ТЕМА

Как мы бродяжили по Атлантике. Часть 3

01 декабря 2015 | 09:10 , Олег Ельцов, фото автора

Наркотики: много наркотиков! Водитель, даже не думай ездить на Гибралтаре на красный цвет! Самый ужасный нужник на всем Средиземноморье. TSS, дельфины, киты, летающие рыбки и неведомые морские гады за кормой. Сашими – только из свежего тунца! Меж двух циклонов: страшно... Наша патриотическая игра «Зарница». Ода атлантической волне. Как я влюбился в Атлантику.


Те из читателей, которые вместе с нами догребли до самого Гибралтара, отчасти уже стали членами команды. Поэтому, наверное, следует познакомить их с остальными матросами и руководящим составом нашего челна.

Кому-то может показаться обидной аналогия, но длительное путешествие в замкнутом пространстве лодки вызывает у меня ассоциации с тюремным заключением. Действительно, много общего: каждый – в своей «камере» с правом выхода на «прогулку» в кокпит. Весь распорядок дня подчинен неким правилам, у каждого есть обязанности, есть и «вертухаи»-начальники: шкипер и его помощник. В таких условиях интересно наблюдать за людьми, за собой, за изменениями настроения пассажиров, вырваных из привычного быта, а в Атлантике - еще и лишенных интернета...

Мне показалось, что подобные путешествия привлекают определенный тип людей. По крайней мере, у нас на борту команда оказалась довольно однородной. За исключением меня с товарищем остальные матросы умещались в возрастную категорию «те, кому под 30». Это уже не восторженные безденежные студенты, а представители молодого поколения, которые нашли свое место в жизни и не станут вам рассказывать про тысячу причин того, почему у них что-то не получилось. Это те, кто берут и делают: что на суше - в городской жизни, что на борту. Все влюблены в путешествия и почти все мечтают если не прикупить собственную яхту, то про новые морские путешествия. Некоторые уже подумывают о кругосветке. Большинство ребят прошли в Киеве шкиперские курсы, и в этом путешествии пытались практически закрепить книжные знания: ставили паруса, стояли на вахте, вязали морские узлы, швартовались, прокладывали маршрут... Нашими попутчиками были те, кто говоря высоким слогом, будет делать будущее Украины: энергичные, успешные, деловые. Мне было интересно за ними наблюдать: будущее Украины начало представляться яснее. То, как они преодолевали проблемы, принимали решения, планировали бюджет – все это будет очень скоро происходить и в украинской политике, и в госуправлении, и в отношениях между людьми.

В обеих частях трипа на лодке находились женщины, что вопреки поверью, не привело к катастрофе. Более того, способствовало смягчению атмосферы мужской казармы. А еще все три недели с нами был Виктор Сергеевич – пацан, отметивший на борту свое пятилетие с бутылкой 20-летнего рома в клешне!

Он с отцом жил душа в душу. Витька почти не капризничал и даже совершено самостоятельно вытянул небольшенького тунца, пойманного на персональный спиннинг!

В целом атмосфера на борту была довольно ненапряжной. Все находили общий язык друг с другом. Благо, обязанностей было не много. Раз в трое суток – дежурство по камбузу: нужно было накормить команду завтраком-обедом-ужином. Но зачастую обед или ужин превращался в дегустацию вин с закусками. На борту оказался человек, который даже посещал курсы сомелье и порой покупает недорогие вина на аукционе. У него дома есть специальный сосуд для обогащения вина, название которого я так и не запомнил. Випить фужер вина, налитого таким человеком – это вам не употребление сурогоатов в подворотне в позе «отзовитесь горнисты!» Часто дежурным помогали свободные от вахты. Вахта – святое: через каждые четыре часа человек должен был два часа отстоять в кокпите. Ночью это порой давалось нелегко, особенно в «собачьи вахты»: между 2 и 6 часами. Одеваться приходилось теплее: хотя температура не опускалась ниже  +10, все же без солнца на воде и на ветру холодно. В обязательном порядке все вахтенные ночью надевали жилет, скорее напоминающий лифчик. Его следовало соединить шнуром с карабином какой-то надежной части такелажа. Улетишь ночью за борт – искать будут долго.

Помимо нас – туристов, на лодке находились штурман и его помощник. Собственно, на них лежала ответственность за все, прежде всего за нашу безопасность. Поэтому они перестраховывались: сильно не кренили лодку даже в ущерб скорости, чаще чем можно было включали двигатель, старались не швартоваться ночью. Вообще, штурман на лодке – главный человек. И это правильно: в море должно быть единоначалие. Но тут следует понимать, что трипы бывают разные. У нас был довольно попсовый круиз. И очень важно, чтобы чувство меры не подвело шкипера: определять границы своих командных полномочий и даже тона, которым общаешься с людьми, которые тебя наняли. Одним словом, шкипер – это не просто «водитель» вашей лодки. Это значительно больше и от него очень многое зависит. В том числе, атмосфера, которая будет царить на борту. Рекомендую перед подобным путешествием обязательно встретиться с членами команды и прежде всего со шкипером. Желательно не ограничиваться формальной беседой, а посетить наливайку и по возможности совместно напиться. Тогда у вас появится примерное представление с кем вам доведется коротать дни и ночи в ограниченном пространстве лодки между небом и океаном.

... Вот в такой вот кампании мы среди ночи зашлив марину Alkaidesa, что на испанской части Гибралтара. В окончании полуострова стоит гора Гибралтар с британской юрисдикцией и перед въездом на эту территорию находится таможенный и пограничный пост. А еще на Гибралтаре есть база НАТО. Но присутствия военных отметить не удалось – наверное хорошо спрятались. Три года назад мы пытались прорваться на остров в салоне прокатного авто. Но бдительные погранцы развернули нас восвояси. И  мультишенген не помог. Но два года назад правила поменялись: на остров начали пускать с шенгеном. Правда, я на британскую территорию так и не ступил.

Марина Alkaidesa оказалась самым отвратительным местом из всех виденных: с жутким вонючим нужником, душем с холодной водой и чем-то неуловимо отталкивающем вокруг. На территории марины мы обнаружили брошенные авто и мотоцикл, которые стоят там явно не один месяц.

Мы причалили у самого входа в марину, рядом с заправочной станцией для яхт. Вокруг нас почти никого не было. Мы выходили на пирс, любовались горой, садящими самолетами... Вдруг из пролива к нам на приличной скорости подошел катер береговой охраны. Большая надувная лодка с двумя огромными подвесными моторами очевидно может развивать скорость далеко за 70 км\час. Из нее вышли трое серьезных воинов: кроме пистолетов я у них ничего не заметил, но осанка и выражение лиц выдавали в них ну очень не простых военных. На голове одного из них была каска, а на ней – видеокамера. Они стояли неподалеку от нас, курили и болтали, почти не обращая на нас внимания. Вдруг на высокой скорости прямо к нам подкатила полицейская малолитражка. Из нее неспешно вышли трое полицейских, поздоровались с бойцами с лодки. Один из «водников» направился к лодке и вернулся из нее с очень внушительным «пакованом», тщательно перемотанным скотчем с номером на боку. Он передал чемоданчик полицейским, те бережно уложили его в багажник и были таковы.

Мы стояли опешив: на наших глазах полиция забрала дипломатик с наркотиком стоимость явно не меньше миллиона долларов. И никакой голивудщины, спецназа-охранял, броневиков. Вот как работать надо! Позже, на выходе из Гибралтара мы пристально глядели по сторонам: вдруг море вынесет нам еще один «пакованчик», не замеченный полицией...

Я с несколькими членами команды отправился в город на закупки: ближайшие несколько дней мы будем болтаться в открытом океане без шанса закупиться в супермаркете. Набрали недостающей провизии, погрузились в такси, прибыли на лодку. К тому времени пора было отправляться в наш атлантический трип. Остальные члены команды успели смотаться на гору Гибралтар. Британцы их беспрепятственно пустили. Ребята за 30 евро вскочили в туравтобус, который быстренько провез их по всей британской достопримечательности за пару часов.

Гора очень эпично выглядит. Земли так совсем чуть, зато обладание этой горой дает Британии грандиозное влияние в регионе. Сюда даже удалось втиснуть аэропорт. Правда, из-за недостатка территории взлетная полоса пересекается с автомобильной дорогой... Поэтому при взлете-посадке самолетов автодвижение перекрывают шлагбаумом. Мы зашли на сайт гибралтарского аэропорта и узнали время вылета очередного лайнера. Он совпал с нашим выходом в пролив. Чтобы заснять эпический взлет самолета, мы специально крутились на месте под двигателем, ожидая, когда самолет полетит прямо на нас. Так мы простояли довольно долго, но самолет не взлетал: рейс задержали. Мы плюнули на него и стартовали. А через пять минут «Боинг» пролетел над нашими головами. Но мы к тому времени покинули выгодную позицию.

Сразу после выхода в пролив мы очутились в очень непривычной обстановке. Вокруг нас кишмя кишели огромные суда: сухогрузы, контейнеровозы, нефтеналивные танкеры и рыбацкие посудины. Где-то между ними затесалась даже монументальная яхта Абрамовича. Тут и там стояли нефтеперерабатывающие танкеры – в Гибралтаре оффшор: испанцы перерабытывают здесь нефть – прямо на воде и тут же заправляют подходящие суда...

Движение грандиозное. Казалось, что в любую минуту кто-то обязательно столкнется. Но этого не происходило. Корабли двигались словно по дороге – почти в кильватер друг-другу. Это носит название  TSS – участки с очень оживленным движением. Фактически, это узкие морские дороги, по которым следует двигаться как на автотрассе, расходясь левыми бортами. Справа отчетливо виднелся испанский берег. А слева – Африка. Начало смеркаться, на судах и в поселках по обе стороны пролива загорелись огни, над нами светили звезды, и все это отражалось в волнах Атлантики. Гибралтар возвышался над этой картиной. Оторваться от такого зрелища было невозможно. А гора была видна еще целые сутки. И это был последний кусок суши, что мы видели за последующие пять дней – ровно столько нам предстояло идти по Атлантике.

Наш путь от Гибралтара до Мадейры я запомню навсегда. Ничего подобного в жизни переживать не приходилось. В чем причина - объяснить не могу. Просто это совершенно замечательно: сидеть на палубе, смотреть по сторонам и не видеть ничего кроме горизонта. Океаническая волна совсем не такая, как морская. Она длинная и пологая. Что любопытно: ни у кого не было морской болезни. Не буду отвечать за остальных, но на меня пребывание в океане произвело совершенно магическое действие. Причем, погода за пять дней плавания была разной, в том числе штормовой и дождливой. Но все это воспринималось как-то естественно. Это сейчас я с улыбкой вспоминаю, как спал в каюте, намертво вцепившись в нависающую полку. Наша каюта находилась в самом носу, и кидало на волнах нас больше остальных. Но это совершенно не выматывало. Скорее, напоминало о том, как мать качала тебя в колыбели. Могу сказать точно: даже в большую качку у меня был сон младенца.

В один из дней мы, оставив люк открытым на проветривание, забыли его плотно закрыть с усилением ветра и волны. Результат: в тот самый момент, когда я лежал и читал книжку, мне на голову словно выплеснули ведро морской воды. Это были неповторимые ощущения! Тут же вся постель, включая матрас, белье и одеяло стала мокрой. А за бортом уже приближалась ночь. И ничего: мы оделись потеплее и чудесно выспались на сухом кусочке матраса, а на следующий день высушили имущество на палубе.

А еще наши морские будни скрашивали многочисленные дельфины. Они то и дело появлялись вблизи. Особенно понравились мне их ночные шоу. Сидишь на вахте, смотреть на горизонт, и вдруг – прямо под носом в свете бортовых огней замечаешь резвящиеся тушки: они выскакивали из воды просто из-под носа лодки. Случалось, что к ним присоединялись летучие рыбы (увы, ни одна так и не залетела в кокпит). Встретили кита: то ли касатку, то ли синего. Увы, его хвост в кадр не попал, но по плавнику видно, что экземпляр не из маленьких. Однажды ночью мы заметили, как буквально к самой корме лодки приблизилось некое морское чудище: огромный белый блин следовал за лодкой в свете кормовых огней. Что это было – мы так и не пришли к единому мнению. Цвет показался белым. Это не мог быть дельфин и вряд ли это был скат или медуза. Пусть теперь ученые мучаются над разгадкой...

За кормой у нас тянулись две лески: одна наживка – на тунца, вторая – на что попало. В результате почти каждый день была свежая рыба (та, что на испанских базарах от 10 евро за килограмм). Жарили, варили уху, готовили сашими. Это очень просто, повторяйте за мной: берем свежего тунца (где берем, я только что рассказал), легко его чистим (чешуи нет). Хвост, плавники, голова – в уху. Фелейку разделываем, удаляем хребет и все до единой косточки. Острым ножом нарезаем очень тонкими «стружками». Далее – по вкусу: заливаем лимоном с добавлением соли, перца и всего, чего угодно. Через пять минут ставим блюдо с сашими в кокпит. Все сбегаются, звенят фужеры, мы пьем охлажденное вино под шум волн и ветра, закусываем сашими, любуемся океаном. Важно: вино можно заменить пивом, но рыба должна быть непременно океанической и исключительно свежей. Попробуйте повторить – у вас обязательно получится!

Наш блистательный атлантический переход, длившийся пять суток, несколько отравила военно-патриотическая игра «Зарница» (бывшие пионеры, конечно, должны ее помнить). Наш шкипер почему-то решил, что все находящиеся на лодке хотят непременно в нее сыграть. А для этого следует привнести в наше путешествие всяческие пионерские трудности. А именно: было фактически запрещено использование пресной воды, которая на лодке хранится в двух 250-литровых танках. Кроме того, мы набрали около полсотни литров питьевой воды в бутылях. При рачительном использовании этого должно было хватить на весь путь до Мадейры: на умывание, мойку посуды и даже на душ(ватерклозет на яхтах осуществляется морской водой). Но шкипер решил иначе. Мы мыли посуду забортной водой, чистили зубы и умывались тоже морской водой. А впервые остановились искупаться лишь на четвертые сутки. Все покорно играли в «Зарницу», но мне это показалось неинтересным – я наигрался в нее в детстве. И на третий день принял душ к своему величайшему удовольствию. Шкипер был взбешен: его команду не выполнили. Правда, он так и не сказал, сколько воды у нас в баках. Я не стал у него выяснять: входило ли в его полномочия доведение команды до свинского состояния и как подобная экономия связана с безопасностью круиза. Замечу лишь, что на Мадейру мы привезли практически полные баки воды.

Своей борьбой с чистотой шкипер так увлекся, что забыл об одном важном элементе нашей «Зарницы»: вопрос техники безопасности на борту ограничивался пристегиванием ночных вахтовых и выдачей каждому по спасжилету. Что следует делать при аварийной ситуации, какими они могут быть, как в конце-концов, следует обращаться со спасательным кругом и вообще в ситуации, когда человек оказывается за бортом – в это нас так и не посвятили. А зря. В это же время в океане была еще одна яхта, на которой тоже игнорировали вопросы безопасности. Я расскажу о ней позже.

Ветер раздувало до 13 миль в час, мы стремительно неслись к Мадейре, проходя свыше ста миль в сутки. Вид на океан менялся ежеминутно. Нам приходилось лавировать, чтобы проскользнуть меж двух циклонов. Очень тянуло «заглянуть» на африканскую территорию – в Марокко. Касабланка, Танжер – мы видели их огни... Но Африка не значилась в нашем маршруте, а европейские круизные компании крайне отрицательно относятся к тому, чтобы их лодки заходили в африканские порты. Там не все хорошо с безопасностью мореплавания, да и ограбление лодки – событие вполне рядовое. Что ж, как-нибудь в следующий раз...

Вы все еще хотите знать, почему я в восторге от перехода по Атлантике? Признаюсь честно: не знаю. Но это было здорово!

Продолжение следует

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: