ТЕМА

БОГДАН СТУПКА: « МНЕ ТЯЖЕЛО В СОВРЕМЕННОЙ «ШКУРЕ»

11 апреля 2005 | 10:00 , Ольга Мусафирова, «Комсомольская правда» - специально для «Темы»

Во время «оранжевой» революции он был против ночевок митингующих в зрительном зале театра имени Франко. И это возмутило некоторых коллег по сцене. Искусство должно принадлежать народу! Ведь в театре оперетты разместили приезжих на постой и сугрев, в филармонии тоже Под шумок в политике, казалось, можно свести счеты и, так сказать, в области прекрасного - подвинуть художественного руководителя в «запас». Прославленный, звезда, лауреат? В агитбригаде, на майдане выступать - слабо? Значит, пособник «старого режима»?! Он остался на своей высоте. Волна, пошипев, пошла на убыль и стала ластиться у ног - таланта не хватило даже на интригу. Перемены и персонажи во власти кажутся глобальными только на первый взгляд. А Богдан Ступка величина абсолютная.


- Богдан Сильвестрович, что естественней для артиста смотреть на жизнь с высоты вечности, как ваш король Лир, или находиться, так сказать, на острие времени?

- Король Лир как раз не с точки зрения вечности наблюдал и проиграл поэтому. Он начал делить свое государство между дочками. Руководствовался сердцем, эмоциями. Самая любимая дочь - он ее выгоняет, а те, что поют дифирамбы: «Ты- солнце! Мы тебя боготворим, папа!» потом не принимают его. Понимаете? И только пройдя через горнило, начинает осознавать прежде не смотрел так, по-философски. Влез внутрь, а ведь был король!

- Актуальная вещь

- Абсолютно. Человек же не меняется. Меняются самолеты, мерседесы, поршни - что хочешь. А человек уязвим по-прежнему. И зависть, и подлость, и ненависть, и злоба, и доброта все осталось.

- Вы в образах разных эпох побывали - какая вам ближе?

- Ну, когда я играю в современном костюме, мне очень тяжко натягивать на себя эту «шкуру». Тяжело оказалось в двух фильмах и с генералом Серовым в «Водителе для Веры», и со стариком Блиновым в «Своих». Чем больше живешь, тем меньше понимаешь кто твой друг, кто враг. И на лесть тоже попадаешь, и потом все получается наоборот. Наверное, я должен был родиться в век с романтической аурой. А сейчас век прагматиков и коварства, Розенкранца и Гильдерстерна. Поставить бы пьесу «Гильдерстерн и Розенкранц». Без Гамлета! Он где-то здесь, но не рядом. Вот Гамлет это наш президент, Ющенко

- Ничего себе!

- Чего ж его тогда отравили?!

- А вообще актер и политика равноудаленные понятия? Особенно после минувших выборов в Украине?

- Хотелось бы избежать такой близости. Театр не надо втягивать в политику ни с одной стороны, ни с другой. У нас свое. 22 ноября, когда все вышли на Майдан, мы уехали на гастроли. И покатилось: Ступка, художественный руководитель театра, прячется от революции с «зубрами» в Белорусской Пуще, у Лукашенко, вместо того, чтобы соединиться с народом, помочь ему! А в Белоруссии - аншлаги на нашего «Ревизора». В таком стиле еще никто не ставил. Хоть в Киеве некоторые возмущались: пошлость, ганьба! Мол, показали двух гомосексуалистов, которые перетрахали всех! Только это и увидели В провинциальном городке украинском появляется человек, которого принимают за ревизора из Санкт-Петербурга, этот человек разговаривает по-русски. И хохлы, чтобы приспособиться и угодить начальству, начинают переходить на русский язык! Городничий потеет, жмется, не знает, как взяточку дать А Лужков с Жириновским не тем же занимались, когда приезжали перед выборами в Украину, в чужую страну, со своей агитацией? Не актуально разве как это не заметить? Мы перестали мыслить образами. Как писал еще Лесь Курбас, «самое страшное направление против искусства - реализм!» Но реализм очень выгоден плохим артистам.

- Ваш дебют на сцене: 1955 год, родной Львов, пьеса «Дни Турбиных» на русском языке

- Роль была без слов. Массовка, миманс! Мне исполнилось 14 лет, и мы изображали гимназистов, которые выносили генерала Скоропадского дядьку-артиста такого толстого, что еле подняли. Отец пел в хоре Львовской оперы, театр имени Станиславского приехал на гастроли, папа летом всегда подрабатывал у них. Ну и меня взяли. А вот сейчас в Москве играл в спектакле. Жена моего друга волнуется: « Надо во Львов, но ,говорят, там русских не любят». Отвечаю: «И не едь! Кругом националисты страшные, с усами, с автоматами, стреляют!» Ну что за пропаганда такая идиотская, не могу понять! Нас с Ахеждаковой, когда мы давали «Старосветскую любовь», прекрасно принимали. В качестве митинга протеста ходили четыре - не больше - бабушки, кричали: «Ступка не имеет права говорить по-русски!» Зато в прессе раздули, что спектакль запретили. Просто два продюсера деньги между собой не поделили, и вместо двух спектаклей остался один.

- То есть, русское искусство - не чужое для Западной Украины?

- Да о чем вы говорите! Виктюк как земляк привозит туда все свои вещи, и как на него бегут! Это все такая возня, знаете Много шума из ничего. Я на Новый год приезжал во Львов, так там больше русского языка, чем украинского. Потому что бизнес есть бизнес, ему все равно- абы гроши.

- Правда, что вы хорошо овладели русским , только когда женились на своей Ларисе?

- Здрасьте! Как могла бакинка научить русскому языку? С азербайжданским акцентом (подражает): «Ты что говоришь, да-а ?» У них даже в театре так разговаривали. А я с третьего класса зубрил русский язык, нас же песни заставляли петь (поет): «Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная, юные нахимовцы тебе шлют привет!»

- Нашему артисту можно стать звездой Голливуда ?

- Пока никто не стал. Знаете, как сказал Ежи Гоффман? Мы были с ним в Нью-Йорке, в Чикаго, на премьере «Огнем и мечом». «Ваша трагедия в том, что вы родились не на Потомаке».

- Но вас же сравнивают с Робертом де Ниро!

- В ноябре прошлом снимали в Лос-Анджелесе. Там в каждом городе есть свой Бродвей, как у нас раньше улица Ленина. Я сидел- солнышко пригревало, - на высоком-высоком кресле, как в баре, мы отдыхали. Мимо едет женщина, и вдруг бросает руль: « Это мой любимый де Ниро!» Бежит за автографом, наверное, не знаю. Ее не пустили: мол, де Ниро сейчас нужен покой. Или на шоппинге При наших деньгах по богатым магазинам можно только быстро пробежаться. А купить что-то - в «Маршалле», где тоже хорошие товары. Идем, на нас так странно смотрят: « Де Ниро туфли за 42 доллара выбирает!»

- В Москву Ступку не перетягивали?

- Ну да Всегда становишься популярным на одной шестой земного шарика. Я и сам хотел в театр Моссовета, в восемьдесят пятом году. Даже ездил уже с женой, к директору.

- И что помешало?

- Прочел воспоминания об артисте Романове, который играл в киевском театре имени Леси Украинки и ушел в Моссовет. Репетировал с Марецкой «Милый лжец». Жил в гостинице. И умер

( Я - после паузы, осторожно) - И что?

- А все. Я мнительный, в мистику верю. Передумал. С другой стороны, поймите, всеми фибрами я - украинский артист.

- Но ведь звезда российского кино!

- Ну так получилось. Мы же все-таки славянский народ, одна психология. Жили в одной стране, СССР называлась.

- Правда, что вы называете себя старым львовским рок-н-ролльщиком?

(Смеется) - Я хорошо танцевал, считался одним из лучших танцоров рок-н-ролла в городе, да Ребята из мединститута создали украинский джаз-оркестр, «Медикус». И я у них был ведущим. Все подпольно! Тогда же только Утесову позволялось исполнять «советский» джаз. А мы в итоге попали в «Окно сатиры» в центре города, с карикатурами: «Буржуазные подголоски, стиляги, гнилье!» Из театральной студии чуть не выгнали. Спасло только то, что меня после первого курса взяли репетировать спектакль на декаду украинской культуры в Москве. О первом советском космонавте, который полетел и разбился, погиб.

- Как такую антисоветчину вообще могли выпустить, не представляю?!

- Шестидесятый год, еще до полета Гагарина дело было. Потом сразу сняли, конечно. Но я успел на сцене МХАТа сыграть робота, из-за которого погиб космонавт -тот нарочно винтик не докрутил. Робот от своего создателя перенимал биотоки. « - Кто это сделал? Ты. Ты завидовал, а я твое «альтер эго». Но когда этого робота-убийцу уничтожали, досталось по-настоящему. Артист не рассчитал размах, стекло очков разбилось и попало мне в левый глаз Я тогда сильно переживал: все, конец карьере, что может сыграть одноглазый? Нельсона, Кутузова и Моше Даяна? А на днях я выступал во МХАТе - четвертый раз в жизни.

- В Украине сейчас обсуждают тему отменять или нет звания «народный», «заслуженный артист»

- Да, человеку больно расставаться с какими-то вещами. Но я на афише пишу: «художественный руководитель театра Богдан Ступка» - и все. На постсоветском пространстве только Украина, Россия и Белоруссия остались с этими титулами. Вот для сравнения : «Дастин Хоффман, заслуженный артист Калифорнии». Смешно звучит? Достаточно фамилии артиста, чтобы сказать: он лучший, the best. Дело не так в званиях, как в деньгах, все понимают. Почему чиновник уходит на пенсию и имеет 80-90 процентов от зарплаты? Чем народный артист хуже? В восемнадцатом году гетьман Скоропадский причислил артистов к госслужащим. Вот это подход! А он ведь всего семь или восемь месяцев руководил Украиной



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Долженко

Ночь на Ивана Купала

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: