ТЕМА

Как мы бродяжили по Индокитаю. Часть 8

17 января 2014 | 07:33 , Олег Ельцов,ТЕМА. Фото автора

Голод в Ханое, жемчуга и острова бухты Халонг, у нас есть вьетнамские футболки, я потерял фототехнику, доза адреналина от авиакомпании и роскошь аэропорта Дубаи.


Едва прилетели в Ханой, стали искать в аэропорту кассы авикомпаний: нам непременно требовалось купить билеты в Хошимин, откуда мы вылетали домой. Обошли все три авиакомпании, летающие в Хошимин, и были неприятно удивлены ценами. В итоге купили по 173 доллара у «Вьетджет». Правда, паренек из турагентства настоятельно рекомендовал брать более дорогие билеты на «Вьетнамские авиалинии», мол – они надежнее. Мы объяснили девочкам из «Вьетджета»: с их борта мы сразу пересаживаемся на другой рейс: могут ли быть задержки с вылетом? Те успокоили: это случается крайне редко, в основном по метеоусловиям.

Потом мы вернулись к стойке турагентства – мне показался толковым парень, который там работал. После камбоджийцев и лаосцев вьетнамцы выглядят намного шустрее, пожестче и посообразительнее. Думаю, все дело в темпераменте. Но работать они умеют. Думаю, эти ребята еще покажут миру вьетнамское экономическое чудо.

Относительно самого Ханоя у нас не было никаких планов. Мы рассматривали его как перевалочную базу по пути в бухту Халонг – последний пункт нашего путешествия. Бухта находится в четырех часах езды от Ханоя. Но за окном уже темно, мы устали и все что хотим – это поселиться. Знаем, что лучшее место - в Старом квартале в самом центре. Найти там жилье самостоятельно не проблема, но мы рассудили: коль скоро наше путешествие заканчивается, а деньги еще остались, то можно немножко полениться, заказав у туроператора «пакет».

Как потом оказалось, идея была правильной. И смышленый менеджер турфирмы помог нам в этом. Он предложил гостиницу в Старом квартале, пообещал, что из нее нас заберет автобус, который доставит прямиком в Халонг. Дальше он предложил программу на два дня: нас садят на корабль, который будет плавать среди тысячи красивейших островов. Там у всех есть своя каюта, обеспечено трехразовое питание. Первая ночевка на корабле. Затем - ночь в бунгало на острове и еще экскурсии. Итого, за 3 дня на двоих все удовольствие обошлось в 400 долларов. В качестве бонуса парень по собственной инициативе выписал от турфирмы 20-долларовый флаер на посещение ресторана их компании. Ресторан оказался не из дешевых. Но более вкусной кухни в этой поездке мы не пробовали. Называется он «Летающий дракон». Да, мы могли бы самостоятельно переночевать в Ханое, затем как-то доехать до бухты и купить билеты на пароход в порту, но это отняло бы много сил, времени и вряд ли обошлось бы дешевле.

На выходе из аэропорта отыскали маршрутку в центр: 2 доллара с человека, 45 минут в пути, и мы в Старом квартале. Вокруг – неописуемая движуха, чем-то напоминающая Сайгон. Но там все было как-то празднично. В Ханое расслабленностью южного Сайгона и не пахнет. Все какие-то резкие, шумные, деловые.

Мы быстро отыскали свою гостиницу и отправились на поиски еды. И вот тут наша влюбленность во Вьетнам дала трещину. На дворе был лишь десятый час вечера, но мы все никак не могли обнаружить обыкновенную харчевню. Все тротуары заставлены пластиковыми столиками-стульчиками, в основном сидит молодежь - такая же придурковатая, как у нас: пьет какие-то коктейли, пиво, курит (и, как мне показалось, не только табак), но нормальной еды нет! Наконец заметили подобие вьетнамского фэст-фуда. Спрашиваем: «Поесть можно?» Официантка сначала отрицательно замотала головой – ресторан уже закрывался. Но ее подружка сжалилась. Мы что-то выбрали, нас быстро обслужили: вполне вкусные харчи. Девицы шустрые, а мы не умерли с голода: я расщедрился на жирные чаевые.

Поболтались еще немного по ночному городу, встретили московского парня, который уже полгода живет в Ханое: настоящий дауншифтер. У него я перенял манеру ходить по вьетнамским улицам: вместо того, чтобы перескакивать на тротуаре столы, тазы и черт знает что еще, просто выходить на проезжую часть и неторопливо шагаешь. Главное не делать резких движений – тогда несущийся автопоток успеет тебя объехать.

Утром, 21-го съели в гостинице свой шведский завтрак – очень приличный – и уже через полчаса нас забрал автобус, который вез в бухту Халонг таких же охотников за красотами. Мы ехали четыре часа, но скоро путь будет занимать вдвое меньше времени: вдоль нынешней, совершенно разбитой дороги активно прокладывают современную трассу. И это правильно: судя по количеству туристических автобусов, строительство окупится с лихвой.

Обязательная остановка всех туристов – в огромном сувенирном центре. Здесь все сделано для того, чтобы немного убавить у вас наличности. Вышивки, вазы, золото-жемчуга, шелка и чаи… Ну а нам больше понравилась скульптурная мастерская поблизости.

К обеду прибыли в порт. От открывшейся картины мы замерли с открытыми ртами. То же превращение случилось с окружающими. Море кораблей! Автобусы подходят один за одним, из них непрерывным потоком высыпаются сонмы туристов, все тут же идут на длинный причал. Рядом – капитаны со своими командирскими чемоданчиками, моряки отдают швартовы, люди и багаж грузят на большие лодки, всех наряжают в оранжевые спасжилеты, лодка через несколько минут отчаливает и на ее место уже швартуется новая. А на рейде стоят сотни кораблей. Все выкрашены в белый цвет, на корме – красный вьетнамский флаг. Зрелище завораживает.

Когда мы покупали тур в Халонг, нам демонстрировали каталог с белоснежным лайнером и багато отделанными каютами. Откуда взялись такие картинки – не знаю, но точно не из Вьетнама. В действительности все намного скромнее, но вполне сносно. Все корабли примерно одного уровня комфортности. Есть большая кают-компания, каюты на 2-3 палубах, обзорная площадка сверху. А нос украшен настоящей головой азиатского дракона. Каюты сносные, с душем и без излишеств.

Впрочем, все эти бытовые мелочи совершенно не важны. Все пассажиры высыпали на палубу и упивались открывшимся видом. Корабль почти бесшумно плыл между островами. Картина менялась на глазах: вот мы почти вплотную проходим меж двух островов-башен, а дальше из воды виднеется длинная гряда, покрытая лесом. На следующем острове замечаем песчаный пляжик и миниатюрный домик на нем.

Нас пригласили на обед в кают-кампанию. В ней большие окна и, сидя за столом, ты не только поглощаешь блюда, но и наблюдаешь, как вокруг словно в театре медленно перемещаются декорации: корабли, острова, облака.

Погода подвела: было довольно пасмурно, порой моросил дождик: не лучшие условия для фотосьемки. Вечером капитан угощал гостей чилийским вином, наиболее активные граждане пели караоке, им активно помогал один общительный матрос.

Вечером, когда мы уже лежали в постели и любовались огнями кораблей, как и наш, стоящих на рейде, в окно постучали… Поначалу я не смог понять что вообще происходит? Вокруг вода, откуда люди? Может пираты? Но в окне появилось улыбающееся лицо аборигенки. Это была торговка: она подплыла на лодочке, чтобы предложить туристам свой нехитрый товар. Дело в том, что на корабль формально запрещено проносить воду и алкоголь: их следует заказывать в баре. Наверное торговка делала неплохой бизнес на «контрабанде» подакцизного товара.

Утром после завтрака нас с вещичками посадили на другой корабль и доставили на остров, где на песчаном пляже вытянулись в линию бунгало. Делать тут было определенно нечего. Мы лежали на пляжных топчанах и втыкали в окружающую действительность. Желающие могли взять каяки и обследовать близлежащие острова (главное – найти потом дорогу назад). Мы же по горло были сыты каякингом. Книжка и  банка пива были логичным завершением нашего многодневного многосоткилометрового трипа.

Чтобы туристы не заскучали и не развязали войну за еду, женщин и власть на острове, нас отвлекли от тягот безделья парой интересных вылазок. Мы посетили грандиозную пещеру на одном из крупных островов. Она была со вкусом освещена и вызвала всеобщий восторг.

А затем появился повод восторгаться от иного зрелища. Нас привезли на устричную ферму. Посреди бухты покачивалась на волнах целая плавучая фабрика и магазин: в воде в специальных сетчатых корзинах росли устрицы, на столике работница вынимала их из домиков-решеток, а дальше сидел самый главный специалист. Дело в том, что устрица – моллюск двойного народно-хозяйственного назначения. Во-первых, в ней выращивают жемчуг, и только во-вторых подают на стол. У парня на рабочем месте стояла лупа, под которой  он, орудуя загадочными инструментами, вживлял в устрицу маленькую горошину, из которой, если повезет, устрица вырастит жемчужину. Как правило, на это уходит около девяти месяцев. Как вы поняли, процесс вынашивания устрицей жемчужины почти как у нас – у людей.

В следующем зале был выставлен конечный продукт устричного производства. Надо было видеть выражения лиц женщин. Честно сказать, даже мне стало интересно. Никогда не приходилось видеть черного жемчуга, а про золотой даже не приходилось слышать. Цена золотожемчужного ожерелья – около 8000 долларов. Но были изделия на любой кошелек. Можно выбрать две жемчужины по вкусу и две оправки для них. Мастер тут же вставит жемчужины в оправки: получите сережки вашего собственного дизайна! Мы не удержались и купили подарок нашей 11-летней моднице: две роскошных сережки с маленькими жемчужинками. Они стоили всего 25 долларов, но об этом никто не догадается. Народ начал активно скупать жемчуга. Женщины тут же одевали украшения и с любопытством посматривали на окружающих, пытаясь поймать на себе взгляды зависти и восхищения.

Посещение Халонга стало достойным завершением нашего путешествия. Здесь у туриста нет особого выбора: есть один способ увидеть острова – это проплыть по бухте на кораблике. Сама бухта настолько хороша, что больше ничего и не нужно: увидеть, запомнить и уехать.

В Ханое у нас был еще день и ночь для праздного шатания. В самом центре расположено крупное озеро, на нем остров, а на острове – дворец. К дворцу ведет красивый мостик. В парке вокруг озера народ бегает, медитирует, занимается гимнастикой под музыку, знакомится и выгуливает детей. Рядом – масса сувенирных магазинчиков и кафе. Мы случайно натолкнулись в узком переулке на настоящую французскую кондитерскую. Ее хозяин – настоящий француз, готовит настоящие трюфеля. Мы выпили отличный кофе с трюфелями, хозяин лично нам их подавал. Одним словом: бонжур-тужур!

Посещение ночного рынка не порадовало. Он очень напоминал вещевые рынки родной Украины. Только товар похуже и подешевле. Мы накупили футболок. Мне достались с дедушкой Хошимином и с вьетнамскими серпом и молотом.

Следующим утром я вышел пораньше, чтобы поснимать просыпающийся мегаполис. Снимать людей в Индокитае нелегко. Видимо, у них это плохая примета. Поэтому, как правило, люди отворачивают лицо от камеры. И только дети всегда улыбаются.

.

Напротив входа в нашу гостиницу мы обнаружили микроскопический маникюрный салон. Наташа уговорила меня испытать вместе с ней квалификацию местных мастеров. Моя мастерица так старалась, была такой нежной, что я благополучно уснул в ходе процедуры. Когда все закончилось, я спросонья рассчитался и пополз в номер досыпать. Проснувшись через пару часов, обнаружил пропажу кофра с моим любимчиком – фотоаппаратом Фуджи Х-Е1 и дополнительным объективом, который дала мне на тест компания «Фуджи Украина». Цена содержимого кофра – около 3000 долларов. Сон как рукой сняло! Я бросился к лифту и вскоре стоял перед дверью маникюрного салона. Она была закрыта: девица ушла на обед. А в салоне я увидел мой дорогой кофр. Я его едва не проспал! Далеко не в каждой стране мира вам бы вернули фототехнику в несколько тысяч долларов.

Мы намотали не один километр по улицам Ханоя. Город оказался не плох и не хорош. Столица, одним словом. Но в Азии всегда и везде можно до бесконечности наблюдать уличный трафик, главное занять правильную позицию. И мы ее заняли в «народной» столовке, за столиком на тротуаре. Спешить нам было некуда, мы неспешно жевали диковинную еду, посасывали пиво и наблюдали за улицей. А потом улетели домой.

Возвращение на Родину прошло не гладко. В аэропорту Ханоя нас сразу насторожило излишнее скопление народа в зале ожидания. Самолеты в Сайгон отправлялись каждый час. Но предыдущий рейс нашей авикомпании еще не вылетел, хотя уже давно должен был находиться в воздухе. Перед табло отлета собрались взволнованные пассажиры: откладывалось около десятка рейсов. Что любопытно: «Вьетнамские авиалинии» вылетали вовремя. Никто не мог объяснить причину задержки и назвать время вылета. Мы же тем временем занимались арифметикой. Билет покупали с четырехчасовым зазором между нашим прибытием в Хошимин и вылетом в Дубай. Если самолет из Ханоя опоздает на три часа и больше – мы не успеваем пересесть на самолет «Эмирейтс», а значит из Дубая рейс МАУ также улетит без нас. Помимо неопределенного времени, которое прийдется прожить в транзитних зонах аэропортов, мы вынуждены будем влезть в глубочайший минус на банковских картах, чтобы купить очень недешевые билеты на ближайшие рейсы. Было от чего поволноваться. Но чудо случилось! С опозданием на два часа тридцать минут наш самолет взлетел!

В Сайгоне мы подбежали к стойке уже после начала регистрации. Девушка, выдававшая посадочные талоны, не могла взять в толк: почему эти туристы возвращаются без багажа – только с двумя небольшими рюкзаками ручной клади. А у нас на лице замерла малахольная улыбка: ведь счастье не в вещах, а в том, чтобы успеть на свой самолет.

До Дубая летели на «Эмирейтс аирлайнс». Я так и не понял причин восторга от этой авиакомпании. Посредственный сервис, еда, не вышколенный персонал, а главное – по их вине мы вынуждены будем почти сутки провести в транзитной зоне аэропорта. Дело в том, что «Эмирейтс» дважды за два месяца после покупки билетов меняли дату вылета. В итоге мы не успевали пересесть на рейс МАУ из Дубая в Киев. Пришлось переносить рейс «Эмирейтс» на день раньше.

Я гулял по огромным терминалам арбского аэропорта и начинал понимать почему так дорог бензин. В аэропорт Дубаи вбухали столько денег,  что следует ожидать очередного скачка цен на нефтепродукты. Благо тут не скучно, можно пошастать по бутикам, прицениться к «Омеге» тысяч за двадцать долларов или протестировать новомодные наушники «Битс» за шестьсот долларов, которые разметают как горячие пирожки, не взирая на то, что они звучат как копеечный ширпотреб. А еще тут есть кресла-лежаки для отдыха, на которых можно не только поспать, но и незаметно выпить вкусного виски из «Дьюти фри».

В завершение

Что можно сказать по результатам нашего трипа? Только то, что ехать по нашим стопам надо. Эта рекомендация не касается тех, кто покупает в агентстве турпутевки «все включено», у кого есть чемодан на колесиках, но нет рюкзака, кто жить не может без «Биг мака» и вообще «не желает видеть всю эту нищету». Остальным сообщаем: Азия – один из немногих регионов этой очень небольшой планеты, где еще можно обнаружить настоящую жизнь. Здесь люди пока не разучились улыбаться просто так, радоваться без интернета, строить домики из бамбуковых листьев, и еще не узнали, что за деньги можно совершить любую гадость.   

Мы не знаем истинной разгадки таинственной индокитайской души, но заметили: там, где много буддизма – много хороших людей и мало конфликтов. Мы не призываем вступать в ряды буддистов (нас там тоже не отыщите), просто констатируем результаты своих наблюдений.

Мы составили собственный рейтинг, которым делимся с читателями совершенно безвозмездно и безответственно. Интересным во всех отношениях и для всех категорий туристов представляется Лаос. Здесь бедненько, но чистенько и комфортненько.

У Камбоджи свои преимущества: свободное хождение доллара (что освобождает от необходимости подсчитывать количество нулей на банкнотах),   запредельно низкие цены на алкоголь, достаточный выбор природных красот. И еще у вас появится возможность заявить друзьям: «А я был в Ангкоре!»

Вьетнам безусловно хорош. Но он требует значительного времени на знакомство. Если Лаос и Камбоджа покорены, тогда смело пересекайте Вьетнам с севера на юг. Юг, в частности Сайгон, представляется более релаксным и предпочтительным. Похоже, капитализм, стремительно накрывает социалистическую республику Вьетнам. Возможно, скоро там не останется Азии – только капитализм и асфальт, но мы не можем на это повлиять. Если вы планируете когда-то посетить Индокитай, не затягивайте с визитом: мир стремительно меняется и этот прекрасный регион тоже. Через пару лет наши рекомендации могут стать не актуальными: все слишком быстро развивается, асфальтируется, электрифицируется, капитализируется. А пока остается шанс увидеть людей, которые умеют радоваться жизни без мобильного телефона и не знают про существование фейсбука.

И больше мне вам нечего рассказать.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Казаки на III Международном казачьем форуме, в Симферополе, в четверг, 12 июня 2008 г. 600-700 казаков собрались в центре Симферополя на III Международный казачий форум. Форум приурочен ко дню России. В нем принимают участие казаки Приднестровья, Беларуси, ряда регионов России - Дальнего Востока, Кубани, Оренбурга, а также крымские казаки. Мероприятие проходит под флагами России, Крыма, флагами казачьих организаций, партии «Руский блок» и Российского общества Крыма. Фото Алексея Сувирова / УНИАН

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: