Сахалин и Курилы: записки бродяги. Часть 5

03 октября 2007 | 14:19 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора

Озеро Лагунное - это доступно и красиво. Как мы в одиночестве заночевали в самом опасном месте на острове. Мы и мишка (о том, как пошутил нетрезвый лесник). Пиво на краю света, водное шоу, японские журавли и исчезающее море.

Озеро Лагунное, озеро Кипящее, медведи, муравьи, жара

Следующий день отходили от вчерашнего урока практической вулканологии. Захватив фотоаппарат и купальники, отправились на озеро Лагунное, расположенное в четырех километрах от «нашей» дачи, то есть,  если спуститься с 9-го километра трассы к морю и двигаться вдоль берега или по дачной грунтовке в сторону Южно-Курильска, который местные называют коротко - ЮК.

Лагунное мы заметили вчера с вершины вулкана – смотрелось очень красиво. При ближайшем рассмотрении также не разочаровало. Интересно, что озеро отделено от Охотского моря тонюсеньким перешейком, который издали смотрится тонкой ниточкой. При этом вода в озере пресная и холодная. Мы искупались в полном одиночестве, повалялись на  песчаном пляже и отправились «на базу». Требовалось успеть собрать рюкзаки и добраться сегодня до Кальдеры Головнина, расположенной на заповедной территории.

На даче обнаружили хозяев, занятых нехитрым крестьянским трудом. Они не желали, чтобы мы топали пешком до трассы и ловили попутку – отвезли нас на своем стареньком «японце» «Марк-2» до микроскопического поселка Серноводск. По дороге остановились посмотреть небольшое кладбище японских пленных, прилепившееся к обочине. Могилки предельно фэньшуйные, ухоженные – периодически японцы приезжают на Курилы помолиться и облагородить такие захоронения.

В Серноводске расположено «представительство» лесника, ответственного за этот участок заповедника. Лесника едва докричались – тот средь бела дня спал, как медведь и, похоже, не успел окончательно протрезветь. Узнав, что мы направляемся в кальдеру, лесник сообщил, что он только вчера оттуда вернулся. Мы поинтересовались наличием медведей. Тот успокоил: ни одного нет. Мы изменили в пропуске даты пребывания в заповеднике и проехали с нашими курильскими друзьями до 43 километра трассы. Здесь мы попрощались и свернули на грунтовку, ведущую в кальдеру.

Кальдера - циркообразная впадина с крутыми стенками и ровным дном, образовавшаяся вследствие провала вершины вулкана.

До места дотопали за 2 часа 50 минут. Видимость была отличная, пейзаж – очень разнообразный, за каждым поворотом мы словно попадали в иной климатический пояс. Досаждали жара и высокая влажность. Если первое на острове случается не так часто (но уж лучше, чем дожди), то влажность, близкая к 100% - норма жизни. Островитяне шутят: скоро жабры отрастут.

Дорога доходит до естественной обзорной площадки, с которой вся кальдера как на ладони. Мы передохнули, пособирали шикши и спустились вниз. Спуск по достаточно крутой грунтовке занял минут 15. Спустившись в низину, обнаружили два стенда, где расписана традиционная для таких мест «природоохранная информация» и предупреждение: купаться в озере Кипящем запрещено, близко приближаться не рекомендуется. Тут же дорогу пересекал ручей, из которого набрали воду на ужин-завтрак.

Времени на осмотр кальдеры и фотографирование не оставалось. Прошли до места оборудованного стойбища туристов, о чем гласила табличка. Все «оборудование» заключалось в этой табличке да столе-скамейках. Останавливаться там не рекомендуем: к озеру надо пробираться через заросли, на туристические объедки сползается масса прикормленных муравьев, да и мишка может проявить повышенный интерес к подобным «кормушкам». К тому же вскоре нас стала нещадно грызть мошка, что в общем-то для здешних мест не характерно. Резкий серный запах разносится на всю кальдеру, бурчание извергающихся газов и грязи мы слушали всю ночь, хотя находились на весьма приличном расстоянии. Не смотря на ночное время в естественной впадине – кальдере было душно и парило. В общем, это была не лучшая ночевка. В принципе, в кальдере лучше вообще не останавливаться на ночь. Пары часов для ее осмотра – более чем достаточно. Впрочем, если вы мистик, думаю, следует рискнуть переночевать поближе к Кипящему озеру. Предупреждаю: такая ночевка связана с реальным риском для жизни.

Зато все было компенсировано утренним осмотром кальдеры и озер. Собственно, здесь два озера: Кипящее и Горячее. Если в Кипящем вода действительно очень горячая, едва терпимая на ощупь, то Горячее давно остыло. Чтобы поплавать, придется идти не одну сотню метров. Мы собрали рюкзаки и пошли по берегу Горячего в сторону Кипящего. Мы шли словно по Затерянному миру – ни одной живой души, почти полное отсутствие признаков человека. И тут я вдруг врос как вкопанный. Вдоль береговой линии тянулись совершено отчетливые следы медведя. Но как же: ведь лесник еще вчера был здесь и сказал, что медведя нет. Эти следы он не мог бы не заметить. К тому же ночью шел дождик, так что, следы были утренние. И вели они к Кипящему озеру. Я переложил поближе фальшфееры (единственное, чем можно отпугнуть медведя), и мы начали дружно дуть в свистки (мишка не любит громких звуков, к тому же это для него знак не встречаться с нами, а уж если встретится, то сходить с тропы ему как-то «не по понятиям» - хозяин леса, как-никак).

Мы дошли до ручья, впадающего из Кипящего озера в Горячее, поднялись на возвышение и наблюдали за жизнью Кипящего во всей его красе. Под обломком кратера вулкана булькало-шипело несколько выходов серы и грязи. Земля вокруг была рыжей с вкраплениями серы. Тут же я заметил грандиозные чугунные котлы – остатки серного завода японцев. Они готовили серу прямо на месте ее естественного производства, после чего тащили на плечах рабов-айнов на берег океана для погрузки на корабли.

Кальдера – самое опасное место на острове. Здесь погиб не один человек. Можно просто провалиться под землю, где человек в мгновение сваривается в кипящих парах и грязи. Потому ходить надо осторожно, не прыгать, а то ведь недолго и допрыгаться… Приближаться к берегу озера не рекомендуется. Кроме всего прочего, в любой момент может активизироваться выброс грязи-пара и есть все шансы обвариться. Я конечно не выдержал и ненадолго спустился к берегу. К своему удивлению, обнаружил здесь следы стоянок туристов и даже костров.

Наснимавшись от души и приняв утренний туалет в Горячем озере, около полудня двинулись в обратный путь. Жара, духота, влажность и палящее сонце были неимоверными. Но пытка длилась недолго. Как только выбрались из кальдеры, сразу стало легче душать. На обзорной площадке встретили вторую за все время группу туристов с Сахалина – несколько семей погранцов, посвятивших отпуск любованию местными красотами. Для приморських аборигенов это большая редкость. В их команде был даже полуторагодовалый пацан. Потом наши пути-дорожки еще не раз пересекались.

Еще два часа ходу – и мы у «столбовой» дороги. Жара, густая дорожная пыль, духота и ни глотка воды. Нам взгрустнулось, но, выражаясь высоким штилем, не взирая ни на что, мы непреодолимо двигались на юг – к поселку Головнино и мысу Весло – настоящему краю света. От Головнино нас отделяло 11 километров.

Водное шоу для двоих на краю света

Если на участке ЮК-аэропорт есть хоть мало-мальское движение (о маршрутном транспорте речь не идет по определению), то дальше становится до жути безлюдно. За полтора часа ходьбы мимо нас проехали три авто, причем один из них - грузовичек - был абсолютно свободен. Одного нашего вида было достаточно, чтобы проникнуться христианским состраданием к невесть каким ветром занесенным туристам. Но водитель даже не сбавил скорость. Я в сердцах показал ему международный знак «фак». Понимаю, что был не прав, что нарушил все возможные нормы морали и народной дипломатии, но я сделал это. И почти не жалею. Впрочем, как показали наши последующие блуждания по острову, тут палец может устать показывать всем известную фигуру. Что поделаешь – просто народ тут такой, чего я никак не мог ожидать на самом Дальнем востоке.

Тем не менее, четвертая машина была нашей. За рулем сидел парень, с которым мы познакомились в этот же день несколькими часами раньше на обзорной площадке кальдеры. Мы проехали в кузове оставшиеся шесть километров. Нас выбросили на берегу моря около одного из двух имеющихся в поселке магазинчиков. Одним словом, даже на Курилах есть хорошие люди. Но мало.

Следует отметить, что магазины на острове все частные и внешне, да и по ассортименту мало чем отличающиеся от киевских, например. Ну, разве что сорта пива другие. Собственно, оно нам и нужно было после целого дня хождения с рюкзаком под солнцем. Пиво и корюшка на скамейке под магазинчиком с видом на море – хорошо. Заодно зарядили в магазине аккумуляторы к фотокамере.

Если вы считаете, что упоминание о распитии пива отнюдь не украсит мой рассказ, то я категорически не согласен. Мне даже порой кажется, что вся суть путешествий заключается в том, чтобы максимально вымотаться, проклясть все – рюкзак, ботинки, гору, тот день, когда ты вообще решил отправиться в этот поход, вместо того, чтобы плавиться на лежаке где-то в Турции-Египте. А после этого, наконец дойти до лавки с холодным пивом и сделать первый глоток… Дальше – не интересно и прозаично, буквально так же, как это бывает ежедневно в городских условиях.

Мы знали, что в ближайшие дни не встретим не только пивного ларька, но и в принципе никаких строений. Потому напивались «впрок». После чего неуверенной походкой протопали 2 километра к Тихому океану. Отаборились на берегу лимана. Приятно было осознать, что за какую-то неделю мы преодолели добрую половину острова общей протяженностью в 130 км и уже полученных впечатлений достаточно, чтобы уверенно заявлять: мы добрались на Курилы совсем не зря.

Проснувшись утром, я не смог сориентироваться в пространстве: мы ж на берегу ставили палатку. Где море, братцы? Вода в мелководном лимане отступила на добрый километр. А вдали виднелся мыс Весло, который удивил нас своим очертанием еще с самолета. Когда мы расспрашивали о нем аборигенов, некоторые курильчане заверяли, что даром потратим время, и нет там ничего кроме болота. Но я вам скажу: так могут говорить лишь люди, никогда на мысе не бывавшие.

Решили за полдня пройти до его оконечности и вернуться. По рассказам «бывалых» длина мыса – около шести километров. Но эти километры нам довелось идти по черному кварцевому песку. Спрятали рюкзаки в развалинах казармы и зашагали на край света. На выходе с окраины Головлево к берегу виднеется вал, из которого выглядывают башни закопанных танков. Стволы по-прежнему направлены в сторону Японии, но они уже никогда не выстрелят. В башню можно залезть через открытый люк и почувствовать себя защитником социалистического отечества.

Юг Кунашира значительно отличается от других уголков острова. Так, на Весле можно встретить Японского журавля (а мы не только встретили, но и сфотографировали). По дороге наблюдали грандиозных размеров шиповник. А еще – медвежьи следы. Впрочем, к невидимому присутствию мишек мы начали привыкать и даже почти не пугались – может потому что устали: нелегкая это работа - топать в вибрамах по мельчайшему песку. Вообще-то зрелище было ирреальным. Черный песок, гигантские ягоды шиповника, полное безлюдье и журавли на фоне маяка и брошенного рыжего от ржавчины бронетранспортера. Когда-то и здесь была воинская часть. Говорят, на маяке даже осталась урановая батарея, но она уже давно никому не светит. На Весло упал вязкий туман. Мы шли словно сталкеры, разглядывая разнообразные дары моря – от рваных кроссовок до мертвых крабов. И, казалось, этому пляжу не будет конца.

К окончанию третьего часа утомительной прогулки берег буквально на глазах начал закругляться, а противоположная сторона мыса постепенно приближалась и, наконец, мы остановились на буквально крайней – южной точке острова. Здесь, словно специально лежало бревно. Мы заняли свои «места в партере», собравшись «повтыкать на море». Знаете ли, все же не каждый день приходится сидеть на бревне на краю света с видом на границу, где сходятся море и океан.

И тут на горизонте появились артисты. Они приближались все ближе, и вскоре мы могли наблюдать за их кульбитами уже без помощи бинокля. Стая дельфинов резвилась что есть мочи. Казалось, что они «работали на публику», то есть на нас двоих. Собственно, после этого можно было возвращаться домой, чтобы никогда не пожалеть о поездке на Курилы. Но мы всего лишь вернулись к спрятанным рюкзакам. Навьючились и отправились в противоположную сторону по отливу (так здесь называют берег). По дороге нам встретилось несколько основательных дотов. Позже нам сказали, что это – наследие японцев. Потом они встречались на этом берегу неоднократно.

часть 1

часть 7

часть 8

часть 9

Автор благодарит за не только моральную поддержку компанию "Страховые традиции" и лично Дмитрия Гончарова.