ТЕМА

«Как провожают пароходы». Часть 3

30 июня 2005 | 14:02 , Иван Степанов

Избавиться от Бандуры, разорить пароходство, разорвать договор аренды, приватизировать вот незамысловатая схема уворовывания госимущества стоимостью свыше 50 миллионов долларов. Кому этот флот понадобился и как фальсифицировали документы для достижения цели? Почему один из фальсификаторов, Прусиков сегодня в бегах, а второй, Алферов покойник? Наконец, почему после четырех лет молчаливого затворничества Бандуры, его решили убить? С кем он планировал встретиться и о чем говорить?


Как украли пароходство

Несмотря на решение Арбитражного суда, доказавшего абсурдность обвинений пароходства во всех смертных грехах, давление на АМП не уменьшилось, счета не разблокировали. В этот критический момент появились добрые инвесторы в лице Межрегионального Промсоюза (МПС). Они пообещали красивую жизнь, выплату долгов по зарплате и многое другое - за досрочное расторжение договора аренды и передачу флота вновь созданной фирме Торговый флот Донбасса (ТФД). Все дело в том, что донецкому бизнесу показалось интересным заполучить собственный флот для экспорта своей металлургической продукции и строительной глины. Прусиков инициировал незаконную передачу флота в ТФД. Он подписывает дополнительное соглашение №6 к Договору аренды Д/1843 от 02.06.93 г. Это ключевой документ в 130-летней истории АМП. Здесь нам не избежать пространной цитаты.

Регіональне відділення ФДМУ по Донецькій області в особі начальника відділення Лазаренко С.Ж., що діє на підставі Положення Про регіональне відділення ФДМУ, з одного боку, та Орендне підприємство (надалі ОП) Азовське морське пароплавство (надалі АМП) в особі начальника ОП АМП Прусікова С.В., що діє на підставі Статуту ОП АМП, з другого боку, розглянувши протокол засідання Ради орендарів № 9 від 19 листопада 2002 року, на підставі висновків, щодо ефективності використання орендним підприємством державного майна, надійшли згоди укласти додаткову угоду оренди про нижченаведене:

В самом начале повествования мы набрались смелости заявить, что пароходство было украдено у государства - тупо и безхитростно. Поясним. Договор аренды Д/1843заключен между ФГИУ и Организацией арендаторов Арендного предприятия Азовское морское пароходство, которое является самостоятельным юридическим лицом, независимым от арендного предприятия Азовское морское пароходство. Непосредственно АП АМП выполняло скромную роль оперативного управления флотом (согласно уставу АП АМП) и не являлось арендатором имущества. Таким образом, АП АМП не имело права заключать какие-либо соглашения, дополнения и пр., изменяющие условия договора аренды. Далее речь идет о том, что ФГИ в лице С.Ж.Лазаренко и АМП рассмотрели выписку из протокола заседания Совета арендаторов № 9 от 19.11.2002, в которой идет речь об эффективности использования госимущества. На заседании якобы присутствовал Лазаренко собственной персоной. Но вот что любопытно: выписка датируется 19.11.2002, а сам протокол 22.11.2002. Как можно сделать выписку из документа, который появится тремя днями позже? Да и в самом протоколе ничего не сказано о присутствии на заседании Лазаренко. Наконец, главное: в протоколе №9 от 22.11.2002 не идет речь об эффективности использования флота и тем болем о его досрочном возврате. По факту предоставления подложной выписки прокуратура возбудила уголовное дело, которое легло под сукно.

Внимательное сопоставление приведенных фактов подводит к выводу: документ заключен на основании фальшивки, к тому же его завизировали стороны, не уполномоченные заключать подобное соглашение. Так, в конце документа стоит подпись Орендар-АП АМП, а ведь арендатором является Организация арендаторов АП АМП - совершенно другое юридическое лицо.

Подобных документов в истории передачи флота АМП во владение ТФД несть числа. Равно как и иных грубейших нарушений.

Дальше события развивались стремительно. 27.11.2002 был создан Торговый флот Донбасса, который на пятом дне существования подал в ФГИ письмо о желании арендовать флот АМП. 27.12.2002 ФГИУ своим приказом №1763создает инвентаризационную комиссию. На первоначальном наиболее ответственном этапе деребана флота директором ТФД являлся В.П.Алферов, совсем недавно погибший в автокатострофе. Источники в правоохранительных органах свидетельствуют: причиной катастрофы стал выстрел в колесо.

Алферов не долго руководил новосозданной коммерческой структурой. С января по август 2003 года директором ТФД являлся А.П.Долгов. Это, пожалуй, последний ценный свидетель и участник разворовывания флота. Именно Долгов организовывал разрыв контрактов АМП с иностранными фрахтователями. Он жив, но предпочитает держаться подальше от украинских органов. По данным этих самых органов Долгов пребывает за границей, сбежав туда из больничной палаты Мариуполя. Очевидно, тот пришел к выводу, что после обысков у него дома и в офисе, а также ряда допросов в прокуратуре, пребывание за границей благотворно скажется на его здоровье.

Есть все основания считать, что смерть Алферова связана с его участием в работе инвентаризационной комиссии, которая выдала на гора удивительные результаты! Так, общая стоимость 20 судов, здания управления АМП в Мариуполе и офис в центе Киева составила около 9 млн. долларов. Тогда как одна лишь рыночная стоимость судов не менее 40 млн. долларов. Подпись Алферова стоит на акте приемки-передачи судов и на противозаконном договоре аренды судов.

19 февраля 2003 года ФГИУ известило АМП, что договор аренды с ним продлен не будет. В процессе передачи флота во владение ТФД совершено много ошибок, издана масса лишних документов. В ФГИУ очень спешили. Настолько, что не смогли дотерпеть каких-то полгода до окончания установленного срока аренды с ОА АП АМП.

К чему бы это? Тому была очень важная причина: деньги. Уже в конце 2002 года начался резкий подъем фрахтового рынка. Так, по данным Baltic exchange, BHMI индекс состояния фрахтового рынка, а значит и доходности судов, составлял на 01.01.02 - 6859, на 01.01.03 9918, на 01.01.04 26244 пунктов.

Доходность судов в начале 2003 года выросла в 3 раза. То есть, каждый день промедления для новых собственников кораблей АМП означал десятки тысяч недополученной прибыли. Судно, зарабатывавшее 3-4 тыс. дол. в день стало зарабатывать 8-10 тысяч. Эта тенденция ни для кого не была секретом, в том числе для ФГИ и Минтранса, которые разорвали договор аренды на основании якобы убыточной деятельности. Во-первых, эта убыточность была минимальной, во-вторых, рассчитанной на глазок и очевидно, завышенной, а скорее всего, она попросту отсутствовала. При ожидаемом скачке доходности АМП, в составе которого находилось 33 судна, пароходство могло быстро и безболезненно компенсировать все долги. Такие суда как Шахтар и Б.Бабочкин в начале 2003 года зарабатывали по 9000 дол. в день при постоянных затратах максимум 2800 дол. в день.

Но ФГИУ не стало принимать во внимание все эти обстоятельства. Была реализована простая как пучок петрушки схема: работу пароходства максимально осложнили перманентными проверками, судебными тяжбами, арестами счетов, финсанкциями. После вынудили уйти несговорчивого руководителя Анатолия Бандуру. Затем на формальном основании разорвали договор аренды и с грубейшими нарушениями и фальсификациями передали суда новосозданной структуре. Точка.

Кстати, закон о банкротстве гласит, что деятельность предприятия-банкрота заканчивается постепенно с окончанием производственного цикла. Для судоходной компании это окончание чартера и полный расчет по нему. В действительности суда передавали ТФД единомоментно. Новый арендатор тупо разрывал и перезаключал договоры чартера на имя своей оффшорной компании OSTERTRANS S.A. АМП досталась гора возникших долгов и обязательств, после чего пароходство автоматически объявили банкротом. Но в действительности никто не считал а действительно ли оно банкрот? Ведь все суда в аварийном порядке передавали ТФД - с топливом, маслами, запчастями, провизией на борту. И таких судов 33, а общая стоимость дармового имущества, доставшегося ТФД миллионы долларов. Сюда же следует отнесли оборудование ГМБСС стоимостью 1,8 млн. долларов, поставленное на все суда АМП за счет прибыли. Пароходство провело за свой счет ремонты на класс, которые делаются раз в пять лет. А еще ТФД достались страховые взносы, оплачиваемые авансом. Заметьте, в каждом случае речь идет о миллионах! Но никто не собирается их возвращать. При более внимательном рассмотрении такие действия могут попасть под статью Умышленное доведение до банкротства.

После этого история с 33 единицами плавучего госимущества стоимостью около 50 миллионов долларов выходит на финальную стадию. Сообщим несведущим читателям, что исключительным доказательством права собственности на судно является одноименное Свідоцтво про право власності на судно. Это святая святых. По крайней мере для АП АМП. ТФД по началу также не собирался потрясать основ имущественного права. Но вдруг 30.12.03 на свет появились сертификаты, констатирующие: государственные суда АМП превратились в собственность ТФД, но отнюдь не Украины. Арендованное у государства имущество может стать частной собственностью единственно через процесс приватизации. А процесс этот подразумевает следующее (ст.17 Приватизація майна сданного в аренду, Закона О приватизації державного майна):

1. Приватизація зданих в оренду цілісних майнових комплексів державних підприємств, організацій та їх структурних підрозділів,крім невеликих державних підприємств, здійснюється шляхом продажу належних державі акцій відкритих акціонерних товариств (далі - товариства), заснованих державними органами приватизації та орендарями.

Итак, для проведения процедуры приватизации как минимум необходимо наличие ОАО. Напомним: ТФД существует в форме ООО.

Если коротко, то приватизация флота могла быть проведена двумя путями: через акционирование или выкуп. Но в любом случае были нарушены основные принципы приватизации. А именно: не публиковалась информация про принятие решения о приватизации объекта, не была создана такая единственно возможная при приватизации форма коллективного общества как ОАО. Наконец, законом не допускаются неконкурентные способы продажи госимущества. Резюмируем: многомиллионное государственное добро в виде судов, ранее входивших в АМП, было тривиально украдено.

Чего не успел Анатолий Бандура

Этот не короткий рассказ призван был показать, что Анатолий Бандура ну никак не вписывается в схему соучастия в хищении АМП у государства. Человек, семь лет боровшийся за сохранение флота и вынужденный сдаться лишь после однозначной угрозы физического устранения, не мог участвовать в афере по приватизации госимущества АМП. Но, как мы указали выше, версия о неком конфликте с бизнес-партнерами по уворовыванию средств АМП также выглядит весьма натянутой. И хотя циркулируют различные слухи на эту тему, вплоть до роли в убийстве Бандуры людей Семена Могилевича, это лишь слухи, не подтвержденные фактами и элементарной логикой событий.

Но каков же тогда мотив? Чтобы выдвинуть жизнеспособную версию, остается выяснить: чем занимался Анатолий Бандура в послереволюционный период. Мы поинтересовались. И выяснили любопытные обстоятельства.

На протяжении четырех последних лет он вел образ жизни отшельника, чувствуя опасность. Хотя и обходился без охраны, но жил скрытно, как подпольщик. Отправляясь в дальнюю поездку, предпринимал меры конспирации, билет заказывал в одном месте, покупал в другом. Он не делился по телефону информацией о своем местонахождении.

Едва грянула революция, Бандура ожил. У него была масса планов. В тот день, когда киллер сделал свой единственный смертельный выстрел, Анатолий Бандура стал членом новосозданной Народной экологической партии и его даже избрали членом политбюро. Анатолий Иванович принимал самое активное участие в партийном строительстве. Приоритетом новой партии было выступление в провластном блоке на выборах 2006 года. У него было твердое намерение баллотироваться в парламент. По данным автора, на место министра транспорта изначально готовили Юрия Луценко, а Бандура должен был идти к нему заместителем. Потом расстановка кадров в команде Ющенко изменилась. Но поскольку в Украине вряд ли сыщешь специалиста по морскому делу уровня Анатолия Бандуры, его знаниям наверняка нашлось бы достойное применение. Ему еще далеко было до списания на берег

Наконец, ключевой момент. Незадолго до смерти Бандура искал встречи с новой главой ФГИУ Валентиной Семенюк. Они не успели встретиться. Но о чем мог говорить Бандура с Семенюк кроме судьбы АМП и предоставления доказательств преступного уворовывания флота у державы, а также необходимости его скорейшего возвращения. Такая перспектива не могла обрадовать новых владельцев судов, которые могли узнать о готовящейся встрече. Смерть Бандуры пришлась им весьма кстати Валентине Семенюк известно, что Бандура искал встречи с ней. Но о чем он собирался сообщить, она не знает. Но, как добавила Семенюк, ФГИУ в курсе проблемы приватизации АМП.

Часть 1.

Часть 2.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: