ТЕМА

Правозащитники разбушевались!

31 июля 2008 | 10:27 , Олег Ельцов, ТЕМА

фото О.Ельцова

30 июля «Украинский хельсинский союз по правам человека» (УХСПЧ) совместно с «Харьковской правозащитной группой» (ХПГ) представили эпохальный труд ставшее уже традиционным ежегодное многостраничное исследование «Права человека в Украине-2007». Отчет был грустным, если не сказать траурным: за минувший год мы не приблизились к жизни по стандартам демократической Европы, приверженности которым не устают клясться наши вожди.


Пресс-конференцию-презентацию исследования открыл председатель ХПГ Евгений Захаров. Он не скрывал своего возмущения. Накануне случилось нечто, доселе невиданное в Украине. В ночь с 28 на 29 июля Украина решением Генпрокуратуры выдала россиянам Олега Кузнецова – гражданина России, которому наша страна еще в марте предоставила статус беженца. 19 июля прошлого года Кузнецова задержали в Киеве. На следующий день Шевченковский суд дал «добро» на его арест. Вскоре Кузнецов подал прошение о предоставлении ему статуса беженца. 5 марта 2008 года этот статус был предоставлен, поскольку с точки зрения украинских властей опасения на предмет применения пыток к Кузнецову в случае его выдачи России были обоснованы. Не взирая на это, Кузнецов продолжал находиться под арестом, хотя согласно ст. 3 Закона Украины «Про беженцев» его выдача уже была невозможна.

Впрочем, Генпрокуратура объясняла это тем, что ею был направлен протест на решение Госкомнацмиграции про предоставление Кузнецову статуса беженца. Протест судом был отклонен. Прокуратура попыталась обжаловать это решение через суд вышестоящей инстанции – вновь безуспешно. 21 июля ГПУ окончательно проиграла это дело. А через неделю, ночью на неизвестных основаниях Кузнецов по решению Генпрокурора был направлен через границу и передан российским властям. То есть, Генпрокуратура наплевала на суд, на законы Украины, на международные обязательства нашей страны.

Увы, это не первый случай преступного отношения украинских властей к судьбе беженцев. Так, в 2006 году были выданы 11 узбеков, в отношении которых вероятнее всего после этого были применены пытки.  В марте 2008-го 11 тамилов передали властям Шри-Ланки. Их дальнейшая судьба неизвестна. Вероятно, что их пытали и казнили. И узбеки и тамильцы на момент депортации подали заявления на предоставление статуса беженцев.

 В этой связи было распространено следующее заявление.

 Українська Гельсінська спілка з прав людини вважає, що пан Медведько О.І. дискредитував посаду Генерального прокурора України, прокуратуру України і завдав нищівного удару міжнародному авторитету держави. Займаючи посаду, призначену для нагляду за законністю у державі  і одночасно демонструючи відверту зневагу до рішень суду, пан Медведько О.І. створює у країні сприятливий ґрунт для розквіту свавілля та Зневаги до принципів верховенства права.

Українська Гельсінська спілка з прав людини закликає:

 Президента України:

– вжити всіх можливих заходів для повернення біженця, підступно підданого екстрадиції до країни, де йому загрожує небезпека;

– надіслати до Верховної Ради України подання про звільнення пана Медведька О.І. з посади Генерального прокурора України; 

Верховну Раду України:

– висловити недовіру Генеральному прокурору України у відповідності до пункту 25 статті 85 Конституції України;

– створити спеціальну тимчасову комісію для розслідування обставин порушення Генеральним прокурором України закону та притягнути його до відповідальності;

– терміново розробити та ухвалити зміни до законодавства, що передбачають виключно судовий порядок вирішення питання про екстрадицію особи, регулюють порядок взяття під варту, строки тримання під вартою та судовий порядок його оскарження;

 Європейське співтовариство:

– припинити дію угоди між Україною та Європейським Співтовариством про реадмісію осіб до приведення законодавства та практики України у відповідність до принципу неповернення;

 Уряди країн, які мають з Україною угоди про взаємну правову допомогу:

при вирішенні питань щодо передачі будь-яких осіб до України, враховувати, що Україна не може вважатися третьою безпечною країною відповідно до міжнародних угод про права біженців, оскільки Українська держава:

– не додержується міжнародних стандартів захисту прав біженців та шукачів притулку,

– не має належного законодавства у сфері притулку та біженців,

 – не забезпечує ефективний судовий захист проти свавільного вислання.

 

 

Впрочем, это не все грустные новости на предмет защиты прав человека в Украине. И вот тому доказательства.

  • Падает уровень политической свободы. Лишь 4% украинцев являются членами партии. А без партийного билета украинец может быть избран в лучшем случае в районные институты власти. Все что выше – практически в закрытом режиме «распределяется» партийными бонзами. Ни один политически независимый человек не может быть избран в высший законодательный орган страны – парламент.
  • Усилились националистические движения фашистского толка. Так, если в 2007 году число преступлений на национальной почве возросло в пять раз в сравнении с предыдущим годом, то лишь за полугодие 2008-го число таких преступлений вдвое превысило все преступления года 2007-го. В структуре МВД создано подразделение по борьбе с подобными преступлениями. Результат: теперь до 80% подобных преступлений раскрывается. Однако, опрос правозащитниками иностранцев, студентов прежде всего, показал, что лишь 20% пострадавших обращаются за помощью в милицию. И, оказалось, не зря: НИ ОДНОМУ! из них милиция не помогла.
  • Правозащитники констатируют общее падение качества работы правоохранительной системы, милиции прежде всего. Результат: растет число самосудов, которые граждане устраивают над нарушителями ПДД в частности. Ибо многочисленные примеры того, когда «немаленькие украинцы», совершившие тяжкие аварии уходили от всякой ответственности, подталкивают к мысли: самосуд – единственный способ наказать преступника.
  • За год не произошло остро необходимых изменений законодательной базы.
  • По прежнему распространены пытки в отношении подозреваемых, которые в основной своей массе не пресекаются прокуратурой, а суды принимают свидетельства, выбитые силой. К пыткам правоохранителей стимулирует сама система отчетности. Хотя руководством правоохранительных ведомств неоднократно провозглашался отказ от пресловутых «показателей», они остаются в силе и стимулируют руководителей любой ценой добиваться их «улучшения». Результат: в МВД раскрываемость тяжких преступлений составляет до 90%, тогда как в развитых странах, Великобритании и США например, этот процент равен 30-40.
  • Давно и настоятельно требует реформы система криминальной милиции. Она была неоднократна провозглашаема украинскими властями, но по сей день не реализована.
  • Украина давно взяла обязательства перед Советом Европы принять новый Криминально-процессуальный кодекс, однако, воз и ныне там.
  • Жуткая ситуация в системе исполнения наказаний. Так в минувшем году в Изьяславской колонии случился дикий случай. Около 40 заключенных объявили голодовку из-за нечеловеческих условий содержания. Сначала руководство колонии пообещало улучшить условия содержания, и голодовка была прекращена. Но ничего не изменилось. Тогда голодовка возобновилась. После этого на зону было введено спецподразделение, которое жестоко избило заключенных, а «зачинщиков» раскидали по другим колониям. «Ноу-хау» такого шага заключается в следующем: заключенные могут находиться на этапе от недели до нескольких месяцев. Все это время они не могут общаться с родными. За это время сходят все следы побоев и обжаловать преступные действия администрации колонии уже не остается оснований.
  • Стали массовыми нарушения прав человека на этнической почве. Основная причина – власти считают такие действия оправданными. Поэтому милиция буквально терроризирует представителей некоторых национальных групп – кавказской национальности в частности. И последние заявления министра внутренних дел Луценко – тому подспорье. Он заявлял о необходимости возвращения в законодательство смертной казни. Также заявлял, что иностранцам следует предоставлять право на проживание в Украине при единственном условии: если они женятся на украинках. Эти дичайшие заявления, которые противоречат всем международным обязательствам Украины, стали бы в цивилизованном мире причиной грандиозного скандала и гарантировали бы министру отставку. В нашей стране они оказались ненаказуемы.
  • Правоохранительные органы и прокуратура из рук вон плохо защищают права человека. Суд не многим лучше. Но даже когда суд принимает решения, которые защищают права человека, это не есть гарантией его окончательной защиты. Ведь 70% решений судов в гражданских и административных делах не исполняются. Для примера: в России этот процент равен 30, а в Белоруссии – 0.
  • Плохи дела со свободой слова. Если давление со стороны власти ослабло, то со стороны собственников изданий – усилилось. Особенно заметно это на местном уровне. Этому способствует монополизации масс-медиа, слияние СМИ в холдинги.
  • Растет разрыв между богатыми и бедными, треть населения – за чертой бедности.

 

Полностью с текстом доклада «Права человека в Украине-2007» можно ознакомиться здесь.

 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Дмитрий Корчинский в зоне АТО

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: