ТЕМА

День выборов или день фальсификаторов?

15 января 2010 | 14:42 , Юрий Гавриленко, для ТЕМЫ

Отслеживая ситуацию с использованием социологии для манипулирования общественным мнением, можно констатировать: в Украине до совершенства доведены технологии обхода запрета на обнародование данных исследований за две недели до выборов. Социологию продолжают использовать для дезинформации избирателей и подготовки общественного мнения к возможным фальсификациям на выборах. Основными источниками воздействия на избирателей стали интернет-издания, которые де-юрэ не СМИ, но фактически ими являются; политические ток-шоу и иностранные СМИ.


Пункт 13 ст. 64 новой редакции закона о выборах президента Украины четко оговаривает, что средствам массовой информации всех форм собственности, которые действуют на территории Украины, запрещается в течение последних пятнадцати дней перед днем выборов распространять информацию о результатах опросов общественного мнения относительно кандидатов на пост Президента Украины. Однако это положение свободно обходится многими, в первую очередь – интернет-СМИ. Социологические данные напрямую или косвенно вовсю используются для агитации и пропаганды. В ход идут как проверенные манипулятивные приемы, так и «инновационные». Их можно поделить на несколько категорий. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

 
В СМИ нельзя? А в интернете – можно!
Интернет-СМИ столь популярны во всем мире, что многие солидные издания всерьез подумывают об отказе от своих печатных версий. В Украине до этого еще далеко, но и нтернет-аудитория стремительно растет. Лишь единицы зарегистрированы в Минюсте в качестве средств массовой информации. Именно поэтому легко обойти закон, публикуя рейтинги и данные исследований. Чаще всего информация подается следующим образом:
·        Публикуются «свежие» данные от никому не известных компаний;
·        Перепечатываются данные последних (по времени приближенности к дате выборов) исследований известных компаний. Например сайт Поток, 13 января повторяет данные исследований за ноябрь;
·        Публикуются расшифровки с «круглых столов» и пресс-конференций;
·        Комментируются рейтинги и оцениваются шансы кандидатов на основе данных различных исследований без указания даты их проведения. Так, в понедельник, 11 января, в гостях у From-UA был директор Европейского института политической культуры Александр Булавин, который рассуждал о рейтингах и шансах кандидатов;
·        Используются фальшивые данные, приписываемые известным компаниям или публикуются рейтинги без указания даты (здесь «рекордсменом» стал центр «София», исследования которого беспардонно использовали как до запрета на публикацию данных, так и после 3 января 2010 года;
·        Интернет СМИ проводят собственные «опросы» среди посетителей сайтов:
 
В результате у читателей интернет-ресурсов создается ложное впечатление о текущем положении дел. Можно уже сейчас прогнозировать, что за несколько дней до голосования в Интернет попадут «данные штабных исследований», а в день голосования – результаты некоего экзит-пола (возможно даже нескольких экзит-полов), которые будут показывать совершенно различные данные о результатах голосования.
 
«Рейтинги без цифр» и политические ток-шоу
Печатные СМИ также нашли механизм «обходного пути». В них весьма популярной стали публикации прогнозов различных политтехнологов относительно результатов выборов. При этом политтехнологи и эксперты рассуждают о росте и падении рейтингов, шансах выхода во второй тур и говорят о персональном составе первой тройки-пятерки лидеров. Естественно, никаких ссылок на проведенные исследования или на иные данные не приводится. Например, харьковская газета «Время» в материале от 9 января «Выборы президента: очевидное — непредсказуемое» рассуждает о падениях и росте рейтингов кандидатов.
Телевидение пошло схожим путем. Для озвучивания рейтингов используются ток-шоу, идущие в прямом эфире. Участвующие в них политики, политтехнологи, эксперты и журналисты могут себе позволить озвучивать что захотят. Да, ведущий может перед началом программы попросить всех соблюдать закон или сделать замечание тем, кто озвучит некие цифры. Но толку? Свою роль участники уже сыграют – донесут до избирателя информацию о рейтингах. Правдивую или нет, на суть важно, главное – оппоненты вынуждены будут приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть озвученные данные. Значит процесс пойдет дальше и будет неконтролируемым. А на избирателя снова обрушится поток разнородной и часто недостоверной информации.
Отдельно можно выделить заявления политиков и экспертов с прогнозами относительно результатов выборов, которые транслируются как новостными агентствами так и ТВ каналами. Например, 11 января свои прогнозы в интервью украинской службе радио "Свобода" озвучил эксперт Совета по внешней политике Германии Александр Рар. 12 января на пресс-конференции в Киеве в Украинском доме своими размышлениями относительно шансов на победу в выборах поделился действующий президент Украины Виктор Ющенко. 13 января на пресс-конференции в Харькове Сергей Тигипко заявил, что настроен на участие во втором туре выборов. В тот же день, в Симферополе социолог Наталья Киселева заявила, что Тигипко может быть техническим кандидатом Юлии Тимошенко, в пользу которого она может снять свою кандидатуру после первого тура выборов.
 
Электоральная география

Инновацией президентской компании 2009-2010 стало появление в СМИ специфической технологии прогнозирования результатов выборов известной как «электоральная география». Электоральная география изучает пространственные закономерности результатов выборов.

Однако ее с успехом можно применять в качестве манипулятивной технологии. В отличии от исследователей, занимающихся научным обоснованием своих прогнозов, манипуляторам вполне достаточно использовать сам принцип представления возможных результатов выборов. На своеобразной «контурной карте Украины» различными цветами показывают области в которых «по прогнозам» победит тот или иной кандидат. Развивая эту технологию, подобные «контурные карты» можно рисовать для отдельно взятой области, города, района. Формально, эта информация никак не попадает под определение «рейтинг кандидата». Фактически же, подобная пропаганда вполне может повлиять на сознательный выбор избирателя, поскольку наглядно показывает, где именно «побеждает» определенный кандидат.
 
Рейтинги в иностранных СМИ
В зарубежных СМИ часто появляются рейтинги кандидатов и прогнозы относительно результатов выборов в Украине. Причем информация от иностранных ТВ и радио может доходить до избирателя и через широкополосные сети аналогового вещания и через кабельные сети. Российские, польские, румынские, болгарские и другие каналы можно поймать на обычную антенну. Программы, транслируемые в кабельных сетях, особенно новости ведущих российских и международных каналов (CNN, BBC, DW, EuroNews, CCTV) спокойно передают как рейтинги и результаты опросов, так и прогнозы различных экспертов относительно результатов выборов. Существующие ограничения по условиям лицензирования касаются рекламы и отдельных моментов относительно покупного контента. Новостные же блоки и аналитические передачи собственного производства каналов не цензурируются, потому украинский избиратель может получать информацию о данных различных исследований и рейтингов из иностранных СМИ. Не исключено, что зная о такой возможности, некоторые кандидаты могут использовать эти каналы для трансляции нужно им информации. Но доказать этого нельзя.
Интернет-СМИ также вовсю печатают прогнозы политологов и экспертов. Например 12 января «Росбалт», сообщая о круглом столе с участием украинских политологов и пиар-технологов приводит данные о том, что лидируют в предвыборной гонке лидер Партии регионов (ПР) Виктор Янукович и премьер-министр Юлия Тимошенко.
 
Подитожим: не смотря на формальный запрет обнародования рейтингов, есть масса возможностей его обойти.
 
Манипуляции с социологическими данными внесли свой вклад не только в искажение реальной картины электоральных предпочтений, но и сыграли немаловажную роль в процессе убеждения избирателей в возможности фальсификации выборов. Согласно данным опроса, проведенного фондом "Демократические инициативы" и фирмой Ukrainian sociology service 41,4% респондентов допускают, что результаты выборов президента могут быть искажены.
При таком большом количестве людей, уверенных в возможности фальсификаций любой результат выборов будет достаточно просто оспорить любому из кандидатов. Для самих же фальсификаторов подобные настроения людей очень удобны.
 
В такой ситуации хочется предупредить каждого, кто собирается прийти и проголосовать – не обращайте внимания на рейтинги и прогнозы. Голосуйте как хотите и за того кандидата, который нравится вам. В этом случае, значительная часть усилий манипуляторов и фальсификаторов будет потрачена даром. Игнорируйте чужое мнение. Примите свое решение. Сделайте осознанный выбор.


 


Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

труба державности!

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: