдением законности при обращении с военным имуществом. В нынешнем году военными прокурорами Центрального региона по результатам проведенных проверок возбуждено 23 уголовных дела, внесено 290 документов прокурорского реагирования, 973 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. Кроме того, возмещены убытки на сумму почти 2 млн грн. Всего же наибольшее количество преступлений в военных формированиях Центрального региона зарегистрировано в частях Минобороны — 135. В частях МВД — 7, войсках и органах СБУ — 6, подразделениях Госпогранслужбы — 4 и два — в формированиях государственной специальной службы транспорта Мининфраструктуры.