Город Биробиджан, столица Еврейской автономной области, находится более чем в 8300 километрах от Москвы, если ехать по Транссибирской магистрали. Скорый поезд едет сюда около пяти суток, а ближайший аэропорт находится в 200 километрах. Несмотря на труднодоступность для туриста, Биробиджан по-своему интересный город, в котором хоть раз стоит побывать.
Долгая, но интересная дорога
До Биробиджана удобнее всего доехать по железной дороге, но не с запада, а с востока - из Хабаровска, куда несколько раз на дню летают самолеты ведущих российских авиакомпаний. По прибытии в Биробиджан, уже на вокзале, в глаза бросается "местная специфика" - надпись на иврите, смотрящаяся в России, прямо скажем, экзотично.
Прежде чем перейти к описанию самого города, пару слов о наиболее удобной дороге туда, о Транссибирской магистрали. Отрезок Траннсиба, полностью проходящий по России, был закончен уже во время первой мировой войны в 1916 году (до того попасть во Владивосток полтора десятка лет можно было только через Маньчжурию в Китае). Я представлял себе Транссиб совсем иначе, нежели чем оказалось в реальности.
Во-первых, по нему практически отсутствует пассажирское движение, на один встречный пассажирский поезд или электричку приходится полтора десятка поездов грузовых, так, причем, в обоих направлениях. Судя по виду и назначению грузовых вагонов, специализация России на мировом рынке незавидная - поставщик непереработанного сырья, потребитель дешевого ширпотреба и страна-транзитер (кажется, именно такая система называется у нас "энергетической империей"). На восток гонят нефть (гораздо реже - в виде бензина), уголь, очень много кругляка, зерно, какие-то удобрения. На запад, кроме порожних цистерн везут что-то в контейнерах. Можно пять-десять минут посидеть на завалинке у транссиба, чтоб понять, чем Россия зарабатывает на самом деле. Впрочем, мы отвлеклись.
Второе, что меня сильно удивило, это... пробки. За 30-50 километров до Хабаровска движение поездов в восточном направлении парализовано, поезда стоят прямо на перегонах, так как на полустанках нет мест. Поездов такое количество, загружены они так сильно, что даже непонятно, как же это вообще в России что-то осталось. Впрочем, это не сказывается на расписании поездов на запад. Лучший вариант перемещения из Хабаровска в Биробиджан - на скоростной электричке "Ерофей Хабаров" (местные ее уважительно называют "Ерофеич"), что отправляется из Хабаровска по выходным в 8-40 утра местного времени.
2,5 часа в дороге можно наблюдать окрестные пейзажи рядом со станциями с забавными и очень короткими названиями (Ин, Аур, Оль и пр.) и любоваться на проходящее рядом с железной дорогой шоссе "Чита - Хабаровск" по которой недавно прокатился Путин на желтой КАлине. Мега-автобан оказался в реальности узенькой двухполосной дорогой без какой-либо придорожной инфраструктуры. Машин на ней немного, а обнаружить там что-нибудь отечественного производства (да хоть ту же "Калину") почти невозможно, все катаются на азиатских иномарках.
И вот уже поезд прибывает в Биробиджан. Тут, как говорится в известном анекдоте, "чистенько, но бедненько".
.
Еврейские штучки
Начиная с привокзальной площади по всему городу (особенно в центральной его части) то тут, то там можно увидеть огромное количество чего-то стилизованного под элементы еврейской культуры, прежде всего, семисвечники.
Везде по городу можно увидеть значительное количество вывесок и логотипов, стилизованных под иврит:
Кстати, радужный элемент декора над входом кафе не обозначает гей-клуб, а символизирует флаг 79-ого региона РФ.
У вокзала находится памятник первым переселенцам
и просто забавная фигурка баяниста:
Весь этот псевдоеврейский антураж сильно удивляет, когда знаешь, что собственно евреев в "Биробиджанской области" - лишь где-то 4-5 процентов населения, остальные давно уже уехали в Израиль.
Набережная реки Бира
Недавно облагороженная набережная - один из основных туристических объектов города. Не потому, конечно, что набережная чересчур хороша, а потому... что мало чего другого в городе есть.
Набережная украшена очень симпатичными скульптурами:
С центральной площади города на скульптуры и набережную решительно надвигается Владимир Ильич:
С другой стороны площади есть место и для более абстрактных архитектурных форм:
Городская застройка
На центральных улицах Биробиджан застроен преимущественно "хрущевками":
Чем дальше к окраинам - тем этажей меньше:
А во дворах можно найти деревянные многоэтажки, чем-то напоминающие бараки:
Зато повсюду - урны:
В центре, на местном Арбате находится памятник Шолому Алейхему:
Сам "Арбат" небольшой, но аккуратненький:
Ближе к окраинам - креативная реклама:
Вот, собственно, и весь Биробиджан, эдакий дальневосточный Тель-Авив.
Съездил раз, считай что все увидел. В принципе, городок интересный, для коллекции коротких путешествий - самое то, что надо.
Петр Королев для "Хвилі", Москва-Биробиджан