ТЕМА

Антикризисная бездеятельность или суицид безопасности

25 ноября 2008 | 10:14 , Анатолий КОРЖОВ

В то время, когда кризисы и опасности подстерегают государство на каждом шагу, когда необходимо усиливать работу научно-экспертного сообщества, у нас происходит процесс уничтожения профильных институтов, занимающихся решением подобных проблем.


Национальный институт проблем международной безопасности (НИПМБ), Национальный институт стратегических исследований (НИСИ), Институт проблем национальной безопасности (ИПНБ) были фактически обескровлены Указом № 997/2008. Эти структуры попали под «нож» сокращения расходов Государственного бюджета Украины на содержание органов управления. Но если НИСИ продолжает существовать, потеряв фактически треть своих кадров (с 319 до 219), то НИПМБ – прекращает свое существование будучи присоединенным к ИПМБ.

Печально, но структуры, которые вносят свой вклад в повышение уровня национальной безопасности Украины, те которые первыми предупреждают об опасности, фактически ликвидируются.

Ведь так называемое, антикризисное управление, или посткризисное – это не только необходимость исправления накопленных ошибок и промахов, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, а так же, т.н. «анализ будущего в настоящем». Необходима разработка моделей, сценариев и т.д. Именно этим занимаются эксперты и ученые в государственных аналитических структурах.

Роль научно-аналитического сообщества можно проследить на примере «великой депрессии» в США, когда Ф. Рузвельт, с целью кризисного управления начал привлекать научно-экспертное сообщество. Именно благодаря Рузвельту и американских аналитическим центрам, США в кротчайшие сроки и наименьшими последствиями вышли из кризиса. И с того времени на долю США приходиться по разным подсчетам от одной трети до половины всех научно-аналитических институций в мире. Именно тогда был создан механизм сотрудничества администрации и «фабрик-мысли» (Think-Tank). И хотя такие структуры зачастую имеют не государственный статус, все же их финансирование происходит из госбюджета, и лишь небольшая доля финансируется из частных пожертвований. Главной особенностью «мозговых центров» является то, что они могут иметь, как государственный (европейская модель), так и не государственный (американская модель) статус, при этом в большинстве своем служат нуждам высшего руководства того или иного государства.

Представители Think-Tank, заполняют некий вакуум в рамках политической системы - пространство между академическим миром, с одной стороны, и сферой власти – с другой. В свое время усиление «мозговых центров», помогло создать внутри США базу для проведения Америкой в будущем глобальной политики и установления мирового доминирования.

Следует отметить, что помимо наработки креативных идей для лидеров страны, «мозговые центры» обеспечивают стабильный приток экспертов для работы в органах власти. Подобная система существовала и в Украине. Однако теперь власти ученые уже не нужны.

Отметим, что ликвидируемы НИПМБ, является «кузницей» кадров, как в фундаментальных (сильная научная школа в сфере национальной и международной безопасности; научные разработки и монографии; аспирантура и докторантура), так и в прикладных (оперативно аналитическая деятельность) исследованиях вопросов безопасности. такой практики нет нигде в стране.

Система научного и аналитического обеспечения принятия властью решений в вопросах национальной и международной безопасности создавалась на протяжении десятка лет. Благодаря таким известным ученым и практикам как академик НАН Украины С.Пирожков, В.Горбулин, О.Белов и др удалось «поштучно» собрать ведущих специалистов в этой области. В свое время, роль НИМПБ была ключевой в этом направлении. В бытность С.Пирожкова директором Института он имел статус заместителя секретаря СНБОУ, что упрощало прохождение документов от аналитика до Президента.

Но с 2007 г. начала наблюдаться тенденция к деинтеллектуализации власти. Сначала директор НИПМБ лишился приставки зам секретаря Совбеза, а теперь Институт и вовсе ликвидирован.

Как отмечает А. Гуцал, в современной украинской истории мы имеем пример абсолютно беспечного поведения общества и элиты - в значении полного нивелирования и игнорирование опасностей, угроз. Фактически эти тенденции сегодня аккумулировали в принятии решения о существенном ослаблении структур, которые действуют в сфере национальной безопасности.

Не для кого не секрет, что современный процесс глобализации вынуждает проводить целевые, комплексные исследования глобальных тенденций, прогнозировать их последствия, вырабатывать управленческие сценарии оптимизации соответствующих социальных изменений. Это - главные приоритеты современной науки и стратегической аналитики, а поэтому ослабление институтов, которые занимаются данной проблематикой необдуманный шаг и даже очень опасный…Природа в процессе эволюции выработала принцип выживания: когда возникает опасность ящерица отбрасывает хвост. У нас же власть вместо хвоста, в период кризиса, отбрасывает голову. Может это суицидальные наклонности?

Центр исследований проблем гражданского общества



комментарии [1]

26.11.2008 15:04     Кость А для чого цій братві у владі: ющу з його компанією наука і наукові експерти? Щоб обмежували можливості красти?
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Клинт Иствуд. 1971 год.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: