ТЕМА

Ослепленные золотым тельцом. Часть 1

20 апреля 2005 | 10:53 , Олег Ельцов

Эта история началась в ноябре 2004 года и продолжается до сих пор. Люди хотели подправить зрение в харьковском отделении клиники «Эксимер» и все 22 пациента потеряли 100% зрения на прооперированном глазу. Один человек полностью ослеп ему прооперировали оба глаза. Но сегодня речь не только об этом. Мы расскажем о подноготной офтальмологического бизнеса и о жесткой, если не сказать больше, конкурентной борьбе. Вобщем, речь о мафии медицинской.


Не только в области балета

СССР был силен не только в области балета и ракетостроения. Советская офтальмология традиционно числилась в мировых лидерах. Это отмечала даже Всемирная организация здравоохранения. Простому обывателю известны имена всемирно известных офтальмологов Владимира Филатова и Святослава Федорова. Отделить украинскую офтальмологическую школу от советской сложно. Тем не менее, мы будем говорить об украинской офтальмологии. А она, заметим, с 19 века имеет заметный удельный вес в мировой медицине. Так, первую в мире операцию по пересадке роговицы сделал академик Владимир Филатов, основатель одесской офтальмологической клиники, которая теперь носит его имя.

 

Парадокс: за минувшие 15 лет полета постсоветских госурадств в пропасть экономическую и моральную украинская офтальмология не растеряла кадры, медицинские школы, способность к развитию. Ввиду «остаточного» финансирования украинская медицина не сделала за эти годы всего, на что способна. Но главное: кадры, школа сохранились. А те, кто не выдержав перестроечного лихолетья, съехал за рубеж, констатируют: дайте нашим офтальмологам толику медпрепаратов и оборудования, которые есть у их западных коллег - не будет нам равных.

 

Пост-советское вневременье ознаменовано не одним лишь спадом финансирования. На пути к рынку в украинской медицине стали зарождаться элементы капиталистической системы здравоохранения. Наряду с государственными офтальмологическими центрами, финансируемыми из бюджета, появились многочисленные коммерческие клиники. И ситуация изменилась в корне. Если при Союзе в медицине конкурировали школы, имена, то теперь добавилось противостояние государственные-коммерческие. Государственное это традиции, «зацементированный» научный и практический потенциал, преемственность специалистов, отработанные методики, которые продолжают совершенствоваться. А еще это, хоть и скупое, но стабильное финансирование. С другой стороны в государственных клиниках слабая материальная мотивация, отсутствие самого необходимого для работы, а отсюда разочарование многих специалистов, и его производная пренебрежительное, порой откровенно хамское отношение к больным, «системное» стяжательство.

 

В коммерческих клиниках финансовая ситуация внешне несравненно лучше. Но «жирующих» коммерческих клиник отыскать не удастся. Многие аспекты коммерческой медицины слабо урегулированы законом. Если в госучреждениях больные дают взятки врачам, то коммерческие клиники, существующие за счет клиентов, вынуждены «материально поддерживать» чиновников. Уверенности в завтрашнем дне у коммерческих клиник нет. Фактически, речь идет не о высоко прибыльном бизнесе, а о борьбе за выживание. В тех случаях, когда удается достичь финансовых успехов, мало кому приходит в голову мысль о направлении части прибыли на научные исследования «в ущерб» приобретению нового лимузина или экзотическому путешествию. Зато во избежание излишних трат подобные структуры по зарабатыванию денег регистрируются в форме научно-производственных объединений, что автоматически исключает их из списка платильщиков НДС.

 

Как правило, клиника делает себе имя двумя способами: посредством агрессивной некорректной рекламы, а также «паразитирует» на репутации ведущего хирурга, который, как правило, делает львиную долю операций. Никакой школы, никакого коллектива высокопрофессиональных специалистов. Остальные врачи зачастую имеют весьма посредственную квалификацию, многих нанимают из районных поликлиник - соответственно, те не претендуют на высокие зарплаты. Одним словом, в коммерческих клиниках во главе угла - деньги.

 

Конкуренты

Характерным примером может служить офтальмологическая компания «Эксимер». Вернее служила. Сегодня у «Эксимера» есть все шансы исчезнуть с рынка без следа. Причина - ноябрьская трагедия в Харькове. Увы, нам не удалось получить официальные комментарии от руководства «Эксимера». Поэтому мы прибегли к неофициальным источникам.

 

Итак, клиники «Эксимер» начали работать в Украине в 1997 году. В России этот брэнд стал известен несколькими годами раньше. Главная «фишка» рекламной кампани упор на метод хирургического лечения близорукости, разработанный в США. Его ещо называют «Лазик». Метод отнюдь не бесспорный. Тем не менее, в рекламе «Эксимера» он заявлен едва ли не как панацея от всех бед.

 

По неофициальным сведениям, владельцами сети офтальмологических клиник «Эксимер» являются представители крупного российского бизнеса, у которого среди прочего, есть интересы в металлургическом секторе. Офтальмология для этих серьезных товарищей скорее дело имиджа, нежели бизнес. Мол, не только металлургическими миллиардами ворочаем, но и печемся о народном здоровье.

 

Итак, вслед за Россией клиники «Эксимер» появились в Украине. Еще в 2004 году их было три: в Харькове, Кременчуга и Киеве. Как утверждают в российском «Эксимере», украинские клиники с одноименным названием являются самостоятельным юридическим лицом, посему можно предположить, что претензии людей, ставших инвалидами после операций в Харькове, приниматься в Москве не будут. Насколько тесна их финансовая связь с российскими «однофамильцами», до конца не ясно. По крайней мере, официальных сведений в открытых источниках отыскать не удалось. Но то, что эта связь существует, не вызывает сомнений. Достаточно сказать, что львиную долю наиболее ответственных операций в украинских клиниках «Эксимера» делает московское светило офтальмологии академик Першин. Он, к слову, по логике вещей должен являться фигурантом уголовного дела, возбужденного Московской прокуратурой (и Харьковской тоже) в связи с трагедией в Харькове.

 

В ТЕМУ: Кирилл Борисович Першин, ведущий офтальмохирург клиники "Эксимер", врач высшей категории, доктор медицинских наук, академик РАЕН. В 1985 г. окончил 2-й Московский ордена Ленина государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова по специальности "Педиатрия". В 1987 г. окончил клиническую ординатуру по специальности "Детская офтальмология". В 1989 г. и 1991 г. работал заведущим оперблоком Плавучей глазной клиники "Петр Первый" на Кипре. До 1992 г. работал врачом-офтальмологом в МНТК "Микрохирургия глаза". 1992-1993 гг. - работал офтальмохирургом Al-Ansi Ophthalmological Hospital в городе Сана, Республика Йемен. В 1996-м защитил кандидатскую диссертацию на тему "Реконструктивная хирургия переднего отрезка глаза с короткой передне-задней осью у больных с начальной закрытоугольной глаукомой". С 1997 года - медицинский директор системы офтальмологических клиник "Эксимер". Выполнил более 50000 глазных операций, из них свыше 5000 за рубежом.

 

Першин ежемесячно наезжает в Украину, где оперирирует клиентов «Эксимера». В Киеве его звезда всходит регулярно 24 и 25 числа. Он оперирует несколько десятков больных и стремительно возвращается в белокаменную. Раньше в украинской сети «Эксимер»-клиник работал также высококлассный отечественный хирург-офтальмолог Георгий Пархоменко главврач киевского «Эксимера». Но в 2004 году, по сведениям наших источников, московское руководство нежданно проверило состояние финансовых дел и «чистоту» прибылей, которые показывали украинские руководители «дочерних предприятий» перед хэд-офисом. Результатом проверки стало увольнение руководства всех трех клиник «Эксимер» - в Киеве, Харькове и Кременчуге. А кременчугский «Эксимер» после этой истории был попросту закрыт. Теперь он снова открылся.

 

Не минуло и года, как уволенные руководители киевской клиники главврач Пархоменко, директор Козлов («чистый» бизнесмен, не имеющий медобразования) и главный бухгалтер реинкарнировались в тех же должностях, но уже в иной коммерческой структуре офтальмологической клинике «Новый взгляд». Новое медицинско-бизнесовое образование агрессивно ворвалось на рынок и стало основным конкурентом «Эксимера».

 

Реклама не от Гиппократа

Сегодня дела «Эксимера» плохи, уже не видно вездесущей и нахальной рекламы ее услуг. Зато «Новый взгляд» с экранов, газет и журналов предлагает свои сказочные услуги. Пархоменко, совсем недавно рекламировавший услуги «Эксимера», теперь прославляет «Новый взгляд» - с использованием того же набора фраз и терминологией, далекой от медицинской. Жирный заголовок к рекламному блоку, на котором красуется Пархоменко в полный рост, гласит: «200% зрения: выдумка или реальность???» В статье Пархоменко рекламирует методику лазерной коррекции зрения «Супер ЛАЗИК». Методика, заметим, не лучше и не хуже других. «Новый взгляд», как когда-то «Эксимер», тоже обещает больным 100% гарантию и прочие удовольствия. Все это рекламные штучки, имеющие мало общего с действительностью. Клиенты, пришедшие в «Новый взгляд», интересуются обещанными гарантиями, но вдруг узнают, что их случай исключительный, и гарантии на них не распространяются. В договоре значится совсем иная фраза: «Клиент предупрежден о возможных осложнениях». Пархоменко со товарищи не может не знать поговорки, бытующей в медицинских кругах: у каждого хирурга есть свое кладбище.

 

Увы, трагедия в Харькове подтвердила: в хирургии не существует 100% гарантии. Это из программы первого курса мединститута. То есть, имеем дело с элементарно агрессивной, лживой рекламой. Кстати, в США Федеральная Торговая комиссия запретила использовать при рекламировании методики ЛАЗИК информацию, вводящую пациентов в заблуждение. В Украине известно об этом запрете. Но реклама «Нового взгляда» продолжается. Она обещает безболезненную операцию, отказ от очков и контактных линз на всю оставшуюся жизнь. Но реклама не упоминает о красивом офтальмологическом термине: «Синдром сияющих звезд» - частом последствии операций, проведенных по методике «ЛАЗИК». Если без эпитетов: в темное время суток у клиентов могут появляться блики на «ибозражении», что особенно опасно при ночном вождении. Вчера и сегодня рекламная ложь транслируется «Интером», «Киевом», «5 каналом», тиражируется печатными СМИ.

 

часть 2



комментарии [1]

06.07.2010 21:46     ирина зделала корекцию 15 лет назад в москве и нежелею только полгода назад одела очки они мне мешают случайно зашла на сайт хотела найти клинику в донецке прийдётся поехать опять в москву
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: